Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:16, реферат
Конфликты стали неотъемлемой частью современной жизни. Общепризнанно, что абсолютное большинство людей воспринимают понятие «конфликт» негативно. Сознание, как правило, выстраивает логическую цепочку следующего типа: конфликт - опасность - нестабильность положения, но, что особенно важно в данном рассуждении, следствия носят однозначно отрицательный характер.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта……3
2. Типы конфликтов и способов поведения в них…………………………….5
3. Причины конфликта………………………………………………………....13
4. Психологическая сущность, структура и функции конфликта…………...15
5. Способы разрешения конфликтных ситуаций……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………..…32
Структурная модель конфликта делает акцент на анализе условий, лежащих в основе конфликта, определяющих его параметры и основные черты. Основная цель этой модели – установить те характеристики, которые влияют на конфликтное поведение.
В конфликте обычно выделяют четыре основных фазы; предконфликтная, конфликтная, разрешение конфликта, и послеконфликтная фаза.
Предконфликтная фаза разбивается на две стадии. Первая стадия – накопление и обострение противоречий в системе межличностных и межгрупповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. Это скрытая (латентная) стадия развития конфликта.
Вторая (послеконфликтная) стадия обычно начинается с какого-то инцидента, повода. Им обычно служит какое-то внешнее событие, которое приводит в действие конфликтующие стороны. На этой стадии происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов для конфликтного взаимодействия. На этой стадии конфликт выходит из скрытой формы и становится явным. Он выражается в разных формах конфликтного поведения.
Большое влияние на развитие конфликтных ситуаций оказывает окружающая социальная среда. Оно во много определяет условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживать его развитие, либо быть нейтральным фоном.
Конфликт можно определить как одну из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина.
Мотивационные конфликты – это конфликты потребностей и намерений, причем, чаще всего психологических потребностей. Они могут не иметь явно выраженной чисто практической основы. В них зримее присутствует взаимное тяготение людей друг к другу или отталкивание, принадлежность к определенному референтному кругу или сообществу, чувство престижа, собственного, в том числе, национального достоинства.
Выделяют следующие типы конфликтов.
Целевые конфликты. Они развиваются как противодействие субъектов, направленных на достижение некоторой уел, за пределами которой остается все остальные – корысть, интерес, возможная неприязнь к партнеру, конъюнктура и т.п. главное в этом конфликте – победа, достижение своей собственной цели и поражение противника.
Статусные конфликты. Статусные конфликты в отличие от целевых есть перманентная борьба за приоритет. Эта борьба не знает перерыв и безусловных результатов в виде победы. Они напоминают вечное перетягивание каната; стоит одной стороне ослабить усилия, как канат сразу начинает неуклонно переходить к другой стороне.
Конфликты потребностей. Конфликты потребности образуется из-за того, что разные человеческие потребности предполагают различные, в том числе часто противоположные действия для их реализации. Это может, быть связано и с тем, что люди хотят противоположных вещей и не могут их реализовать (одну без ущерба другой), что порождает конфликтную ситуацию. Конфликт потребностей имеет одну разновидность – это конфликт потребностей и социальной нормы. Такой конфликт обусловлен тем, что сильная человеческая потребность может столкнуться с побудительным или запретительным императивом. Он может быть как внутри человека (как его убеждение, глобальная система ценностей, совесть, чувство долга и т.п.), так и вне его (национальная традиция, сложившийся порядок, обычай и т.п.). такая ситуация порождает конфликт между личной потребностью и общественной нормой.
Конфликты, порожденные объективными и субъективными причинами. К совокупности объективных причин можно отнести особенности структурного в функционального состояния системы, в которой возникает конфликтное взаимодействие. Конфликты могут быть следствием социального неравенств, которое заложено в самой структуре социальных отношений. Они могут быть вызваны недостатками в организации совместной деятельности, а также могут быть порождены процессом функционирования самой социальной системы.
Конфликты могут и не иметь под собой определенной объективной основы. Они могут возникать в результате причин чисто субъективного характера, например, в результате несоответствия претензий и притязаний, мнительности, незнания реального (объективного) положение вещей, в результате психических отклонений их участников и т.п.
В зависимости от времени протекания конфликтов их можно подразделить на постоянные, продолжающиеся (пролонгированные) и кратковременные. Постоянные конфликты сопровождают отношения сторон, чьи коренные, жизненно важные интересы абсолютно несовместимы. Конфликт постоянен не в смысле своей не изменчивости, а смысле постоянства своей сущностной оснований.
Конфликты могут быть длительными и кратковременными. Последние возникают в результате таких причин, которые, теряя актуальность, самоустраняются, растворяются в других формах социальной напряженности.
В зависимости от масштаба и остроты конфликтов, можно выявить такие из разновидности, как микро - конфликты, макро-конфликты и мега – конфликты. А в зависимости от проявления - мирные и немирные (вооруженные) конфликты. По форме межгруппового взаимодействия конфликты можно подразделить на индивидуальные и коллективные, межличностные и групповые, конфликты «Я» и «Я», «Я» и «Мы» и «Мы» и «Мы». Это та квалификация конфликтов, которая характеризует его индивидуально-личностные параметры и формы групповой сплоченности.
В соответствие с тем, что выделяются политические, экономические, национально—этнические и протестные противоречия, выявим соответствующие виды конфликтов.
Политические конфликты.
Это конфликты по поводу распределения власти, конфликты влияния, доминирования, авторитета и управления. Эти конфликты могут иметь скрытый или открытый характер.
Социально - экономические конфликты.
Экономические конфликты – это конфликты многоуровневые. Они обусловлены денационализацией и приватизацией, дележом собственности, разделение сфер экономического влияния и многими подобными факторами. Эти конфликты, связанные с «перекачкой» финансовых потоков из бюджета в частные карманы, созданием и крахом финансовых пирамид, коррупцией высших эшелонов власти, которая за взятки открывает режим максимального благоприятствования либо иностранным инвестором в ущерб национальному производителю, либо теневым и откровенно криминальным структурам. Социальная характеристика конфликтов такого рода связана прежде всего с их человеческим «измерением». Это конфликты потребностей и средств обеспечения, уровня жизни и бюджетного финансирования, потребительской корзины и уровня заработной платы, уровня цен на различные блага и реального доступа к их использованию.
Этно - национальные конфликты.
В их основе борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Природу национально-этнических конфликтов в современных условиях вряд ли можно всесторонне проанализировать. Вместе с тем, достаточно определенно выяснились два подхода к анализу этно – национальных столкновений. Это, отмечает А. Дмитриев, социологический и политологический подходы. На основе анализа методологическим подходом и типологизации различных конфликтов межнациональные конфликты можно условно разделить на четыре группы по доминирующим причинам и предмета:
1.Конфликты, вызванные желанием приобрести соответствующий административный или политический статус (примером этого могут служить конфликты ногайцев, шапсугов и т.д.).
2.Конфликты, вызванные желанием воссоединиться основной массой своего этноса – феномен ирредентизма.
3.Конфликты, вызванные желанием произвести предел экономических и политических сфер влияния.
4.Конфликты, вызванные желанием произвести предел экономических и политических сфер влияния.
Кроме указанных типологий, можно выделить еще несколько типов конфликтов, которые наиболее характерны для сложившейся этно- политической ситуации в России: это конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов, конфликты, источникам которых служат давние исторические причины, конфликты, в основе которых служат давние исторические причины, конфликты, в основе которых лежит дискриминация русскоязычного населения в национальных республиках, конфликты, в которых лингвистическим спорами (спорами о государственном языке) часто скрываются глубинные разногласия между различными национальными общинами, конфликты, которые выражают противостояние геополитических интересов различных стран в данном регионе или республике.
Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.
Конфликты коммуникации.
Это конфликты, возникающие процессы коммуникации. Субъектами коммуникационного конфликта являются участники спора, полемики, дискуссии, дебатов, в которых стороны отстаивают свою точку зрения, свой тезис.
Внутриличностный конфликт.
Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые тре5бования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Межличностный конфликт.
Этот тип конфликта, возможно, самый распространенны. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
Конфликт между личностью и группой.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт.
Межгрупповой конфликт представляет собой конфликтное взаимодействие между различными социальными группами. Обозначенные выше политические, социально этно- национальные конфликты являются межгрупповыми конфликтами. Примерами межгрупповых конфликтов также являются конфликты ветвей власти, конфликты рабочих и администрации, конфликты внутри организации и подобные им.
Конфликты можно подразделить на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этническим норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: 1. Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом. 2. Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемых методом борьбы, стремится психологически подавить партнера.
По направлению конфликты делятся на: горизонтальные (в которых не задействована лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвует лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представлены и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).
Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам, среди которых главные – напряженность в межличностном общении, резкое изменение в отношение к работе. Задача руководителя – поднять скрытые конфликты на поверхность и разрешить их).
По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные.
Конфликты различаются и по сфере их разрешения – деловой или личностно-эмоциональной.
5. Способы разрешения конфликтных ситуаций
Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий.
Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликтов. Так Столяренко Л. Д. предлагает следующие «способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:
устранение объекта конфликта;
раздел объекта конфликта между сторонами;
установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
разведение сторон конфликта;
перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса»[4].
Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы:
любые конфликты легче решаются в комфортной обстановке;
наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента;
максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента;
дождитесь, пока спадет накал страстей;
постарайтесь отсечь историю конфликта;
перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта;
тщательно контролируйте свою речь.
Замедлина Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:
1) рекомендации общего характера, которые надо учитывать в условиях любого человеческого общения, в том числе и конфликта: постоянное внимание к собеседнику; способность выслушать собеседника; уважительное отношение к собеседнику; адекватное реагирование на поведение собеседника; замедление темпа речи, если собеседник взволнован; умение сопереживать партнеру (проявление эмпатии);