Становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:21, реферат

Краткое описание

В рамках психодинамического подхода особенно популярна концепция идентичности Э.Эриксона. Э.Эриксон относится к числу тех последователей З.Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. Эриксон разработал концепцию развития личности на протяжении всей жизни человека – от рождения до старости. В отличие от Фрейда Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Эриксон считает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития (от аутоэротизма до влечения к представителю противоположного пола) существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых человек устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление личности.docx

— 24.60 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

     Р Е Ф Е Р А Т

                                                                            

                                                     
 
 

                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ  
 

Известно, что личностью  не рождаются, личностью – становятся. Однако так же, как нет однозначного определения личности и единой, признанной всеми структуры личности, нет  и однозначного ответа на вопрос о  том, как происходит становление  личности. Представители разных направлений  с учетом того, что оказывается  в центре их внимания, и по этому  вопросу имеют различные воззрения. С ориентацией на ранее обозначенные подходы к проблеме личности –  психодинамический, когнитивно-поведенческий  и экзистенциально-гуманистический (феноменологический) - представим несколько  наиболее известных и перспективных  концепций становления личности. 

В рамках психодинамического подхода особенно популярна концепция  идентичности Э.Эриксона. Э.Эриксон  относится к числу тех последователей З.Фрейда, кто сумел критически переосмыслить  некоторые положения его концепции. Эриксон разработал концепцию развития личности на протяжении всей жизни  человека – от рождения до старости. В отличие от Фрейда Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Эриксон считает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития (от аутоэротизма до влечения к представителю противоположного пола) существуют и психологические  стадии развития «Я», в ходе которых  человек устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению  к себе и своей социальной среде. 

Эриксон выделил, ставшие  широко известными, восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные задачи, которые  в ходе развития могут получать благоприятное  либо неблагоприятное разрешение. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности. Идентичность, по Эриксону, - это чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», сознание тождественности самому себе, что  выступает в качестве интегративного начала личности. Стремление к собственной  идентичности и ее сохранению Эриксон  выводит из психоаналитических посылок. 

Стадии личностного  развития у Эриксона в общих чертах соответствуют фазам психосексуального  развития по Фрейду. 

· 1 стадия - раннее младенчество (до 1 года). Основная альтернатива: базовое  доверие или базовое недоверие  к миру. Главную роль в жизни  ребенка играет мать: кормит, ухаживает, ласкает. В результате у ребенка  формируется «базовое доверие» к  миру. Если мать тревожна, холодна, эгоистична, уделяет ребенку недостаточно внимания или если малыш воспитывается в детском доме, то у него формируется «базовое недоверие» к миру.

В дальнейшем это  найдет свое выражение в устойчивом пессимизме, отрицательной оценке жизненной  перспективы, неверии в себя, замкнутости. Даже в интеллектуальном отношении  человек с «базовым недоверием»  не реализует себя и не имеет тех  успехов, которые мог бы иметь  при более благоприятном варианте развития. 

· 2 стадия – позднее  младенчество (1-3 года). Основная альтернатива: автономия или стыд и сомнение. Ребенок начинает ползать, ходить, сидеть, одеваться, самостоятельно есть и пить, приучается к опрятности и т.д. Если слабости и неудачи ребенка игнорируются или осуждаются, тем более, если ребенка  за что-то наказывают, у него формируются  неуверенность в себе и стыд (обесценивание  себя). При позитивном отношении  со стороны ближайшего окружения  у ребенка формируются автономия  и чувство личной ценности, а также  закладываются основы успешной деятельности в будущем. 

· 3 стадия – раннее детство (3-6 лет). Основная альтернатива: инициативность или чувство вины. Ребенок много и охотно играет, при этом в стандартные действия вносит фантазию, творчество, личную инициативу и предприимчивость. Он тянется к  сверстникам, и ролевая игра занимает все больше места в его жизни. От окружающих требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар  поведения и умений ребенка. Если этого не происходит, вместо инициативы формируется пассивность, а предприимчивость сменяется сомнением по поводу своей  ценности, появляются чувства вины и стыда. 

· 4 стадия – среднее  детство (6-12 лет). Основная альтернатива: целеустремленность и трудолюбие или  чувство неполноценности. Ведущим  видом деятельности для ребенка  становится учеба. Ребенок овладевает новыми знаниями и навыками. Учеба  в школе осознается как серьезная  подготовка к взрослой жизни. В благоприятном  случае у ребенка формируются  целеполагание, позитивное отношение  к труду и стремление к успеху, а также самодисциплина и умение взаимодействовать со сверстниками по определенным правилам. Если ребенка  только ругают и наказывают за плохую учебу и непослушание, у него формируется  чувство неполноценности, некомпетентности, а отношения со взрослыми принимают  конфликтный характер. 

· 5 стадия – отрочество и юность (12-20 лет). Основная альтернатива: «Я»-идентичность или ролевая и  личностная неопределенность. Это пора полового созревания и особого отношения  к своей меняющейся внешности. Авторитетность родителей и учителей пересматривается и подвергается сомнению. Отношения  со сверстниками активизируются и задают критерии личной оценки, переходящей  в самооценку. Формируется ролевая  и личностная определенность, идентичность «Я». Овладение различными ролями носит  характер примерки («ролевой мораторий»): молодой человек или девушка  как бы испытывают себя. Эффективность  этого поиска во многом определяется признанием и поддержкой со стороны  окружаюших. 

В неблагоприятном  случае формирования «Я» - идентичности не происходит, имеет место ролевая  и личностная неопределенность. Молодой  человек (девушка) не обретает своих  целей, не осознает своих желаний. Может  появиться смутное, но устойчивое чувство  тревоги и одиночества, страх  общения, особенно, с представителями  противоположного пола. 

· 6 стадия – ранняя взрослость (20-25 лет). Основная альтернатива: интимность и солидарность или изоляция. Это период обретения полной социальной самостоятельности. Помимо профессиональной компетентности формируются умения построения дружеских и интимных отношений. Особую актуальность приобретает  поиск спутника жизни. Благоприятный  исход данной стадии развития –  установление психологической близости со значимыми другими, способность  ощущать себя частью другого, овладение  интимностью. Человек, обремененный прошлыми неудачами, обнаруживает повышенную самоозабоченность. Он способен только к поверхностным  контактам, используя других как  средство. У него нет опыта и  желания думать о других вне связи  со своими интересами. Крайний вариант  неблагоприятного исхода – изоляция, одиночество. 

· 7 стадия – средняя  взрослость (25-65 лет). Основная альтернатива: продуктивность или застой. Реализация себя во всех сферах жизни: профессиональной, дружеском взаимодействии, супружестве, воспитании детей и заботе о собственных  родителях. Благоприятное развитие личности воплощается в творческой самореализации во всех названных сферах, в продуктивности, в ответственности  за происходящее. При неудачном варианте развития силы тратятся на достижение власти и потребление. Неспособность  заботиться о других оборачивается  ненасытной погоней за удовольствиями. В личностном плане – это застой и косность, чувство опустошения, бессмысленность жизни. 

· 8 стадия – поздняя  взрослость (65 лет и более). Основная альтернатива: цельность и интеграция «Я» или разочарование и отчаяние. Переосмысление собственной жизни  и завершение «Я»-идентичности. Осознание  уникальности собственной жизни  и принятие ее такой, какая она  есть. Достойное завершение жизни  подобно подъему на вершину, с  которой можно обозреть пройденный путь. Ощущение неслучайно и сполна прожитой жизни. В неблагоприятном  варианте – отчаяние и разочарование, ощущение, что «жизнь прошла мимо», сожаление об упущенных возможностях и нереализованных делах. 

Концепция развития Ж.Пиаже отлична от только что  представленной концепции, поскольку  в ней речь идет сугубо о когнитивном  развитии, т.е. о процессе развития мышления. Согласно Пиаже, чтобы развиваться, дети должны взаимодействовать со средой. Но выстраивают новые когнитивные  структуры сами дети, а не внешняя  среда. Каждая стадия когнитивного развития предполагает наличие новых навыков, обозначающих пределы того, чему на данной стадии можно научить ребенка. Дети проходят через эти стадии в  определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью  и результатами. 

· Первая стадия (рождение – 2 года) называется сенсомоторной. Малыши, устанавливая контакт с окружающим миром, выстраивают собственные  схемы физических действий, таких  как сосание, хватание и нанесение  ударов. У детей постепенно развивается  способность в течение длительного  времени удерживать в памяти образы объектов окружающего мира. До того, как дети научаются этому, они, скорее всего, предполагают, что предметы не существуют вне их поля зрения. Любая  няня, наблюдавшая, как младенец заходится  в крике в момент ухода матери, а спустя полгода беззаботно машет  ей рукой на прощание, может засвидетельствовать  наличие у детей данной стадии развития. 

· Вторая стадия (2 года - 7 лет) называется предоперациональной. Дети учатся мыслить, используя символы  и внутренние образы, но их мышление не систематично и не логично.

В начале данного  периода ребенок еще может  расстроиться, если кто-то наступит на построенный им из песка дом, символизирующий  его собственный дом. В конце  периода дети уже понимают разницу  между объектами и их символами. Однако их мышление сильно отличается от мышления взрослых. 

· Третья стадия (7-11 лет) – стадия конкретных операций. Дети овладевают способностью мыслить  систематически, но только в том  случае, когда могут привязаться  к конкретным объектам и действиям. Определенные задания ребенок уже  способен выполнять «в уме», просто представляя себе необходимые действия. Например, если детям на данной стадии развития показывают ряд из шести  палочек и просят взять равное количество палочек из кучки, лежащей  рядом, дети могут выбрать шесть  штук, не размещая каждую, взятую из кучки, палочку напротив каждой из шести  в заданном ряду. Дети, находящиеся  на более ранней стадии развития, выстраивают  палочки к палочкам, чтобы не ошибиться. 

· Четвертая стадия развития (11 лет – зрелость) –  стадия формальных операций. Подростки  способны анализировать абстрактные  проблемы, решать сложные математические и логические задачи, рассматривать  нравственные проблемы и коллизии, планировать будущее и размышлять о будущем. Последующее умственное развитие предполагает совершенствование  способностей и навыков, усвоенных  на этой стадии. 

Развитие нравственности тесно связано с когнитивным  развитием. Для того, чтобы выносить какие-либо моральные суждения, надо достичь определенного уровня развития в когнитивном плане. Одним из первых среди психологов особенности  нравственного развития начал изучать  Ж.Пиаже. Позднее его работу продолжил  и углубил Л.Кольберг. Выводы Кольберга  оспорила К.Гиллиган, согласно которой, нравственное развитие мужчин и женщин имеет свои особенности. 

В процессе нравственного  развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к  окружающему, при котором любой  поступок он оценивает, как хороший  или плохой, в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более  гибкой позиции, когда в своих  суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям. Именно таким  характером нравственной эволюции объясняется  тот факт, что если до 7 лет ребенок  склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более  позднем возрасте он судит о них  скорее по обусловившим их намерениям. 

Концепция развития Л.Кольберга. Он выделил 6 стадий нравственного  развития, развертывающихся в строгой  последовательности аналогично когнитивным  стадиям Пиаже. Переход от одной  нравственной стадии к другой –  результат развития как когнитивных  навыков, так и способности к  эмпатии (способность к сопереживанию  и сочувствию). Кольберг не связывает  свои стадии с рамками определенного  возраста. В то время как большинство  людей в своем нравственном развитии достигает, по крайней мере, третьей  стадии, другие остаются нравственно  незрелыми на протяжении всей жизни. 

Две первые стадии Кольберг относит к детям, у которых  еще не сформировалась понятие о  плохом и хорошем. Дети поступают  определенным образом, чтобы избежать наказания (первая стадия) или получить поощрение (вторая стадия). 

На третьей стадии уже начинают формироваться собственные  понятия о плохом и хорошем. Однако, люди на третьей стадии нравственного  развития, в основном, приспосабливаются  к окружающим, чтобы заслужить  их одобрение. 

Информация о работе Становление личности