Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения
1.1.1 Дневные страхи
1.1.2 Ночные страхи
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития
Глава 3. Исследование влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития
Выводы
Заключение
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

topref.ru-198384.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

     страх задержка развитие детский коррекция 

 

      Глава 3. Исследование влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития 

     Цель: определить способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
  2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
  3. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

     4. Провести анализ результатов исследования.

     5.Сделать  выводы на основании полученных  результатов исследования.

     Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что рисуночная терапия эффективна при условиях: а) хорошего развития фантазии; б) преобразования в рисунке устрашающей ситуации в не устрашающую.

     Объектом исследования является процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов у детей с задержкой психического развития.

     Предметом исследования выступает: факторы и условия, влияющие на использование рисуночного метода для коррекции страхов детей с задержкой психического развития.

     Выборка: 12 человек: – дети с задержкой  психического развития (6-7 лет, МДОУ № 87 комбинированного вида.)

     Методики:

  1. «Страхи в домиках»

     2. «Нарисуй свой страх»

     Наше  исследование проводилось в 3 этапа:

     Первый  этап: Диагностический.

     Цель  этапа: Выявление количества страхов  и у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Для решения поставленной цели нами использовались следующие методики:

  1. Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках». В процессе выполнения теста, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, чужих людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
  2. Методика Дьяченко «Дорисуй». На листе бумаги нарисованы полукруги, каждому ребенку предлагалось рассмотреть их и дорисовать так чтобы получилось шесть разных предметов.

     Второй  этап: Практический

     Цель  этапа: проведение коррекционной работы по снижению уровня страха у дошкольников с задержкой психического развития.

     На  практическом этапе дальнейшая работа планировалась исходя из данных, полученных на диагностическом этапе. Работа заключалась в коррекции детских страхов, имеющих наиболее высокие показатели по тесту «Страхи в домиках». Занятия проводились в индивидуальной форме. В процессе занятий проводилась индивидуальная изобразительная деятельность и беседа с ребенком.

     Для коррекции детских страхов нами была использована коррекционная методика арт-терапии «Нарисуй свой страх». Её целью является: визуализация страха и дальнейшее манипулирование им. Коррекция проводилась в 2 подэтапа.

     На  первом подэтапе ребенку предлагалось нарисовать свой страх, а затем украсить его, чтобы оно ему понравилось и стало добрым.

     На  втором подэтапе ребенку предлагалось нарисовать себя рядом со своим страхом, подружиться с ним.

     Третий  этап: Контрольный.

     Цель  этапа: определение эффективности коррекционной работы на снижение страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Для решения поставленной цели нами была использована методика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».

     Так же на данном этапе проводился математический анализ данных (t-критерий Стьюдента). С помощью которого удалось выявить эффективность подобранных нами методик для коррекции страхов детей с задержкой психического развития (t-статистическое: - 4, 48 и t-критическое: 2,20).

     По  данным корреляции можно сделать вывод об отсутствии связи между количеством страхов у детей с задержкой психического развития и уровнем развития фантазии. Что можно объяснить воздействием на страхи других факторов, например социальная обстановка.

     Выводы:

     В нашей работе был проведен анализ литературных источников и обозначены основные подходы, касающиеся проблемы страхов детей: понятие страха, причины их возникновения.

     На  основе подобранных методик, мы не выявили  связь между развитием фантазии и количеством страхов детей с задержкой психического развития. Данные результаты можно объяснить влиянием на страхи воздействием других факторов или недостаточностью детей с низким уровнем фантазии. Так как в экспериментальной группе по данным исследования находятся дети с хорошим уровнем развития фантазии (60 %). Однако нам удалось выявить эффективность группы коррекционных методик «Нарисуй свои страх».

     После проведения данных методик мы получили следующие данные: до проведения коррекционных методик общее количество набранных детьми баллов составляет 169 баллов, а после проведения – 154. На основе анализа данных, полученных в ходе исследования, при помощи t-критерия Стьюдента, удалось выявить эффективность предложенных нами методик для коррекции страхов детей с задержкой психического развития. (t-статистическое: - 4, 48 и t-критическое: 2,20).

     Следовательно, можно сделать вывод об эффективности данных методик при коррекции страхов детей с задержкой психического развития. 

     Общее количество страхов  у детей с задержкой психического развития до и после проведения группы методик «Нарисуй свой страх»

       

     Общее количество баллов набранных  детьми по методике «Дорисуй»

       

 

      Заключение 

     В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – определение способов коррекции страхов для детей дошкольного возраста задержкой психического развития, а так же были решены все поставленные задачи. Наше исследование показало, что количество страхов у детей с задержкой психического развития не зависит от уровня развития их фантазии.

     В результате коррекции страхов детей с задержкой психического развития, была выявлена эффективность методик «Нарисуй свой страх». Однако выдвинутое нами предположение о том, что количество страхов детей с задержкой психического развития зависит от уровня развития фантазии не подтвердилось, что можно объяснить воздействием на страхи других факторов, например социальная обстановка.

     В дальнейшем нами планируется разработка и адаптация программы, направленная на коррекцию страхов детей с  задержкой психического развития по средствам изо-терапии, так как, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

     Личность ребенка с задержкой психического развития специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка и зная специфику, своеобразие его эмоциональной сферы и предрасположенность к возникновению страхов, умело проводить коррекционную работу по их устранению. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка с задержкой психического развития в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем. 

 

      Литература: 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. – 6-е изд. – М.: Альма Матер, 2006. – 702 с
  2. Банщиков, В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология: [Текст]. М.: Изд-во «Медицина», 1967 – 235 с.
  3. Власова, Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями [Текст] М.: Изд-во «Просвещение», 1967 – 205 с.
  4. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]– М., 1995.
  5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] - СПб.: «Издательство союз», 2000.-448с.
  6. Конева, Е.В. Учителю о детях с задержкой психичекого развития [Текст] / У.В. Конева; Департамент образования Администрации Яросл обл., Центр психолого-медецинско-социального сопровождения «Центр помощи детям», 2003. – 133с.
  7. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]: науч.-практ рук / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004. – 345с.
  8. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб. пособие для пед. институтов и пед. училищ / В.С. Мухина; Под. ред. Л.А. Венгера. – М.: просвещение, 1975. – 239 с.
  9. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.2. – 606 с.[Текст]
  10. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  11. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. [Текст] – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998 – 400 с.

12. Психология  детей с задержкой психического  развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия: уч. пособие для студентов вузов , обучающихся по направлению и специальностям психологии/ Институт спец. Педагогики и психологии, Междунад ун-т семьи и ребенка им. Р. Валленберга;сост. О.В. Защиринская, 2004. – 430 с.[Текст]

13. Психология  эмоций / Под ред. Вилюнаса, В.К., Гиппенрейтера,  Ю.Б., 2- е изд., [Текст] - М.: Изд-во Московского университета., 1993 – 302 с.

14. Психологическая  энциклопедия. – 2-е изд./ Под ред.  Р. Корсина, А. Ауэрбаха [Текст] – СПб.: Питер, 2003 – 1096 с.

  1. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовского, Т.В. Розанова, Л,И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. –е изд., стер. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
  2. Шестилетние дети: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] Н. Новгород: НГПУ, 1993 – 124с.
  3. http: // adalin.mospsy.ru
  4. http: // www.trevozhno/
 

 

      Приложение 1 

     Сводная таблица результатов детей с  задержкой психического развития до проведения методики «Нарисуй свой страх».

Имя ребенка Количество  страхов
Артем С. 11
Настя А 20
Максим  Ч. 16
Коля  Б. 15
Вуссал  А. 17
Андрей  К. 9
Коля  К. 16
Алеша Ф. 14
Влад  С. 13
Влад  К. 12
Максим  В. 14
Илья  Б 12

 

     Сводная таблица результатов детей с  задержкой психического развития после  проведения методики «Нарисуй свой страх»

Имя ребенка Количество  страхов
Артем С. 11
Настя А 18
Максим  Ч. 14
Коля  Б. 12
Вуссал  А. 16
Андрей  К. 8
Коля  К. 14
Алеша Ф. 13
Влад  С. 11
Влад  К. 12
Максим  В. 13
Илья  Б 12

Информация о работе Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития