Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:05, реферат
Правильно себя вести в обществе и быть “ как все” нам помогает такая наука, как психология. Знание законов психологии позволяет человеку регулировать своё поведение, контролировать эмоции и понимать, что с тобой происходит в данный момент. Человек пытался понять себя и окружающих ещё с первобытных времён, именно поэтому интерес к этой науке не ослабевает до сих пор. Что же это за наука – психология, и какова история её развития? Именно это я и хочу вам рассказать.
1) Вступление.
Объяснение выбора темы реферата.
1.1 Общее понятие о психологии.
а. Психология и человек.
б. Значение термина.
в. Место психологии среди других наук.
2) Основная часть
Становление психологии.
2.1 . Психология в системе наук.
а. Античность ( 6 в. до н. э - 5 в. н. э. )
б. Средневековье ( 5 – 13 вв. )
в. Возрождение ( 14 – 16 вв. )
г. Просвещение (17- 18 вв. )
2.2 Психология как самостоятельная наука.
а. Выделение психологии из системы наук ( нач. 19 в. )
б. Развитие психологии как самостоятельной науки ( сер 19 – нач. 20 вв. )
в. Современное деление психологии на разделы. ( 20 – нач. 21 вв. )
3) Заключение.
4) Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ.
ПЛАН:
Объяснение выбора темы реферата.
1.1 Общее понятие о психологии.
а. Психология и человек.
б. Значение термина.
в. Место психологии среди других наук.
2) Основная часть
Становление психологии.
2.1 . Психология в системе наук.
а. Античность ( 6 в. до н. э - 5 в. н. э. )
б. Средневековье ( 5 – 13 вв. )
в. Возрождение ( 14 – 16 вв. )
г. Просвещение (17- 18 вв. )
2.2 Психология как самостоятельная наука.
а. Выделение психологии из системы наук ( нач. 19 в. )
б. Развитие психологии как самостоятельной науки ( сер 19 – нач. 20 вв. )
в. Современное деление психологии на разделы. ( 20 – нач. 21 вв. )
3) Заключение.
4) Список литературы.
1)Вступление.
Тема моего реферата “ Становление психологии – как самостоятельной науки”. Почему я выбрала эту тему? Психология человека – одна из важнейших наук современного мира. Человек не может существовать в вакуумном пространстве. Он, хочет того или нет, постоянно контактирует с окружающей средой, т.е. живёт в социуме. У этого сообщества есть свои законы, которые человек должен соблюдать, чтобы не быть белой вороной. Несоблюдающий правила попадает, в итоге, либо в психушку, либо в тюрьму. Правильно себя вести в обществе и быть “ как все” нам помогает такая наука, как психология. Знание законов психологии позволяет человеку регулировать своё поведение, контролировать эмоции и понимать, что с тобой происходит в данный момент. Человек пытался понять себя и окружающих ещё с первобытных времён, именно поэтому интерес к этой науке не ослабевает до сих пор. Что же это за наука – психология, и какова история её развития? Именно это я и хочу вам рассказать.
1.1 Общее понятие о психологии.
а. Психология и человек.
Люди с древнейших времён задумывались о том, что такое человек, какова его природа. Человеку всегда было интересно понять, что влияет на наши мысли и поступки, как мы видим себя со стороны, как воспринимаем и ощущаем окружающий мир. С чем отождевстляем сами себя и других.
В первобытную эпоху человек отождествлял себя с каким-нибудь деревом или животным – тотемом. По мнению древних людей от этого тотема зависело всё: погода, здоровье, урожай, удача на охоте, а иногда – и жизнь. Если тотем гневался, то у людей начинались разные неприятности: болезнь, голод, неурожай, нападение хищников. Умилостивить тотема можно было жертвоприношением. Время шло… Появлялись первые государства ( Древний Египет, Междуречье. Ассирия и др. ), строились города, развивались ремёсла, но человек по-прежнему считал, что всё в его жизни зависит от статуи, идола. Только теперь тотемами стали не растения или животные, а боги. Для общения с ними появились специальные люди – жрецы. Только жрецы имели право войти в храм, организовать жертвоприношения, разъяснить людям знамения богов. В некоторых государствах ( Древний Египет) власть жреца была выше власти правителя. Как бы не вёл себя жрец ( воровал, брал взятки, обманывал) - он всегда прав. Ведь жрец” исполняет волю богов”, а значит – имеет право делать всё, что нужно для” блага государства” ( т.е для собственного блага). Жрецы в Древнем Египте были богаче фараонов! Такая вот психология древности.
В те времена ( первобытное общество и Древние государства ) такого понятия – психология не существовало. Люди просто жили, считая, всё происходящее в жизни ( и хорошее и плохое ) – это воля богов. Хочешь – не хочешь, но ей нужно подчиняться. Сам термин “ психология” сформировался в эпоху Античности, давшей миру незаменимое наследие. Именно из древней Греции пришло к нам определение понятия “ психология “. Что же это за наука?
б. Значение термина.
Психология - (от греч.psyche – дыхание, душа и logos – наука) – наука о человеческой психике, закономерностях её строения, функционирования, развития и изменения.1 Объектом психологии является психика.
Психика – свойство человека отражать мир в идеальной форме и регулировать своё поведение. 2 Психология – серьёзная и очень сложная для изучения и понимания наука. Она занимает важное место среди других наук. Какое? Давайте разберёмся.
в. Место психологии среди других наук.
Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой.
естественные науки
социальные
Психология, таким образом, имеет
связи со всеми научными дисциплинами,
но наиболее тесные с философией.
Несколько иначе подошел к вопросу об
определении места психологии в системе
наук выдающийся швейцарский психолог
Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о связи психологии
с другими науками рассматривается в таком
аспекте: что психология может получить
от других наук. Такая постановка вопроса
была логичной, поскольку психология —
одна из самых молодых наук («математика
существует уже 25 веков, а психология едва
один век!»). Психология занимает центральное
место не только как продукт всех других
наук, но и как возможный источник объяснения
их формирования и развития. От того, какое
место отводится психологии в системе
наук, во многом зависит понимание возможностей
использования психологических данных
в других науках. Место, отводимое психологии
в системе наук в тот или иной исторический
период, наглядно свидетельствовало и
об уровне развития психологических знаний,
и об общефилософской направленности
самой классификационной схемы. Следует
отметить, что в истории духовного развития
общества ни одна отрасль знания не меняла
своего места в системе наук так часто,
как психология. Важнейшая функция психологии
в общей системе научного знания состоит
в том, что она, синтезируя в определенном
отношении достижения ряда других областей
научного знания ,является интегратором
всех (во всяком случае, большинства) научных
дисциплин, объектом исследования является
человек. Известный отечественный психолог
Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал
этот вопрос, показав, что психология призвана
интегрировать данные о человеке на уровне
конкретно-научного знания. 3
Итак, можно сказать, что психология в первобытную эпоху, период становления Древних государств и в эпоху Античности ещё не сформировалась, как отдельная наука, но уже имела важное значение для людей, живущих в те времена. Вплоть до начала 19 века психология не выделялась из системы наук, а была единым целым с ними. История её самостоятельного становления и развития начинается с середины 19 века. Рассмотрим этот этап и путь прихода этой науки к нему подробнее.
Становление психологии.
2.1 Психология в системе наук.
До начала 19 века такой самостоятельной науки, как психология не существовало. Она была связанна со всеми науками в целом: медициной, биологией, философией, историей, социологией и др. Само понятие психология сформировалось в эпоху Античности, но в те времена она не рассматривалась, как отдельная наука. Скорее как одно из направлений философии в то время. Что ,в сущности, так и есть. Рассмотрим путь развития психологии в Античности.
а. Античность.
Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гераклит, Демокрит и др.
Гераклит (род, ок 544 - умер ок, 483 до н. э.). 1. Представление о душе: душа («психей») является «искоркой» космоса, который определялся как вечно живой Огонь'. Всё окружающее человека и сам человек подвержены вечному изменению. Единым и для души, и для космоса является закон, согласно которому нет беспричинных явлений, и все они являются неотвратимым результатом столкновения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают. 1. Теория познании Гераклита; процесс познания означает т уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, а предполагает познаниё закона Логоса, по которому явления переходят друг а друга и малый мир отдельной души идентичен макрокосму Всего миропорядка; следовательно, постигать свою душу - значит углубляться в закон (Логос),
Демокрит (родился ок, 460 - умер ок. 471 до н, э,). 1. Понятие о мире и душе: все сущее состоит из атомов - мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Душа является материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и Пропадают, т. е. душа также смертна, как и тело. 2 Учение о психических процессах основано на понимании человека как соединений определенных атомов друг с Другом. Восприятие есть взаимодействие атомов предметов, которые воспринимает человек, и его органов чувств. От предмета исходят определенные атомы, копии, «эйдолы», которые по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы, или эйдолы, от предметов. Получается отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения у человека возникают в результате вхождения в него образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств.
Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является небытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.
Процессы познания. Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.
Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.
Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.
1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.
2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.
3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.
Выделяются следующие познавательные способности души.
1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.
2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.
3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.
4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,
5, Мышление как составление
суждений, протекает в понятиях
и постигает общее. Есть
Имена этих философов и сейчас гремят на весь мир. Их именами названы улицы ( улица Аристотеля в Донецке ) и открытия, о них снимают фильмы (“Великие философы”) и ставят спектакли, многие их выражения стали крылатыми или записаны, как величайшая мудрость.
“ Человек по своей природе есть существо общественное” (Аристотель)
“ Кому попался хороший зять, тот приобрёл сына, а кому дурной – тот потерял и дочь” ( Демокрит)
“ Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное, и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно” ( Гераклит)
“ Основа всякой мудрости есть терпение” ( Платон)5
В трудах древнегреческих мыслителей, направленных на объяснение генезиса и структуры души, можно обнаружить три основных направления.
Первое направление объясняло психику, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы, из осмысления произвольности жизни души от физического мира и их внутреннего родства.
Второе направление, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
Информация о работе Становление психологии – как самостоятельной науки