Становление потребности в общении со сверстниками у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников. Задачи:
Изучить психологический портрет личности дошкольников.
Рассмотреть виды и формы общения дошкольников.
Проанализировать особенности становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников.
Составить практические рекомендации по развитию потребности в общении у дошкольников для родителей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников 7
1.1 Психологический портрет личности дошкольников 7
1.2 Виды и формы общения дошкольников 11
1.3 Особенности развития потребности в общении со сверстниками у дошкольников 19
1.4 Практические рекомендации по развитию потребности в общении у дошкольников для родителей 24
Заключение 26
Список используемых источников 29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

    В исследованиях  отечественных ученых М.И.Лисиной, а также ее сотрудников и учеников Л.Н.Галигузовой, А.Г.Рузской О.Е.Смирновой, Р.Б.Стеркиной и других, работающих в русле ее концепций, рассматривается общение детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. В этих работах отмечается, что потребность в общении у детей с другими людьми формируется прижизненно в процессе их реальной практики общения сначала со взрослым, затем со сверстником (Л.Н.Галигузова, Г.М.Лямина, А.Н.Модина, Л.М.Царегородцева и другие). Основываясь на наблюдениях за поведением детей первого года жизни, М.И.Лисина выделила 4 критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении со взрослыми. К этим критериям относят следующие проявления детей: интерес ребенка к другому человеку, эмоциональный отклик на его действия, стремление привлечь внимание к себе, выяснить оценку другими людьми своих действий. Данные критерии, разработанные М.И.Лисиной в сфере общения ребенка со взрослыми, используются исследователями Л.Н.Галигузовой, С.В.Корницкой, Л.Б.Митевой, А.Г.Рузской, Р.Б.Стеркиной, Р.К.Терещук для выявления у ребенка потребности в общении со сверстником. После того как в коммуникациях ребенка обнаруживаются проявления, соответствующие четырем критериям, мы уже говорим не о развитии коммуникативной потребности вообще, а о качественном преобразовании содержания потребности в общении (М.И.Лисина). В исследованиях С.В.Корницкой, А.Г.Рузской, Р.К.Терещук отмечается, что развитие коммуникативной потребности в общении у детей совершается в форме модификации её содержания. Преобразуется лишь содержание потребности, то есть то, что в данном возрасте на фоне свойственного типа жизнедеятельности необходимо достичь ребенку во взаимодействии с другими людьми для решения своих наиболее общих и важных текущих задач (А. Г. Рузская, Р.К.Терещук). Исследователи (М.И.Лисина, А. Г. Рузская, Р. К.Терещук и другие), рассматривая потребность детей в общении, утверждают, что ее формирование возможно, так как с возрастом ребенка изменяется и содержание коммуникативной потребности при неизменном сохранении стремлении детей к самопознанию и самооценке через общение с окружающими людьми. Общение дошкольников, в отличие от общения взрослых чаще всего выступает не самостоятельно, а сопутствует другим видам деятельности (А. В. Запорожец, М.И.Лисина, Л.И.Божович, A.A. Люблинская,  Л.В.Артемова, В.Г.Нечаева, Т.В.Антонова, Р.А.Иванкова, и другие) [18, c. 280].

     Общение дошкольников наиболее полно изучено на материале игры как ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте и, в частности, ее отдельных видов: сюжетно-ролевой (В. В.Абраменкова, Н.М.Аксарина, Т.В.Антонова, Ф. С. Левин-Ширина, Н.Я.Михайленко и другие), дидактической (Л. В. Артемова), строительной (З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева и др.), подвижной (Л.В.Артемова, Т.С.Елощицина и др.), игры с правилами (Н.Я.Михайленко) [20].

      Анализ литературы свидетельствует, что общение дошкольников со сверстниками, с другими детьми и взрослыми изучалось и в различных видах деятельности: бытовой - Л.И.Вожович, В.Г.Шур и др.; трудовой - Р.С.Буре, Б.П.Жизневский, Р.Б.Стеркина и др.; изобразительной - Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Г.Г.Григорьева, Н.Г.Кириченко, Н.Э.Фаас и др. [21].

      Изучая общение дошкольников в разных видах деятельности, исследователи ориентируются на его функции регуляции делового сотрудничества и тот вид общения, который осуществляется с целью решения определенных организационных задач (планирование предстоящей деятельности, распределение обязанностей или ролей, выбор материалов для работы и т.п.): общение по поводу деятельности (Р.С.Буре, А. А.Рояк), организационно-деловое общение (Т.В.Антонова, Р.И.Жуковская), коммуникативно-организационная основа деятельности (Б.П.Жизневский).

    Стремление детей к новым впечатлениям, активности, общению со взрослым лежит в основе становления у них потребности в общении со сверстниками. Первоначально ребенок относится к сверстнику как к интересному объекту, который вызывает у него разнообразные ориентировочно-исследовательские действия. Ведущая в раннем возрасте предметная деятельность стимулирует ребенка, еще не открывшего для себя субъектности сверстника, обращаться с ним как с игрушкой [22].

    На первоначальном этапе становления общения между детьми их отношение к сверстнику является противоречивым: в нем сосуществует отношение к нему и как к объекту, и как к субъекту, с преобладанием объектного отношения. Инициативные действия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектное взаимодействие детей, возникают последними среди компонентов коммуникативной потребности, и именно они становятся основными и ведущими в общении сверстников [23].

     В ходе эпизодических взаимодействий с ровесником ребенок открывает в нем новые, неожиданные качества, позволяющие осуществлять с ним принципиально иную деятельность, не сводимую к другим формам активности. Субъектные качества сверстника становятся наиболее привлекательными и значимыми для ребенка, чем те объектные характеристики, которые побуждают его к первоначальным контактам с ним.

    Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычную схему общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Они, бесспорно, представляют собой практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве. Но эти действия лишены деловой цели, как это имеет место в ситуативно-деловом общении ребенка со взрослым. Это ярко эмоционально окрашенное общение, но квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети взаимодействуют друг с другом как с субъектами, но слабо, поверхностно фиксируют индивидуальную специфику субъекта-партнера, а больше всего заняты тем, чтобы проявить себя [24].

    В содержании контактов детей этого возраста отражается переживание ими своего сходства со сверстником, близость эмоциональных состояний. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярко высвечивается, прежде всего, его собственная индивидуальность.

 

1.4 Практические  рекомендации по развитию потребности  в общении у дошкольников для  родителей

 

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

     Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым [25].

♦ Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

♦ Привлекайте  внимание детей к эмоциональным  состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому  ребенку.

♦ Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.

♦ Помогайте  детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).

♦ Не сравнивайте  ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство  сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

♦ Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

♦ Организация  общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

Цель исследования становление потребности в общении со сверстниками у дошкольников была достигнута. Был изучен психологический портрет личности дошкольников, рассмотрены виды и формы общения дошкольников, проанализированы особенности становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников, составлены практические рекомендации по развитию потребности в общении у дошкольников для родителей.

Итак, подводя  итог всей работы, хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого  взаимодействия. Вся жизнь человека проходит в общение с другими  людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо.

Рассмотрев  понятие общения можно выделить основные характеристики: целенаправленность, взаимодействие с целью достижения общего результата.

       Потребность в общении  - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. Если у ребёнка есть потребность общаться, то он сможет стать социально развитой личностью, приобретёт социальные навыки, овладеет  различными способами общения, поэтому тема нашего исследования является актуальной.

        На динамику содержания общения обращают особое внимание исследователи в частности А.Г. Рузская и Н.И. Ганощенко. Изменяется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Потребность общения дошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общения в конкретном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах.

Общение со сверстником оказывает специфическое воздействие на развитие ребенка. Контакты детей со сверстниками более ярко эмоционально насыщены. В них нет места жестким нормам и правилам, которые необходимо соблюдать, общаясь со взрослыми. Современные дети в общении со сверстниками более раскованны, чаще проявляют инициативу и творчество, взаимодействуют в различных объединениях и видах деятельности. Получая от сверстника поддержку в самых непредсказуемых играх и затеях, ребенок наиболее полно реализует свою самобытность, детскую непосредственность, что приводит подчас к неожиданным открытиям в себе и окружающем мире и доставляет детям огромное удовольствие. На развитие контактов с другими детьми в дошкольном возрасте влияют характер деятельности и наличие умений для ее выполнения. В общении с ровесниками дети получают новые яркие впечатления, в совместных играх наиболее полно удовлетворяется их потребность в активности, развивается эмоциональная и речевая сферы [26].

        Основываясь на наблюдениях за поведением детей первого года жизни, М.И.Лисина выделила 4 критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении со сверстниками. К этим критериям относят следующие проявления детей: интерес ребенка к другому человеку, эмоциональный отклик на его действия, стремление привлечь внимание к себе, выяснить оценку другими людьми своих действий [18, c. 140].

Необходимо  также отметить, что именно сверстник  открывает для детей новые  возможности самопознания через  сравнение себя с равным партнером  по взаимодействию, общению. Еще одной  существенной чертой общения с ровесниками  является формирование у детей такого личностного качества, как инициативность (активность). Здесь от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения, доказывать свою правоту, планировать совместную деятельность, что тем самым требует от него развития, соответствующего возрастной норме [27].

    В  исследованиях отечественных ученых  М.И.Лисиной, а также ее сотрудников  и учеников Л.Н.Галигузовой, А.Г.Рузской О.Е.Смирновой, Р.Б.Стеркиной и других, работающих в русле ее концепций, рассматривается общение детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. В этих работах отмечается, что потребность в общении у детей с другими людьми формируется прижизненно в процессе их реальной практики общения сначала со взрослым, затем со сверстником (Л.Н.Галигузова, Г.М.Лямина, А.Н.Модина, Л.М.Царегородцева и другие) [19, c. 290].

     На протяжении  дошкольного возраста общение  детей друг с другом существенно  изменяется. В этих изменениях можно выделить четыре основные формы общения дошкольников со сверстниками. 
    1. Ситуативно-деловое  общение.

    2. Ситуативно-личностное общение.   

   3.Внеситуативно-личностное общение.

    4.Внеситуативно-позновательное  общение.

Детям дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.

Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать для малышей и совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно.

Информация о работе Становление потребности в общении со сверстниками у дошкольников