Средства, виды и закономерности психологического влияния: манипулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Цели моей курсовой работы – обобщить имеющиеся по теме сведения, выявить склонности к манипулированию у подростков и разработать программу формирования навыков влияния и противостояния влиянию, для чего необходимо выполнить следующие задачи:

 Проанализировать различные источники по проблеме;

 Обобщить материалы по данной теме;

 Освоить методику «Мак-шкала IV»;

 Продиагностировать уровень выраженности способности к манипулированию – «макиавеллизма» - у учащихся 10-х классов;

 Разработать тренинг на формирование навыков умения влиять и противодействовать влиянию на основе результатов диагностики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1 Сущность, структура и цели влияния

1.2 Виды влияния

1.3 Способы противодействия влиянию

1.4 Манипуляция как вид психологического воздействия

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация психодиагностического обследования

2.2 Результаты первичной обработки данных

2.3 Психодиагностическое заключение об уровне выраженности личностного макиавеллизма у подростков

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

3.1 Сущность психологического тренинга

3.2 Цели и задачи тренингов

3.3 Пространственная и временная организация тренинга

3.4 Манипуляции и защиты от них

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вложенные файлы: 1 файл

Средства виды и закономерности психологического влияния манипулирование.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

     1. Упражнение – разминка «Снежный  ком» 

     Участники по очереди называют свое имя и  делают какой-нибудь жест, следующий  участник повторяет имя и жест предыдущих и добавляет свое. Тренер называет всех последним, что повышает его авторитет в группе.

     Смысл – снятие напряжения, знакомство.

     2. Упражнение «Манипуляции»

     Разделить участников на подгруппы, затем каждой подгруппе дать задание: придумать, подготовить и представить ролевую  игру, которая будет демонстрировать  способы манипуляции. Раздать карточки, на которых написаны способы манипуляции: преувеличение типичности поведения; создание спешки, ажиотажа; злоупотребление правилом взаимного обмена; навязывание обстоятельств. Каждый способ объяснить.

     Можно продемонстрировать такие сценки: девушка уговаривает знакомых купить косметику; покупатель пытается вернуть телефон с претензией, что он трещит при дозвоне; человек пришел в общественный туалет, а денег оплатить вход, нет. Надо путем манипуляций убедить людей выполнить действия.

     Смысл – актуализация психологических  знаний о способах манипуляции.

     3.Упражнение «Черт и ангел»

     Выбрать троих добровольцев – черта, ангела и простого человека – и дать задание: мальчик (или девочка) пришел из школы, и решает: посмотреть телевизор  или сделать уроки. Черт и ангел приводят по десять самых убедительных, на их взгляд, аргументов, а человек слушает и решает, «на чьей он стороне».

     Смысл – формирование умения убеждать, а  также умения выделять значимое, определять приоритеты.

     4. Упражнение «Ладошка»

     Каждый  участник обводит контур своей руки на листе бумаги. В каждом пальце пишет цель на ближайшие три года, а в центре ладони – то, на кого или на что можно опереться  при достижении этой цели.

     Смысл – это одна из техник уточнения целей и осознания ресурсов, которые помогут в достижении задуманного.

     5. Упражнение «Антикомплимент»

     Выбирается  доброволец, который встает в центре круга, а каждый участник дарит ему  «антикомлимент» - высмеивает то, что  критикуемый не в состоянии изменить: внешность, происхождение, голос и т.д. После этого тому же человеку говорят настоящие комплименты. При желании участников можно еще раз повторить упражнение.

     Смысл – критикуемый учится не тратить  силы на борьбу с отрицательными эмоциями, не терять веру в себя.

     6. Упражнение «Чемодан»

     Каждый  из участников по очереди выходит  за дверь на несколько минут. В  это время все остальные собирают ему «чемодан» - путем групповой  дискуссии три положительных  и отрицательных качества, которые  данный участник проявил в ходе того тренинга, и записывают их. Затем участник возвращается, ему вручают листочек с качествами, который он не должен разворачивать до окончания занятия.

     Смысл – получение участниками обратной связи от группы на свое поведение во время тренинга. Хорошо будет, если и ведущий получит такой «чемодан».

     Затем следует поблагодарить участников тренинга за занятие, попрощаться.

     Конечно, мы не можем полностью оградить себя от влияния. Все мы управляем другими  людьми, а они управляют нами. Однако благоприятное социальное влияние  во всех его формах дает наиболее позитивный эффект для тех людей, которые сами испытывают сильное чувство контроля над своей жизнью.

     При обычной межличностной коммуникации мы можем заметить сочетание различных видов влияния. Тем не менее многие люди стремятся влиять на собеседника. Проблемы использования возможностей влияния людей друг на друга всегда привлекали к себе внимание психологов, педагогов, политиков… Да каждый человек не отказался бы уметь влиять на других. Вероятно, нет такой сферы жизни, в которой факторы влияния не были бы значимы.

     В своей курсовой работе я достигла целей, поставленных во введении: обобщила имеющиеся по теме сведения, выявила  способности к манипулированию  у подростков и разработала программу  формирования навыков влияния и  противостояния влиянию. Выполнила следующие задачи:

  • Проанализировала различные источники по проблеме;
  • Обобщила материалы по данной теме;
  • Освоила методику «Мак-шкала IV»;
  • Продиагностировала уровень выраженности способности к манипулированию – «макиавеллизма» - у учащихся 10-х классов;
  • Разработала тренинг на формирование навыков умения влиять и противодействовать влиянию на основе результатов диагностики.

     Для достижения эффективности в тренинговой  работе необходимо учитывать то обстоятельство, что тренинг – это процесс творческий, подразумевающий высокую степень новизны и неопределенности как для участников, так и для ведущего. Более того, часть тренинговых упражнений как раз и создана таким образом, чтобы смоделировать подобные ситуации и научить участников конструктивно вести себя в них. Поэтому тренинг невозможно вести по шаблону, механически воспроизводя последовательность заданий.

     Любое описание тренинга – лишь общий  ориентир, стратегический план действий. Ситуация в группе будет уникальной и потребует проявления со стороны ведущего гибкого и творческого поведения, а также открытости новому жизненному и профессиональному опыту. Этим работа ведущего тренинга и сложна, и интересна.

     Таким образом, манипуляция – компонент  межличностного взаимодействия, и навыки манипуляции можно приобрести в процессе группового тренинга, для чего мной была разработана программа.

     Феномен влияния активно исследуется  как зарубежными, так и отечественными психологами и социологами, потому что эта тема затрагивает интересы каждого человека и всего общества в целом.

     Одним из наиболее эффективных видов воздействия  я считаю манипуляцию, которую подробно рассматриваю в первой главе, диагностирую уровень выраженности склонности к  манипулированию во второй главе  и разрабатываю программу формирования навыков манипулирования в третьей главе.

     Участники общения психологически воздействуют друг на друга, и для успешной реализации межличностного взаимодействия необходимо знать, как это происходит, вскрыть суть и механизмы этого явления.

     От взаимного влияния никуда не уйти, а значит, необходимо научиться адекватно реагировать на него, противодействовать ему с помощью конструктивных способов противостояния и, возможно, самим манипулировать другими людьми.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его психологическое значение // Вопросы психологии. № 4, 1994.

2. Битянова  М.Р. Социальная психология. М: 1994. 106с.

3. Бойко  В.Г. Элементы внушения в лекционной  пропаганде // Проблемы психологического  воздействия: межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1979. 144с.

4. Грачев  Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: ЭКСМО, 2003. 384с.

5. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2007. 368с.

6. Зимбардо Ф., Ляйпе М.Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.448с.

7. Знаков  В.В. Макиавеллизм, манипулирование  поведения и взаимопонимание  в межличностных отношениях // Вопросы  психологии. № 6, 2002.

8. Кроник  А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих  отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224с.

9. Кружкова  О.В., Шахматова О.Н.Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах. Екб.: изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2004.130с.

10. Кружкова  О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое  взаимодействие: учеб. пособ. для  вузов. Екб.: изд-во РГППУ, 2003.168с.: ил.

11. Крысько В.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. 567с.

12. Лебедев  А.Н., Боковиков А.К. Влияние ролевой  установки на экономическое поведение  российского потребителя // Вопросы  психологии. № 3, 1995.

13. Ловелле Р.П. психологическое воздействие как метод улучшения здоровья // Вопросы психологии. № 6, 1990.

14. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. 512с.

15. Мединцев  В.А. Диалогическое психологическое  взаимодействие // Вопросы психологии. № 5, 2005.

16. Науменко  Т.В. Психологическое методы воздействия  на массовые аудитории // Вопросы психологии. № 6, 2003.

17. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: изд-во Института психотерапии, 2003. 344с.

18. Психологический  словарь / ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика – Пресс, 1999. 440с.

19. Психологический словарь / авт.-сост. Копорулина В.Н. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.640с.

20. Сидоренко Е.В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: РЕЧЬ, 2002. 256 с.

21. Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект-Пресс, 2000.475 с.

22. Тадж  Дж. Влияние взаимодействия и  коммуникаций между сверстниками  на их когнитивное развитие // Вопросы психологии. № 1, 1991.

23. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000.272 с.

24. Шевандрин  Н.И. Социальная психология в  образовании: учеб. пособ. ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС. 1995. 544с.

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

     Инструкция к опроснику 

     Перед вами набор утверждений. Каждое утверждение  представляет собой распространенное мнение и поэтому не может быть верным или неверным. Вероятно, вы согласитесь с одними утверждениями и не согласитесь с другими. Внимательно прочтите все высказывания. Затем отметьте степень Вашего согласия или несогласия с каждым мнением по семизначной шкале:

  • 7 – полностью согласен
  • 6 – согласен
  • 5 – более согласен, чем не согласен
  • 4 – затрудняюсь с ответом
  • 3 – более не согласен, чем согласен
  • 2 – не согласен
  • 1 – совершенно не согласен

     Текст опросника

  1. Отрывать другим истинную причину своих действий нужно только в том случае, если это полезно для тебя.
  2. Лучший способ получить от людей то, что тебе надо, - говорить им то, что они хотят услышать.
  3. Человек должен делать что-либо, только если он уверен, что это морально оправданно, т.е. правильно с нравственной точки зрения.
  4. Большинство людей, в сущности, хорошие и добрые.
  5. В общем-то все люди порочны, и когда-нибудь это проявляется.
  6. Честность – лучшая политика в любых ситуациях.
  7. Нельзя оправдывать человека, который для достижения личных целей лжет другому.
  8. В общем-то люди не хотят работать в полную силу без принуждения со стороны.
  9. Лучше занимать скромное положение и быть честным, чем быть влиятельным и нечестным.
  10. Когда просишь кого-либо сделать что-то для тебя, лучше сказать о настоящей причине, по которой тебе это необходимо, чем придумывать более веские аргументы.
  11. Большинство из тех, кто достиг высокого положения в обществе, являются порядочными и нравственно безупречными в нравственном отношении людьми.
  12. Человек, полностью доверяющий кому-то другому, напрашивается на неприятности.
  13. Большинство преступников отличается от остальных людей в основном тем, что недостаточно умны; поэтому они и попадаются.
  14. Большинство людей – смелые.
  15. Льстить нужным людям – значит проявлять мудрость.
  16. Можно быть человеком, хорошим во всех отношениях.
  17. Большинство людей на Земле состоит из простаков, которых нетрудно обвести вокруг пальца.
  18. Для того, кто хочет сделать карьеру, главное – не хорошо работать, а уметь обходить формальности и ради достижения цели не бояться идти на мелкие правонарушения.
  19. Неизлечимо больные люди с их согласия могут быть умерщвлены.
  20. Большинство людей легче забывают о смерти собственных родителей, чем о потере собственности.

Информация о работе Средства, виды и закономерности психологического влияния: манипулирование