Становление психодиагностики в России и современные тенденции в ее развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:06, реферат

Краткое описание

Психодиагностика представляет собой область психологической науки, разрабатывающую методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В узком смысле слова психодиагностика изучает индивидуальные особенности человека или группы людей, исходя из знания закономерностей психического развития и формирова¬ния личности. Если же ориентироваться на специфику онтогенеза, то надо гово¬рить о широком определении предмета психодиагностики, в соответствии с ко¬торым она должна заниматься выявлением психологических условий, благопри¬ятных для оптимального развития.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Становление психодиагностики в России..............................................4
Глава 2. Современные тенденции в развитии психодиагностики....................10
Заключение.............................................................................................................14Список литературы................................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТИК.docx

— 43.78 Кб (Скачать файл)

Таким образом, отечественная психодиагностика прошла три этапа развития. Этап зарождения, который длился под влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке до середины 1930-х годов. Связан с именами А. П. Болтунова, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, Ф. Е. Рыбакова, М. Ю. Сыркина. Основное достижение этапа — признание идеи стандартизованного измерения психических явлений. Негативную реакцию общества вызывали слабая научная база психодиагностики, несовершенство инструментария, недопустимо широкое распространение тестов среди непрофессионалов, большое количество скоропалительных «психологических диагнозов» и этических ошибок. Постановление ВКП (б) 1936 года привело к кризису психодиагностики. Практическое использование тестов, признанных ненужными, фактически было запрещено. Этап возрождения: в 1960-х годах происходит восстановление идей тестирования. Большую роль сыграли исследования под руководством Б. Г. Ананьева, психодиагностическая деятельность К. М. Гуревича, В. М. Блейхера, Л. Ф. Бурлачука. Признаки возрождения в этот период: использование тестов в комплексном лонгитюдном исследовании студентов в ЛГУ; перевод и адаптация зарубежных тестов сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева; проведение конференций по психодиагностике в Таллине; преподавание психодиагностики в университетах на психологических факультетах. Этап интенсивного развития проходит с 1980-х годов и тогда начинается преодоление отставания российской психодиагностики. Направление и темп развития определяли исследования А. А. Бодалева, К. М. Гуревич, В. Н. Дружинина, Е. А Климова, А. Е. Личко, В. М. Мельникова, Е. С. Романова, Л. Н. Собчик, А. Г. Шмелева. Публикуются монографии: А. Анастази «Психологическое тестирование» в 1983 году, «Общая психодиагностика» под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина в 1987 году, «Словарь-справочник» под редакцией Л. Ф. Бурлачука, СМ. Морозова в 1988 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные тенденции  в развитии психодиагностики

 

Психологическая диагностика, как  и все другие научные дисциплины, развивается. Развитие это состоит  в том, что при воздействии  целого ряда внутренних и внешних  факторов в ней происходят определенные прогрессивные перемены. К числу  внешних факторов, влияющих на развитие этой дисциплины, прежде всего относятся запросы, которые обращены к ней со стороны общества. Нужно отметить, что в настоящее время запросы общества к психологической диагностике заметно возрастают.

Так, например, в области образования доминирующее значение приобретает дифференцированное обучение, естественной базой которого признаются индивидуальные психологические особенности учащихся. В определении этих особенностей решающая роль, несомненно, принадлежит психологической диагностике.

Еще более велика роль психодиагностики в области профессионального труда. Научно-технический прогресс выражается и в том, что непрерывно появляются новые профессии и специальности, для многих из них требуются люди, которые обладают некоторыми специальными психологическими особенностями. Только такие люди смогут в сравнительно короткие сроки добиться нужной продуктивности.

Несомненно, и в самой психологии постоянно возникает необходимость в методиках, которые могли бы дать психологическую характеристику людей, находящихся в различных ситуациях; тут дело идет не только об экспериментальных, но и о жизненных ситуациях. При подготовке нужных методик  нельзя пренебрегать огромным опытом, накопленным психодиагностикой.

Следует остановиться  на внутренних факторах развития дисциплины. В исследовательской и практической работе возникает необходимость введения в диагностику новых понятий, причем некоторые из них возникают в связи с развитием смежных научных дисциплин. Для психологической диагностики ближайшей смежной дисциплиной должна быть названа современная генетика. Чаще всего внешние факторы способствуют усилению действия внутренних факторов, но и обратное отношение также иногда имеет место.

Психологическая диагностика претерпела в своем более чем вековом  пути немало перемен. В  перспективах психодиагностики нужно представить новый этап ее развития, и он также преемственно связан с ее историей. Конечно, предусмотреть все перемены и во всех их деталях невозможно. Любая научная дисциплина, а уж тем более психологическая диагностика, развивается под прямым и косвенным воздействием целого ряда факторов. Невозможно предусмотреть, какое значение каждый из них приобретает в будущем. Поэтому можно выделить три вероятных направления таких изменений.

В первом направлении нужно рассмотреть  изменения, связанные с научным  пониманием генетической природы ответов-реакций, которые даются испытуемыми, проходящими  диагностическое тестирование. От правильного  понимания этой природы зависит  степень соответствия этих ответов-реакций  действительности.

Второе направление изменений  выражает тенденцию приблизиться к  полному определению той важнейшей  стороны человеческого мышления, которая находит свое выражение  в способности решать задачи, нередко имеющие большое жизненное значение для индивида.

Третье направление по сути следует признать главным: в нем дело идет о содержании психологических тестов, а по тем ответам, которые дают испытуемые, выполняющие эти тесты, выводится заключение об особенностях психики каждого из них. 6

Весь смысл предстоящего и неизбежного развития психодиагностики состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить достоверность тех заключений, которые формируются на основании применяемых в психодиагностике методических средств, а с другой стороны – более глубоко понимать особенности психики, в том числе тех индивидов, для которых система испытаний, сложившаяся в дисциплине в последние годы, воспринимается как чуждая, фактически лишает их возможности проявить присущий им интеллектуальный потенциал.

Итак, были рассмотрены три возможных направления изменений психологической диагностики. В первом речь шла о том, что в самый процесс диагноза предстоит ввести некоторые понятия генетики. Это вполне естественно, ведь все свойства психики имеют наследственное происхождение, поэтому их проявления нужно рассматривать как фенотипические образования. Во втором направлении было затронуто одно из центральных понятий дифференциальной психологии и диагностики –  понятие интеллекта. Интеллект – это функция человеческого мышления, и была выдвинута гипотеза, чтобы определить его именно как такую функцию. Наконец, третье направление посвящено содержанию психологических тестов, по результатам выполнения которых, в настоящее время выводится суждение об интеллектуальном потенциале каждого конкретного испытуемого.

Вряд ли все те изменения, которые  могут произойти в психологической  диагностике, исчерпываются только этими направлениями. Они тесно  связаны между собой. Но нельзя забывать о том, что ее развитие также связано с развитием других наук, и в этом развитии могут содержаться какие-то важные новые моменты, которые окажут свое воздействие и на психологическую диагностику.

Тенденция к индивидуализации диагностики, которая наметилась в последнее  время, состоит в том, что делаются попытки разрабатывать методики, соответствующие специфическим  проблемам клиентов, социальных институтов, предприятий, организаций. Диагностика  развития - это диагностика процесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжении жизни. Такая диагностика, по выражению  Л.С.Выготского, является многомерной, позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности: вскрыть его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельных компонентов психики. Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализом их взаимозависимостей и законов их динамического сцепления, можно, наконец, решить проблему индивидуального прогноза.7

Высказанные замечания свидетельствуют, что диагностика развития – сложная и отдельная научная задача, которая должна строиться на общем учении о законах и динамике развития. Развитием управляют законы как природного, так и социокультурного происхождения, и их взаимодействие. В соответствии со сформулированными в отечественной психологии принципами развития и деятельности разрабатываются методики на обучаемость, позволяющие дать оценку «зоны ближайшего развития» ребенка.

Особенность процедуры, проводимой с  помощью этих методик, состоит в  сравнении успешности решения когнитивной  задачи в первой ситуации (до педагогического  воздействия) и во второй ситуации после  оказания ребенку помощи, управляющих  и обучающих воздействий. Предполагается, что информация, которую можно  получить о ребенке посредством  тестов на обучаемость, даст возможность надежнее прогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Однако в действительности перспективы использования этих методик не столь радужны, так как в них не индивидуализированы виды оказываемой педагогической помощи и потому нельзя считать их эффективными для всех испытуемых. Остаются нерешенными задачи оценки контекстов развития, таксономии зон ближайшего развития и другие. Еще меньше разработаны проблемы диагностики процесса развития личности.

Еще одно направление в развитии психодиагностики связано с использованием компьютера, который оказывается  особенно полезным при предъявлении заданий (для устранения погрешностей в стандартизации процедуры) и обработке  результатов (для ускорения подсчета первичных результатов и их статистической обработки).8

Итак, психологическая диагностика как и другие науки не стоит на месте, а постоянно развивается. В этой главе были рассмотрены основные направления и перспективы ее дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение исторического  пути психодиагностики – необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение и развитие психодиагностики не может быть объяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработки общепсихологических проблем. Общественные запросы стимулировали появление и быстрое распространение прикладной психологии и психодиагностики, как ее составной части, острый интерес к методам, перспективным с точки зрения практика. Зная истоки психологической диагностики, причинную обусловленность ее этапов и закономерности исторического пути, психолог начинает осознавать главные направления ее развития, характер происходящих изменений, лучше ориентируется в актуальных проблемах, адекватнее оценивает ее возможности в решении разных практических задач.

Судьба психодиагностики как области  той науки, которая до недавнего  времени называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового  использования тестов на этапе становления, через длительный период запрета  на их применение, продлившийся без  малого полвека, до второго рождения в конце 1960-х годов - вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в CCCР. Она, возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

Рассматривая перспективы в  области психодиагностики, выделены наиболее существенные. В заключении, следует отметить, что психодиагностика является динамично развивающейся  дисциплиной, ориентированной на решение  прикладных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Акимова М.К., Гуревич К.М. (ред.) Психологическая диагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
  2. Взгляды Л. С Выготского и проблемы современной психодиагностики/ Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики// Электронный ресурс: http://www.modernpsyhology.ru/mods-1344-3.html
  3. Психологическая диагностика/ Под редакцией М.К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
  4. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. -  Ростов на/Д.,1996. – 535 с. 

 

 

 

 

 

1 Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Ростов на/Д., 1996. – С. 56.

2 Психологическая диагностика/ Под редакцией М.К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. – С. 26.

3 Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Ростов на/Д.,1996. –  С. 60.

4 Там же. – С. 61.

5 Психологическая диагностика/ Под редакцией М.К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. – С. 30.

6 Психологическая диагностика / Под редакцией М.К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. – С. 272.

7 Взгляды Л. С Выготского и проблемы современной психодиагностики/ Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики// Электронный ресурс: http://www.modernpsyhology.ru/mods-1344-3.html

8 Взгляды Л. С Выготского и проблемы современной психодиагностики/ Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики// Электронный ресурс: http://www.modernpsyhology.ru/mods-1344-3.html


Информация о работе Становление психодиагностики в России и современные тенденции в ее развитии