Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.
Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ...............................................................3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологическая характеристика понимания сущности и
содержания чувства одиночества..........................................................8

1.2. Особенности одиночества в подростковом возрасте...........................22

1.3. Одиночество подростков и социально-психологические
проблемы..............................................................................................30

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Методология, методы и организация эмпирического исследования....38

2.2. Выявление подростков, испытывающих чувство одиночества.........39

2.3. Особенности переживания одиночества лиц подросткового
возраста.................................................................................................43

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................4

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

2. Культурное  одиночество проявляется в малых  группах, когда люди ощущают,  что их связь с собственным  культурным наследием порвана  или что общепринятая культура неприемлема для  их внутреннего мира. В основном проявляется в виде переживания разрыва со старыми ценностями, что является важным элементом в жизни молодежи.

3. Социальное одиночество  встречается гораздо чаще. Оно  связано с взаимоотношениями личности и группы. Такое одиночество чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены или человека избегают.

Человек чувствует, что его  оттолкнули, исключили, не оценили и  так далее. Ощущения изгнания, того, что человек лишний. Часто наблюдается у людей с неустановившимися социальными ролями. Для таких людей характерно беспокойство о своем социальном положении, тревога относительно социальной идентичности. Страдают от такого одиночества в основном люди, нуждающиеся в социально значимой включенности: старики, малообеспеченные, подростки, женщины. Отчасти социальное одиночество переживают люди, которые ощущают политическое и экономическое бессилие, которые чувствуют, что и в расцвете лет они удалены от процесса принятия важных решений. Еще одна разновидность социального одиночества может возникнуть, когда человека воспринимают только как роль.   

4. Межличностное одиночество  обычно выступает в тесной  связи с социальным одиночеством, но связано с отвержением или  непониманием, неприятием каким-либо конкретным человеком.

Одиночество становиться  особенно нестерпимым, если оно представляет собой комплекс всех этих четырех  видов. Люди, испытывающие все четыре вида одиночества, страдают аномией (расстройством  личности). Аномичные люди обладают общими чертами: неприятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем (такие люди чувствуют, что жизнь идет как бы независимо от их воли). У аномичного человека часто возникает ощущение, что он живет в пустом пространстве без ориентиров. Люди устают от такого существования. Жизнь утрачивает ценность. Часты попытки суицидов. Они самостоятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества.

Янг и его коллеги различают три типа одиночества [62,с.117]:

1.  Хроническое одиночество развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи.

2.  Ситуативное одиночество зачастую наступает в результате стрессовых событий в жизни, например, разрыв близких отношений или смерть супруга. Ситуативно-одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется с потерей и преодолевает одиночество.

3.    Преходящее одиночество – наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным приступам чувства одиночества.     Янг  полагает, что для того, чтобы понять, почему одинокие люди чувствуют и действуют определенным, свойственным им образом, мы должны изучить их представления о себе и своих отношениях с другими»

  Известный  психотерапевт И.Ялом [61,112] выделяет 3 типа одиночества (изолированности), при этом разница между людьми, пытающимися избежать одиночества, лишь в том, от какого одиночества они стремятся спрятаться:

Внутриличностное (от себя) –  человек убегает от какой-то части себя, возводя, барьеры между частями своего Я. Это происходит, когда человек отрицает, свои собственные желания и не доверяет себе.

Межличностное (от других) – человек убегает  от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причинами этого могут быть неумение строить близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений.

Экзистенциальное (от жизни) – человек прячется в толпе от грусти и тоски, от осознания, что никто и ничто не смогут дать вечного смысла, радости и внимания.

Одиночество – специфическая форма самосознания человека, сопряженная с тяжелыми и мучительными эмоциональными переживаниями и вызываемая разрывом связей человека с внешним (физическим или социальным миром) или с самим собой.

В зависимости от того, какие связи разрываются, образуются 4 типа одиночества.

Типы одиночества:

1. Космическое  – человек чувствует разрыв  связей с  Вселенной, космосом, природой, Богом. Потеря связей  с самим собой (именно в этом  случае человек переживает самое  ужасное одиночество – разрываются связи с самим собой), т.к. его способности, талант не реализуются, он живет чужой жизнью.

2. Культурное одиночество  возникает, если личностные ценности  человека не соответствуют ценностям  общества, в котором он живет,  т.к. получается, что он живет в чужом мире. Поэтому наиболее часто культурное одиночество переживают эмигранты, поэты, люди, пережившие глубокие социальные перемены.

3. Социальное  одиночество – когда разрываются связи человека с группой, в которую он хотел бы входить. Его изгнали, отвергли, не приняли.

4. Личностное или межличностное  одиночество – разрыв связей  с другими людьми. У человека  нет друзей  – дефицит дружеского, доверительного, интимного общения.

Проявляется в двух формах:

    • социальная изоляция (нет друзей) – дефицит дружеского общения;
    • эмоциональная изоляция   – самая тяжелая форма одиночества.

Причины и проявления личностного одиночества  зависят  от исходных причин, выделяют 3 вида личностного одиночества:

    • истинное одиночество (понятие заимствовано из работ экзистенциалистов).
    • патологическое одиночество обусловлено отклонениями в психике, одна из главных причин – шизофрения.
    • вынужденное одиночество.

Экзистенциалисты  считают одиночество специфической  особенностью человека, в отличие  от животных. Никто до конца нас понять и принять не смогут. «Все мы заключены в одиночную камеру». Солидарность с другими всегда поверхностна, иллюзорна. «Я праздную свое одиночество» –  раз нельзя избавиться от одиночества, нужно изменить к нему свое отношение.

Отсутствие желания общаться  – патологическое одиночество. Человек добровольно ограничивает число контактов с другими людьми, общение может вызвать скуку, раздражение.

Вынужденное одиночество  – ограничения круга общения  носят вынужденный характер. Причины  вынужденного одиночества лежат в самой личности или в особенностях ситуации. Зависит от ситуации (так сложились обстоятельства жизни):

● тяжелое заболевание,

● потеря любимого, близкого человека (потеря – смерть, развод),

● переезд (смена места жительства).

Но ситуация меняется и одиночество прекращается – чего не происходит, если причина одиночества – в личности.

Главная личностная черта, порождающая одиночество, это самооценка. 

Низкая самооценка, комплекс неполноценности  – ограничивает круг общения, отсюда –  одиночество.

Высокая самооценка, высокомерие, пренебрежительное отношение к другим людям – одиночество.

Но одиночество  и приводит к понижению самооценки. Самый мощный корень личностного  одиночества – низкая самооценка.

Но при этом характер эмоций одинокой личности зависит от характера атрибуции своего одиночества: если винит в своем одиночестве других  - внешняя атрибуция, его не любят  – гнев (ведь он заслуживает любви) и горечь; если причины одиночества видит в себе – внутренняя атрибуция.

Все одинокие люди – депрессивные люди. (Депрессия – это индикатор одиночества).

Как ведут себя одинокие люди, их поведение?

1. Печально  – пассивное поведение. Эти люди ничего не делают, только плачут, переедают, пьют таблетки и алкоголь, наркотики,    и т.д.

2. Активное уединение  – учусь, занимаюсь спортом, слушаю музыку и др.

 «Печальная пассивность» – это реакция на одиночество тех, кто хронически и глубоко одинок. Такие люди находятся в состоянии летаргического самосострадания, которое отталкивает от них других людей и тем самым замыкается порочный круг: низкая самооценка? Одиночество.

«Активное уединение» – это плодотворное и творческое использование времени, проводимого в одиночестве, своего рода альтернатива одиночеству («Трудолюбивой пчелке некогда печалиться!»). Но иногда такая активность приобретает бессмысленный характер: человек усердно и интенсивно занимается никому не нужным, «пустым» делом, лишь бы заглушить одиночество, отстранение от непосредственного, живого общения с людьми шаблонными и надуманными делами.

Таким образом, одиночество – остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Для одного – это  отчаянная тоска по утраченной любви  и близкому человеку, заглушить которую  он пытается в алкоголе и наркотиках; для другого – преходящее чувство скуки из-за отсутствия возможности общения, для третьего – это трагедия всей жизни, ощущение бессмысленности и ненужности собственного существования. В любом случае одинокие люди чувствуют себя несчастными.

 

1.2. Особенности  одиночества в подростковом возрасте

 

Одиночество –  это переживание, вызывающее комплексное  и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и  показывающее раскол  основной реальной сети отношений и связей внутреннего  мира личности.

Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества показал, что данное состояние впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности  и  связей  с  окружающем  миром.  Это  связано,  прежде всего,  с  развитием  рефлексии  в  этом  возрасте и переходом на новый уровень  самосознания,  с  усилением  потребностей  в  самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки [52, с. 74]. К тому  же  переориентация  общения  с  родителями  и  значимыми взрослыми на ровесников делает проблему взаимоотношений с подростками  весьма  актуальной,  а  иногда  и  очень  болезненной.  Если  подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает признания и  эмоционального  отклика,  если не  удовлетворяются  его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Границы подросткового  периода охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях – переходный, трудный, критический. В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения [62, с. 49].

Существует  несколько  взглядов  не  подростковое  одиночество.

Первый из них – отрицание самого факта наличия этого состояния у подростков  как особенности возраста.  С  этой  точкой  зрения  трудно согласиться.

Следующий  взгляд  на  одиночество  подростков  признает  его  как явление  социальное  по  своей  сути  и  поверхностное,  несерьезное  по природе (якобы обособление  и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми  характеристиками  подросткового  социального  отношения  к жизни).

Третья  точка  зрения,  наиболее  нам  близкая,  принадлежит И.С. Кону. Он  рассматривает  одиночество  подростка  как  нормальное состояние, присущее этому возрасту, отмечает серьезность, даже драматичность этого переживания. «Вмести с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я»  еще  неопределенно,  расплывчато,  диффузно, оно нередко переживается как  смутное беспокойство или ощущение  внутренней пустоты,  которую  чем-то необходимо  заполнить. Отсюда  растет потребность  в  общении и  одновременно повышается избирательность в нем, потребность в уединении» [19, с.62]. А также: « … в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» [21, с.129].

Признавая  существование  и  психологическую  наполненность  подросткового  одиночества,  нужно  отметить,  что  каким  бы  ни  были пути подростка, приводящие его  к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это свое состояние и как он его использует. Его продуктивное  использование  снимает  трагическую  окраску.  Человек  может найти в одиночестве возможность совершенствования, т.е. путь к себе, либо  возможность  развития  в  себе  альтруизма,  эмпатии, милосердия, сострадания, пути к людям.

Необходимо  отметить,  что  виды  одиночества  вообще  и  подросткового –  в частности могут быть различны.  Временное одиночество – наиболее распространенный вид этого состояния, относящийся к кратковременным  приступам  чувства  одиночества.  Оно  наступает  в  результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий подросток смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное  одиночество развивается  тогда, когда в  течение длительного  времени  подросток  не  может  установить  удовлетворяющие его  психосоциальные связи.

Информация о работе Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков