Становление потребности в общении со сверстниками у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников. Задачи:
Изучить психологический портрет личности дошкольников.
Рассмотреть виды и формы общения дошкольников.
Проанализировать особенности становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников.
Составить практические рекомендации по развитию потребности в общении у дошкольников для родителей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников 7
1.1 Психологический портрет личности дошкольников 7
1.2 Виды и формы общения дошкольников 11
1.3 Особенности развития потребности в общении со сверстниками у дошкольников 19
1.4 Практические рекомендации по развитию потребности в общении у дошкольников для родителей 24
Заключение 26
Список используемых источников 29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

Список  используемых источников:

  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.
  2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений – 4-издание. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992.
  4. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия».
  6. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2007.
  7. Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1988.
  8. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  9. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  10. Психологический словарь. 3-е изд., доп.и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  11. Детская практическая психология; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.
  12. Развитие общения дошкольников со сверстниками; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
  13. Воробьёва М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам  / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. – 1998.
  14. Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006.
  15. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.
  16. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008.
  17. Клюева И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997.
  18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.
  19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 1986.
  20. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений  / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1984.
  21. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  22. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990.
  23. Поливанова К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989.
  24. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т.А Репина. – М.: Педагогика, 1978.
  25. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  26. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  27. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание, 1999.

 

Приложение

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Дети часто стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра. Предлагаемые игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениями межличностного общения, преодолевать страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

“Кто говорит?” 

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Инструкция: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

“Пожелание” 
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Инструкция: дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку”

или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе

хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым

красивым…), как сейчас”  и т.д.

“Комплименты” 
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам. 
Инструкция: дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

“Закончи предложение”

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Инструкция: дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…   Мой лучший друг….   Моё любимое занятие….   Мой любимый праздник….   Мой любимый мультфильм….   Моя любимая сказка…   Моя любимая песня….

“Ласковое имя”

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. 
Инструкция: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. 
Инструкция: тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

“О чём спросить при встрече”

Цель: учить детей вступать в контакт.

Инструкция: дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, а другой отвечает: (“Как поживаете?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

“Вопрос — ответ”

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. 
Инструкция: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

“Прощай” 
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Инструкция: дети сидят в кругу и, предавая эстафету, друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

“Как говорят части тела”

Цель: учить невербальным способам общения.

Инструкция: воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Зоопарк” 
Цель: развивать невербальные способы общения.

Инструкция: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения. 
Инструкция: педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении. 
Инструкция: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

“Робот” 
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию. 
Инструкция: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

“Эхо” 
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Инструкция: дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

“Удержи предмет”

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром. 
Инструкция: дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

“Змея” 
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Инструкция: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

“Дрозды” 
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Инструкция: дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Ручеёк” 
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор. 
Инструкция: дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

“Руки танцуют”

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Инструкция: игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Становление потребности в общении со сверстниками у дошкольников