Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:21, реферат
В рамках психодинамического подхода особенно популярна концепция идентичности Э.Эриксона. Э.Эриксон относится к числу тех последователей З.Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. Эриксон разработал концепцию развития личности на протяжении всей жизни человека – от рождения до старости. В отличие от Фрейда Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Эриксон считает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития (от аутоэротизма до влечения к представителю противоположного пола) существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых человек устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
На четвертой стадии
люди осознают существование больших
социальных общностей и социальных
норм. Отличительный признак этой
стадии – появление нравственного
сознания. Так, человек, которому кассир
дал слишком много сдачи, возвращает
лишние деньги просто потому, что «это
правильно». Люди, по своему уровню нравственного
развития находящиеся на последних
двух стадиях, способны к нравственному
поведению, независимо от общепринятых
ценностей.
На пятой стадии
люди замечают потенциальные противоречия
между различными нравственными
убеждениями. Они способны рассуждать
обобщенно, т.е. представлять себе, что
произойдет, если кто-то будет поступать
подобным образом. Это позволяет
им делать собственные выводы о том,
что «хорошо» и что «плохо». Например,
нельзя лгать налоговому управлению,
если бы все поступали так, экономическая
система потерпела бы крах. Но при
этом может быть оправдана «ложь
во спасение», щадящая чувства другого
человека.
У людей, стоящих
на шестой стадии развития, есть собственная
этика – универсальные и
Концепция развития
К.Гиллиган. Гиллиган, одна из сотрудниц
Кольберга, упрекала его в том, что
он, разработав систему «мужских»
нравственных ценностей, основанных на
самоутверждении и
Согласно Гиллиган,
развитие нравственности у женщин проходит
три уровня, между которыми имеются
переходные стадии.
Уровень 1: самоозабоченность.
На этом уровне женщину занимают только
те, кто в состоянии удовлетворить
ее собственные потребности и
обеспечить ее существование.
На первой переходной
стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией
к самоотречению. Женщина все
еще сосредоточена на собственном
благополучии, но в случае принятия
решений все больше учитывает
интересы других людей и объединяющие
ее с ними связи.
Уровень 2: самопожертвование.
Социальные нормы, которым следует
женщина, побуждают ее переходить к
удовлетворению собственных желаний
лишь после того, как она удовлетворит
потребности других. Например, это
может быть роль «хорошей матери», когда
женщина вынуждена вести себя
сообразно ожиданиям других людей
и чувствовать за них ответственность.
На второй переходной стадии женщина
поднимается с уровня самопожертвования
на уровень самоуважения, начиная
все больше принимать в расчет
собственные потребности. Она пытается
совместить удовлетворение своих личных
нужд с потребностями других людей,
ответственность за которых она
продолжает испытывать.
Уровень 3: самоуважение.
На этом уровне женщина понимает, что
только она сама способна сделать
выбор, касающийся ее собственной жизни,
если он не причинит вреда людям, связанными
с нею семейными или
Один из основоположников
гуманистической психологии, К.Роджерс,
ввел в науку понятие «личностного
роста». Это модель личностных изменений,
которые не тождественны понятию
«развития личности». Личностный рост,
по Роджерсу, это не усвоение каких-либо
знаний, не освоение определенной деятельности,
не формирование активной жизненной
позиции, не продвижение по «лестнице
возрастов» и т.д.
Личностный рост
представляет собой, свойственную организму,
тенденцию развивать свои способности,
чтобы сохранять, развивать личность.
Суть личностного роста – это
обретение себя и своего пути. Роджерс
считал, что если есть необходимые
условия, то в человеке актуализируется
процесс саморазвития, естественным
следствием которого будут изменения
в направлении его личностной
зрелости. Именно эти изменения –
их содержание, направленность, динамика
– свидетельствуют о процессе
личностного роста и могут
выступать в качестве его критериев.
Основываясь на работах
К.Роджерса, можно выделить следующие
интра- и интерперсональные критерии
личностного роста.
Интраперсональные
критерии личностного роста:
· Принятие себя. Это
означает признание себя и безусловную
любовь к себе такому, каков я
есть, отношение к себе как личности,
достойной уважения, веру в себя
и свои возможности, доверие собственной
природе, своему организму. Последнее
следует подчеркнуть особо, так
как, в данном случае, доверие к
себе не означает лишь веру в возможности
сознательного «Я», но также понимание
того, что целостный организм может
быть – и часто является –
мудрее, чем его сознание.
· Открытость внутреннему
опыту переживаний. Сильная и
зрелая личность свободна от искажающего
влияния защит и способна прислушаться
к своей внутренней реальности, отнестись
к ней, как к достойной доверия
и «жить настоящим».
· Понимание себя.
Это точное, полное и глубокое представление
о себе и своем актуальном состоянии,
способность увидеть и услышать
себя подлинного, адекватная и гибкая
«Я»-концепция, чувствительная к актуальным
изменениям и ассимилирующая новый
опыт, сближение «Я»-реального и
«Я»-идеального.
· Ответственная
свобода. Это означает, прежде всего,
ответственность за осуществление
своей жизни именно как своей,
осознание и принятие своей свободы,
за то, чтобы остаться верным себе.
· Целостность. Сохранение
и защита целостности внутреннего
мира и самой личности, чем человек
обладает изначально. Нарастающие
· Динамичность. Внутриличностное
единство и согласованность не означают
косности и завершенности. Напротив,
личность существует в постоянном,
непрерывном процессе изменений. В
этом смысле, зрелая личность – это
непременно становящаяся личность, т.е.
рост личности есть способ ее существования.
Поэтому, важнейший критерий личностного
роста – динамичность, гибкость,
открытость изменениям и способность,
сохраняя свою идентичность, развиваться
через разрешение актуальных противоречий
и проблем, постоянно «быть в
процессе».
Интерперсональные
критерии личностного роста:
· Принятие других. Личность
можно считать зрелой в той
степени, в какой она способна
к принятию других людей такими,
какие они есть, к уважению их
своеобразия и права быть собой,
к признанию их безусловной ценностью
и доверию к ним.
· Понимание других.
Зрелая личность отличается свободой
от предрассудков и стереотипов,
способностью к адекватному, полному
и дифференцированному
· Социализированность.
Личностный рост ведет ко все более
эффективному проявлению фундаментального
стремления человека – к конструктивным
социальным взаимоотношениям. Человек
в контактах с другими
· Творческая адаптивность.
Важнейшее качество зрелой личности
– готовность смело и открыто
встречать жизненные проблемы и
справляться с ними, не упрощая, а
проявляя «творческую адаптацию
к новизне конкретного момента»
и «умение выразить и использовать
все потенциальные внутренние возможности»
(К.Роджерс).
Естественно, изменения
в каждом из этих направлений происходят
в соответствии со своими закономерностями.
И в то же время, поскольку процесс
личностного роста является целостным,
то рост в одном личностном измерении
способствует продвижению в других.
И главное – сам факт движения,
включение в процесс открытия
и обретения себя, что, в конечном
итоге, делает человека способным воспринимать
мир (внешний и внутренний) не как
угрозу, а как вызов жизни и
одновременно – призыв к жизни.