Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:59, курсовая работа
Цели моей курсовой работы – обобщить имеющиеся по теме сведения, выявить склонности к манипулированию у подростков и разработать программу формирования навыков влияния и противостояния влиянию, для чего необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать различные источники по проблеме;
Обобщить материалы по данной теме;
Освоить методику «Мак-шкала IV»;
Продиагностировать уровень выраженности способности к манипулированию – «макиавеллизма» - у учащихся 10-х классов;
Разработать тренинг на формирование навыков умения влиять и противодействовать влиянию на основе результатов диагностики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Сущность, структура и цели влияния
1.2 Виды влияния
1.3 Способы противодействия влиянию
1.4 Манипуляция как вид психологического воздействия
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация психодиагностического обследования
2.2 Результаты первичной обработки данных
2.3 Психодиагностическое заключение об уровне выраженности личностного макиавеллизма у подростков
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1 Сущность психологического тренинга
3.2 Цели и задачи тренингов
3.3 Пространственная и временная организация тренинга
3.4 Манипуляции и защиты от них
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подростки еще весьма доверчивы, восприимчивы к новому, необычному, а также к влиянию на них со стороны. Именно поэтому в подростничестве необходимо не только овладеть навыками манипулирования, но и научиться адекватно реагировать на влияние со стороны и конструктивно выстраивать свое поведение, противодействующее влиянию.
Итак, у подростков десятых классов МОУ «СОШ №18» средний уровень выраженности личностного макиавеллизма, хотя подразумевается, что в сензитивный подростковый период он должен быть максимально выражен. Следовательно, необходимо формировать высокий уровень желания влиять на окружающих и противодействовать влиянию, для чего мной был разработан тренинг на формирование навыков влияния.
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3.1
Сущность психологического
тренинга
В отечественной психологии сложилась традиция обозначать понятием «социально-психологический тренинг» те виды тренинга, объектов воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.
Психологический
тренинг как метод активного
социально-психологического обучения
в настоящее время представляет
собой один из наиболее востребованных
и динамично развивающихся
Тренинг
– особая разновидность обучения
через непосредственно «
Иногда
для его обозначения
Согласно «Краткому психологическому словарю» [стр.405,18], социально-психологический тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе. Базовыми средствами социально-психологического тренинга является групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработки специфических коммуникативных навыков у преподавателей профессий, которые предполагают интенсивный контакт с другими людьми.
Тренинг – это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии [стр. 5, 5].
Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально сконцентрированном виде, а с другой – в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. Поэтому так важно постоянно рефлексировать в процессе тренинга.
Несмотря на великое разнообразие психологических тренингов, для них характерны общие черты:
Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах, которые необходимо проговаривать перед началом занятия:
Групповая
форма работы имеет свои преимущества.
Группа отражает общество в миниатюре
и поэтому может служить «
Также
групповая психологическая
Кроме того, можно говорить о специфической работе тренера, которая заключается в постоянной рефлексии того, что происходит в группе. Эта рефлексия идет за счет того, что тренер все время задает себе три вопроса: а) какой цели я хочу достичь?, б)почему я хочу достичь этой цели?, в)какими средствами я собираюсь ее достичь? Эффективность тренинга во многом зависит от того, насколько большим арсеналом обладает тренер.
Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были созданы учениками К. Левина в США и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К.Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не индивидуальном контексте. Поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как видят его другие.
Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга.
Социально-психологический
тренинг получил широкое распространение
и в отечественной психологии. Первая
в стране монография, посвященная теоретическим
и методологическим аспектам социально-психологического
тренинга, была опубликована Л.А. Петровской
в 1982году. Этот метод активно используется
в работе с детьми, родителями, профессионалами
социологической группы, руководителями
предприятий и организаций. Опыт его использования
изложен в работах Ю.Н. Емельянова, В.П.
Захарова, Г.А. Ковалева, Х. Миккина, Л.А.
Петровской, Т.С. Яценко и др.
3.2
Цели и задачи тренингов
При
построении как тренинга в целом,
так и отдельных занятий
Цель конкретизируется в задачах. Если цель указывает на общее направление работа, то задача раскрывает конкретные шаги для данного движения.
Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется в ходе работы. Результаты, в свою очередь, должны быть, по возможности, сформулированы в позитивных терминах – отражать то, что нужно достигнуть, а не то, чего избежать. Задачи должны быть реалистичными и адекватными сущности тренинга. Достижение результатов должно быть проверяемо.
Представляется целесообразным знакомить участников тренинга с целями и задачами работы, т.к. они должны понимать, что им дает тренинг. В противном случае ведущий окажется в их глазах массовиком – затейником, и они будут охотно выполнять лишь упражнения развлекательного плана.
3.3 Пространственная
и временная организация
тренинга
Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение выбирается потому, что оно дает ряд преимуществ. В кругу обеспечивается: наилучший взаимный обзор, высокий уровень вовлечения в работу; все находятся в равных условиях, что сплачивает группу; обеспечена свобода движений участников.
Довольно
часто тренинговые упражнения проводятся
не в общем круге, а подразумевают
работу в подгруппах. Состав подгрупп
рекомендуется регулярно
Помещение для тренингов должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, не загроможденным. Желательно, чтобы помещение было звукоизолированным.
Продолжительность тренинга общения – 16-36, реже до 50-60 часов. Тренинг может проводиться в режиме погружения (2-5 дней, занятия по 6-10 часов ежедневно) или же может быть разбит на отдельные встречи 1-2 раза в неделю длительностью 1-6 часов. Иногда занятия ведутся в форме марафона, что характерно для тренингов личностного роста (12-30 часов непрерывной работы с короткими перерывами на обед).
Если речь идет о «взрослом» тренинге, то чаще всего он проводится в режиме погружения (самый типичный вариант – вечер пятницы, целиком суббота и воскресенье). Работа с подростками обычно разбивается на отдельные занятия. Если психолог ведет работы в школе, где тренинг включен в сетку расписания уроков, эффективнее будет проводить не одиночные, а сдвоенные уроки (90 минут).
3.4 Манипуляции и
защиты от них
Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его реально существующими желаниями. Манипуляция как психологическое воздействие направлена на неявное побуждение другого к определенных манипулятором действий. Она является одной из составляющих межличностных отношений.
В начале работы необходимо поздороваться с участниками, проговорить правила тренинга, цели (для чего мы здесь собрались) и результаты работы, которых мы вместе хотим достичь.
Информация о работе Средства, виды и закономерности психологического влияния: манипулирование