Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:40, дипломная работа
Цель исследования: изучить, эмпирическим путем выявить и сравнить воображение детей пятого и шестого года жизни.
Объект исследования: воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: воображение детей пятого и шестого года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
воображение у детей пятого и шестого года жизни имеет различия;
у детей пятого и шестого года жизни воображение не имеет различий.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воображения как психического познавательного процесса
Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме развития воображения………
Развитие воображения в дошкольном возрасте……………….…………………………..……………...…..
Педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста………………………
Глава 2. Сравнительный анализ воображения детей пятого и шестого года жизни
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования…………….……
Количественный и качественный анализ полученных результатов………………………...…….…
Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста……………………………………………..……………………..…
Заключение………………………………………………………………………
В среднем возрасте ярче выражены несколько групп объектов: «животные», « Насекомые». Но на некоторые пятна дети не могли дать определенного образа. На некоторые пятна отказались отвечать потому, что ничего похожего из их воображения не увидели.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что воображение старших и средних дошкольников носит активный характер, дети видят в пятне движение, ориентируются как на общий контур, так и на отдельные детали. Освоение приемов создания образов приводит к тому, что образы становятся разнообразнее, богаче, сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.
Методика «Придумай рассказ»
Высокий уровень развития творческого воображения наблюдался у 50% старших дошкольников (5 детей), в среднем возрасте данный уровень мы наблюдали у 30% (3 ребенка).
Средний уровень развития творческого воображения наблюдался у 50% старшего возраста (5 детей) и 40% среднего возраста (4 ребенка).
Низкий уровень развития творческого воображения наблюдался у 30% среднего возраста (3 ребенка), в старшем возрасте данные показатели не проявились.
Результаты наглядно представлены в приложении В и рисунке 2.
Рисунок 2. Показатели развития воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Качественный анализ результатов эмпирического исследования
Качественный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что все дети понимали задание, использовали воображаемую ситуацию при составлении рассказов.
Высокий уровень развития творческого воображения мы наблюдали у тех детей, которые составляли сюжет по событиям, не происходившим в реальной жизни.
Дети старшего дошкольного возраста, составляя творческий рассказ, самостоятельно придумывали его содержание, выстраивали его логически, умели четко, понятно излагать свои мысли. Это дети, которым на составление рассказов потребовалось меньше всего времени. Рассказы включают в качестве персонажей самих детей и воображаемых героев (чаще всего сказочных). Данная категория детей старались целенаправленно реализовать запланированный замысел и идею своего рассказа (например, Денис М. придумал рассказ «о дружбе», где главными героями были Буратино, Чиполлино, Незнайка и Карандаш).
Дети среднего дошкольного возраста старались передать свои рассказы с ярко выраженной эмоциональностью и разнообразием персонажей (например, Никита С. Придумал оригинальный рассказ про то, как иголка сбежала от своих хозяев и повстречала ежика. Рассказ был вполне законченным.)
К среднему уровню
развития творческого
Дети шестого года жизни при составлении рассказа, не всегда включены в рассказ как его персонажи, но при этом, рассказ достаточно эмоциональный, развернутый, кроме придуманного рассказа, некоторые дети давали им названия (например, Полина П. придумала рассказ «о коте»).
Рассказы детей пятого года жизни и передача рассказчиками были достаточно эмоциональны и выразительны. Использовали события, взятые из реальной жизни, образы рассказа, придуманные детьми производили впечатления и эмоциональность (например, Лиза Э. придумала рассказ про свою куклу, в котором передала свои эмоции, когда кукла потерялась).
Низкий уровень развития творческого воображения мы отметили в ситуации, когда дети не использовали воображаемую ситуацию, а просто пересказывали событие из собственного опыта. Рассказы не развернутые, недостаточно эмоционально насыщены.
У детей шестого года жизни данный уровень не проявился.
У детей пятого года жизни данный уровень проявился. Это дети, которые затруднялись при составлении рассказа, не присутствовали какие-либо персонажи, предложения были короткими, не было определенной цели и вдумчивости при составлении рассказа, часто отвлекались (например, Аня К., затратив больше времени на составление рассказа, образы рассказа не произвели никакого впечатления, эмоции едва выражены).
Таким образом, полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что воображение детей старшего и среднего дошкольного возраста проявляются не только в разнице количественных показателей, но и имеют качественные различия. Количественные показатели показали, что у детей старшего дошкольного возраста творческое воображение выше, чем у среднего возраста. Качественные показатели говорят о том, что так же есть различие между возрастами. Доказательством является то , что дети придумывали разные по степени и оригинальности рассказы, некоторым детям потребовалось больше времени на составление рассказа, некоторым меньше, а так же в разнообразие образов, используемых в рассказе.
2.3.
Методические рекомендации для
родителей и педагогов по разви
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа психологической литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте нами были сделаны определенные выводы:
Мы отметили, что разработкой проблемы развития воображения в период дошкольного детства занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Э.В. Ильенков, Н.Н. Палагина и другие. При этом, в отечественной психологии принято рассматривать воображение как познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, на основе ранее воспринятых, представляющий собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Сущность динамики воображения заключается не только в опознании и осознании образа, но и его самостоятельном построении и воплощении.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагиной утвердили возможность формирования воображения на самых ранних стадиях онтогенеза. Генетическими предпосылками развития воображения выделяются изначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, а также потребность в общении и самоутверждении, побуждающая ребенка усваивать формы активности в рамках данной культуры. Формирование воображения осуществляется по линии создания мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. Механизм инициирует процессы воображения, придавая ему качественно новые характеристики: оно позволяет создать обособленный мир фантазии, отделенный от действия и личного участия фантазирующего ребенка. На протяжении дошкольного возраста воображение трансформируется от непроизвольного репродуктивного к произвольному творческому характеру. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что она откланяется от обычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике ребенка. Главной линией развития воображения детей дошкольного возраста является обособление мира фантазии от реальности. Ребенок подчиняет свои фантастические построения определенным реалистическим закономерностям, изменяя их в соответствии с обстоятельствами, и относится к ним как к чему-то отдельному от его собственных действий и желаний. Начиная с дошкольного детства, важными характеристиками воображения являются также продуктивность и оригинальность создаваемой продукции. Процесс выработки нового опирается на имеющийся прошлый опыт, элементы которого могут быть по-новому скомбинированы, повернуты к наблюдателю, подчинены иному системообразующему принципу и т.д. Любой продукт воображения может быть представлен как диалектическое единство знаемого и незнаемого, истинного и ложного, явного и скрытого, возможного и невозможного, существенного и несущественного, постоянно переходящих друг в друга.
В педагогике и психологии
основными условиями развития творческого
воображения у детей
В рамках нашего исследования, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на сравнение воображения детей пятого и шестого года жизни. Анализ полученных нами результатов свидетельствует о том, воображение старших дошкольников характеризуется активностью, произвольностью, творческими проявлениями.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза о том, что воображение детей среднего и старшего дошкольного возраста имеет различия.
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица А.1 - Показатели творческого воображения старшего дошкольного возраста по результатам обследования по методике «Дорисовывание фигур»
Ф.И. ребенка |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Характер рисунка |
Итого |
Денис М. |
3 |
2 |
3 |
1 |
9 |
Денис Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Полина П. |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
Юра Ч. |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
Илья К. |
1 |
1 |
3 |
2 |
7 |
Милана К. |
1 |
2 |
1 |
2 |
6 |
Юля А. |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Ира Ф. |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
Саша М. |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
Алина З. |
1 |
2 |
2 |
3 |
8 |
Приложение Б
Таблица Б.1 - Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста по модифицированному тесту Г. Роршаха
Ф.И. ребенка |
Номера карточек |
Локализация |
Движение |
Цвет | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||||
Денис М. |
ракета |
птица |
жук |
- |
заяц |
цыпленок |
птица |
цветок |
- |
юла |
Ис-ет общую деталь |
Не видит движения |
Выделяет цвет |
Денис Л. |
барышня |
салют |
жук |
жук |
волк |
Баба яга |
- |
корова |
бабочка |
- |
Ис-ет общую деталь |
Не видит движения |
Не выделяет цвет |
Юра Ч. |
дерево |
птица |
заяц |
- |
ракета |
- |
птица |
цветок |
дерево |
юла |
Ис-ет общую деталь |
Не видит движения |
Не выделяет цвет |
Илья К. |
лужа |
самолет |
жук |
жук |
волк |
- |
птица |
пятно |
башня |
- |
Ис-ет общую деталь |
Не видит движения |
Не выделяет цвет |
Милана К. |
девочка |
синица |
- |
жук |
волк |
факел |
птица |
Листок падает |
кустик |
юла |
Ис-ет общую деталь |
видит движения |
Не выделяет цвет |
Юля А. |
дерево |
птица |
корзина |
- |
ракета |
корабль |
птица |
лужа |
башня |
голубь |
Ис-ет общую деталь |
Не видит движения |
Не выделяет цвет |
Ира Ф. |
тополь |
птица |
жук |
паук |
волк |
самолет |
птица |
цветок |
бабочка |
жук |
Ис-ет общую деталь |
Не видит движения |
Не выделяет цвет |
Саша М. |
дерево |
вертолет летит |
корзина |
жук |
волк |
- |
птица |
цветок |
паук |
перо |
Ис-ет общую деталь |
видит движения |
Выделяет цвет |
Алина З. |
елка |
- |
птица |
жук |
ракета |
дракон |
заяц |
листок |
бабочка |
рыба |
Ис-ет общую деталь |
видит движения |
Не выделяет цвет |
Полина П. |
ракета |
самолет |
жук |
жук |
жук |
дракон |
птица |
листок |
листок |
- |
Ис-ет общую деталь |
Не видит движения |
Не выделяет цвет |
Информация о работе Сравнительный анализ воображения у детей пятого и шестого года жизни