Становление психодиагностики в России и современные тенденции в ее развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:06, реферат

Краткое описание

Психодиагностика представляет собой область психологической науки, разрабатывающую методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В узком смысле слова психодиагностика изучает индивидуальные особенности человека или группы людей, исходя из знания закономерностей психического развития и формирова¬ния личности. Если же ориентироваться на специфику онтогенеза, то надо гово¬рить о широком определении предмета психодиагностики, в соответствии с ко¬торым она должна заниматься выявлением психологических условий, благопри¬ятных для оптимального развития.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Становление психодиагностики в России..............................................4
Глава 2. Современные тенденции в развитии психодиагностики....................10
Заключение.............................................................................................................14Список литературы................................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТИК.docx

— 43.78 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Сыктывкарский  государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

Реферат

Становление психодиагностики в России и современные тенденции  в ее развитии

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка 741 группы

Политова Л. В.

 

 

 

 

Сыктывкар 2013

Содержание:

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Становление психодиагностики в России..............................................4

Глава 2. Современные тенденции  в развитии психодиагностики....................10

Заключение.............................................................................................................14Список литературы................................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психодиагностика представляет собой область психологической  науки, разрабатывающую методы распознания  и измерения индивидуально-психологических  особенностей личности. В узком смысле слова психодиагностика изучает индивидуальные особенности человека или группы людей, исходя из знания закономерностей психического развития и формирования личности. Если же ориентироваться на специфику онтогенеза, то надо говорить о широком определении предмета психодиагностики, в соответствии с которым она должна заниматься выявлением психологических условий, благоприятных для оптимального развития.

Психологическая диагностика  выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Интересным становится изучение становления отечественной психодиагностики и тенденции ее развития в современности.

Цель исследования – изучение становления психодиагностики в России и современные тенденции в ее развитии.

Задачи исследования:

  1. изучить становление психодиагностики в России;
  2. определить современные тенденции в развитии психодиагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление  психодиагностики в России

Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Развитие психодиагностики в России шло довольно своеобразно. Появлению этого направления психологии способствовали те же факторы и причины, что и в психологической науке в целом. Но затем особенности развития нашей страны внесли свои коррективы в этот процесс.  

Особенностью развития отечественной  психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности, с одной стороны, а с другой — из лаборатории В. Вундта, в которой проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы (Н. Н. Ланге, например). У истоков первого направления находились два величайших корифея отечественной науки — И. М. Сеченов (1829—1906) и И. П. Павлов (1849— 1936). Важным стало открытие в Петербурге Психоневрологического института В. М. Бехтеревым.1

Первая в России экспериментальная  психологическая лаборатория была открыта в 1885 г. при клинике нервных  и душевных болезней Харьковского университета, были организованы лаборатории опытной  психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана  психологическая лаборатория при  психиатрической клинике Московского  университета. Заведовать ею стал ближайший  помощник С. С. Корсакова А. А. Токарский. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других, она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.2

Итак, во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Но для того, чтобы возникла психологическая диагностика необходимо было, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека.

Первые отечественные работы по психодиагностике выполнялись в первые десятилетия XX столетия. Возможно, к одной из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющей законченное самостоятельное исследование, можно отнести труд, который был выполнен Г. И. Россолимо (1860-1928) в 1909 г. в Московском университете. Его система обследования, именуемая методикой индивидуального психологического профиля, сводилась к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на 10 достаточно произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который, как некое устойчивое качество, противопоставлялся «вторичному уму», непрерывно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий. Психические процессы, которые измерялись методикой Россолимо, составляли три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Россолимо предложил графическую форму представления измерений психических процессов — вычерчивание «психологического профиля», который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Отличительной особенностью метода психологического профиля была его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля казалась надежным критерием для диагностики умственной отсталости.

Труды Г. И. Россолимо были с интересом  встречены как психологами, так  и психиатрами, специализирующимися  по проблемам умственной отсталости. В психологическую диагностику с того времени прочно вошли подобные «профили».

Интересным является мнение авторитетного психолога П. П. Блонского (1884-1941), которое он высказал по поводу методики определения психологического профиля. Он высоко оценивал эту методику и признавал работу Г. И. Россолимо наиболее удачной среди всех отечественных работ, так как в ней отобраны очень показательные для умственного развития тесты. П. П. Блонский считал, что положительным в исследованиях Россолимо было также и то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, к синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон. Лишь впоследствии синтетический способ исследования личности, к которому стремился Россолимо, начал реализовываться в психологической диагностике на Западе и в США.

Рядом новых методов и подходов психология обогатилась с развитием дифференциально-психологических исследований. Стали вполне осуществимы ее связи с практикой. Психодиагностические работы в России начали интенсивно развиваться в 20-30-е гг. XX в. в области психотехники, медицины, педологии. Но подавляющее большинство методик было копированием западных психологических тестов. В формах проведения тестовых испытаний, в обработке и интерпретации экспериментального материала проявлялись незначительные отличия.

С точки зрения развития новых форм тестирования интерес представляет «Измерительная шкала ума» И. П. Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине-Симона. Шкала Болтунова представляет собой самостоятельную разработку нового набора тестов. Данная шкала имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция и форма ее использования, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальным отличием шкалы А. П. Болтунова от шкал Бине-Симона является возможность проводить групповые испытания. В работе А. П. Болтунова сильно сказывается утилитарный механистический подход к использованию диагностических методик.

Этот подход характеризовался стремлением  внедрить в обработку тестов методы вариационной статистики, тщательно  отработать приемы формализации в обработке результатов. Изучению содержательной стороны диагностируемых психологических процессов не уделялось серьезного внимания. В этом отношении психодиагностические исследования в России были определенным отступлением от традиций русской психологии, всегда стремившейся к теоретической и методологической проработке своей экспериментатики.

Работы М. Ю. Сыркина занимают особое место в отечественных тестологических исследованиях. М. Ю. Сыркин изучал проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. Связь между особенностями речевого развития и результатами тестирования к тому времени была доказана экспериментально (уже самые первые работы тестологов фиксировали эту зависимость). С течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между классами и слоями общества для тестологии становился все более значимым.

В этом отношении важны работы М. Ю. Сыркина, так как в отечественных исследованиях по психологическому тестированию он первый доказал, насколько противоречивой является тестовая диагностика индивидуальных различий, которая допускает прямо противоположную интерпретацию результатов исследования. Самостоятельные экспериментальные работы М. Ю. Сыркина показывают, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых имеется линейная форма связи, в некоторых случаях достаточно тесная, к тому же обладающая высокой временной стабильностью.

В 20-е годы нынешнего века в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения и профотбора. Если в советской педологии относительно больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике — тестам специальных способностей.3

Педология была задумана как  комплексная наука, которая занимается целостным, синтетическим изучением детей. Но в рамках педологии не был осуществлен научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики. Претендуя на роль единственной «марксистской науки о детях», педология механистически трактовала влияние двух факторов (среды и наследственности), которые определяли собой процесс развития психики, сводила качественные особенности развивающегося человека к биологической характеристике, преувеличивала роль и значение тестов, рассматривая их как средство измерения умственной одаренности и метод отбора умственно отсталых детей.

В связи с этим в начале 30-х гг. XX в. началась критика многих положений педологии, завершившаяся партийным Постановлением от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики.4 Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. После этого запрета были прекращены все психодиагностические исследования. Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х гг. в нашей стране вновь начинают развиваться работы по психологической диагностике.

В начале 70-х гг. прошлого столетия начался новый этап в развитии психодиагностики в России, ее возрождение. Опыт, который был накоплен к этому времени за рубежом, показал, что ее применение может принести ощутимо полезные результаты в системе образования, в клинике и других областях человеческой деятельности. Поэтому однозначно негативное отношение к психодиагностике в нашей стране сменилось попытками анализа ее возможностей.

Важную роль в формировании правильного  отношения к психологической  диагностике и к диагностическим  методикам сыграл симпозиум, который проходил в Таллинне осенью 1974 г. На нем были приняты решения, где указывалось, что необходимо расширение и углубление исследований, которые будут способствовать созданию методологического фундамента и методического арсенала советской психологической диагностики. Участники симпозиума подчеркивали, что работа по созданию и выпуску в свет методик, начиная с их обоснования и кончая всесторонней проверкой, должна строиться на тех же методологических принципах, на которых строится и вся отечественная психология. При этом следует учитывать и осваивать зарубежный опыт тех стран, где психодиагностические методики нашли широкое распространение, где диагносты работают над критериями их составления и проверки. В первую очередь это относилось к США. Эти идеи были развиты и продолжены в декабре 1979 г. в Братиславе, где прошла международная конференция «Психологическая диагностика в социалистических странах», на которой с докладами выступили К. М. Гуревич, Л. А. Венгер, М. К. Акимова, Н. В. Тарабрина.5

Значительным событием стал выпуск в 1981 г. коллективной монографии «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования», которая была написана сотрудниками Психологического института РАО под редакцией К. М. Гуревича, в которой впервые в нашей стране были рассмотрены общие вопросы конструирования, проверки, применения диагностических методик. Большой резонанс получила публикация в 1982 г. перевода книги ведущего американского психодиагноста А. Анастази «Психологическое тестирование». В это же время стали появляться адаптированные версии западных методик (Ф. Б. Березин, И. Н. Гильяшева, М. К. Акимова, Е. М. Борисова с соавторами), работы по клинической диагностике (Е. Т. Соколова, Б. Ф. Бурлачук), по психометрике (В. С. Аванесов, В. М. Блейхер, В. К. Гайда, А. Г. Шмелев). Стали разрабатываться оригинальные отечественные методики (Л. А. Венгер, А. Е. Личко, Д. Б. Богоявленская, К. М. Гуревич с соавторами). Новый статус получила прикладная психология, и все возрастающее число практических психологов испытывают острую нужду в диагностических методиках, стимулируя развитие психологической диагностики.

Информация о работе Становление психодиагностики в России и современные тенденции в ее развитии