Способы разрешения конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Конфликты стали неотъемлемой частью современной жизни. Общепризнанно, что абсолютное большинство людей воспринимают понятие «конфликт» негативно. Сознание, как правило, выстраивает логическую цепочку следующего типа: конфликт - опасность - нестабильность положения, но, что особенно важно в данном рассуждении, следствия носят однозначно отрицательный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта……3
2. Типы конфликтов и способов поведения в них…………………………….5
3. Причины конфликта………………………………………………………....13
4. Психологическая сущность, структура и функции конфликта…………...15
5. Способы разрешения конфликтных ситуаций……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………..…32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

2) блок методов, используемых до начала переговоров в условиях конфликта (невербальная группа методов); дать собеседнику возможность выговориться, не перебивать его, обнаружить позой, мимикой сочувствие к нему; сокращение дистанции между собеседниками;

3) основная фаза переговоров – блок методов словесного характера: переключить внимание собеседника с предмета конфликта, предложить ему другую тему, отвлечь внимание от конфликта; полезно в случае необходимости признать свою вину, давая возможность собеседнику признать его вину; необходимо признавать правоту собеседника; попытка устранить конфликт, не затягивая его;

4) рекомендации специального характера – используются в сложных ситуациях, когда другие методы не действуют: в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он невежлив, груб, приняв подчеркнуто вежливый тон; в случае явной агрессивности следует применить более сильную агрессию; указав собеседнику на то, что настаивание на его необоснованных требованиях в ходе конфликта приведет к тому, что о нем сложится негативное мышление в коллективе и у людей, мнением которых он дорожит.

Среди тренинговых методик можно выделить следующие.

Упражнение № 1.

«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные

стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность»[5].

Упражнение № 2.

«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:

- полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;

- анализ подлинных причин конфликта, которые могут скрывать оппоненты за мнимыми причинами;

- локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и стремление к сужению области противоречия;

- отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешают людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;

                  наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента;

                  максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента;

                  дождитесь, пока спадет накал страстей;

                  постарайтесь отсечь историю конфликта;

                  перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта;

                  тщательно контролируйте свою речь.

Замедлина  Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:

1) рекомендации общего характера, которые надо учитывать в условиях любого человеческого общения, в том числе и конфликта: постоянное внимание к собеседнику; способность выслушать собеседника; уважительное отношение к собеседнику; адекватное реагирование на поведение собеседника; замедление темпа речи, если собеседник взволнован; умение сопереживать партнеру (проявление эмпатии);

2) блок методов, используемых до начала переговоров в условиях конфликта (невербальная группа методов); дать собеседнику возможность выговориться, не перебивать его, обнаружить позой, мимикой сочувствие к нему; сокращение дистанции между собеседниками;

3) основная фаза переговоров – блок методов словесного характера: переключить внимание собеседника с предмета конфликта, предложить ему другую тему, отвлечь внимание от конфликта; полезно в случае необходимости признать свою вину, давая возможность собеседнику признать его вину; необходимо признавать правоту собеседника; попытка устранить конфликт, не затягивая его;

4) рекомендации специального характера – используются в сложных ситуациях, когда другие методы не действуют: в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он невежлив, груб, приняв подчеркнуто вежливый тон; в случае явной агрессивности следует применить более сильную агрессию; указав собеседнику на то, что настаивание на его необоснованных требованиях в ходе конфликта приведет к тому, что о нем сложится негативное мышление в коллективе и у людей, мнением которых он дорожит.

Среди тренинговых методик можно выделить следующие.

Упражнение № 1.

«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные

стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность»[6].

Упражнение № 2.

«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:

- полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;

- анализ подлинных причин конфликта, которые могут скрывать оппоненты за мнимыми причинами;

- локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и стремление к сужению области противоречия;

- отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешают людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;

- переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит отвергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены; лучше попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты;

- достаточная активность, поскольку даже отступая можно сохранить спокойный эмоциональный тон отношений.

В процессе обсуждения участники решают, какие пары наиболее конструктивно и толерантно нашли выход из конфликтной ситуации.

Упражнение № 3.

Участники разбиваются на две команды. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (вовлекать пассивных участников и приостанавливать затянувшиеся монологи, быть тактичным к выступающим, доказательность, логика, четкость формулировок, соответствие теме) и систему оценок (в баллах), группа избирает руководителя дискуссии. После завершения обсуждения выбранной темы ведущие объявляет и комментирует результаты. В заключении – коллективное обсуждение хода дискуссии.

Примером темы обсуждения может быт вопрос о толерантности в межнациональных отношениях: в правительстве многонационального государственного образования должны ли находиться представители всех национальностей, проживающих на его территории?»[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что конфликты вызываются различными причинами и протекают при неодинаковых обстоятельствах.

Нет никого, кто получал бы удовольствие от конфликта на каком бы ни было уровне: социальном, семейном или личном. Нам известно, что конфликт – это существующая реальность, с которой мы все сталкиваемся.

Учиться тому, как избежать и пресечь конфликт, является основой взаимоотношений. Основное разрешение проблемы лежит в том, чтобы научиться быть зрелым и бескорыстным человеком. Мы должны чувствовать, что наше новое поколение дает нам новую возможность учить молодежь тому, как общаться с другими людьми с уважением, справедливо и с любовью. Молодежь – это наша надежда в создании культуры мира и процветания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Р. Мертон «Парадигмы для функционального анализа» - М., 1949

2.     Л. Козер «Функция социального конфликта» - М., 2000

3.      К. Боулдин «Конфликт и защита. Общая теория» - М., 1962

4.      Р. Зайдельман «Весь мир» - М., 1997

5.      К. Унибер «Никаких границ» - М., 1998

6.      Р.С. Немов Общее основы психология Т.1. – М., 1994

7.      Е. М. Бабасов «Конфликтология». Тетра система - М., 2000

8.      З. Фрейт Введение психоанализ. Лекции. – М., 1989

9.      М. С. Вершинин «Конфликтология». Лекция. – С. П. б. , 2000

10.    С.Д. Грехем. «Конфликты. Пути их преодоления». Киев., 1991

11.    З. Фрейд «Я» и «Оно». Избранное. Т. 1. Лондон., 1969

12.    А.Я. Анцупов; А.И. Шипилов. «Конфликтоология». - М., 1999

 

1

 



[1] Е. А. Замедлина. Конфликтология. М – РИОР, 2005 г. , с 4.

[2] Н. А. Мельникова. Шпаргалка по социальной психологии. М – Аллель-2000, 2005г., с.27.

[3] Е. А. Замедлина. Конфликтология. М – РИОР, 2005 г. , с 4.

 

 

 

 

 

 

[4] Айзенк Ганс. Язык счастья. М – ЭКСМО-Пресс, 2002 г., с 110 – 117.

Тестирование детей./ сост. Богомолов В. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г. 

Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону – Феникс, 2005 г, с 486.

[5] Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. М. – «Ось-89», 2004 г., с 60.

[6] 

[7] 


Информация о работе Способы разрешения конфликтных ситуаций