Становление психологии – как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:05, реферат

Краткое описание

Правильно себя вести в обществе и быть “ как все” нам помогает такая наука, как психология. Знание законов психологии позволяет человеку регулировать своё поведение, контролировать эмоции и понимать, что с тобой происходит в данный момент. Человек пытался понять себя и окружающих ещё с первобытных времён, именно поэтому интерес к этой науке не ослабевает до сих пор. Что же это за наука – психология, и какова история её развития? Именно это я и хочу вам рассказать.

Содержание

1) Вступление.
Объяснение выбора темы реферата.
1.1 Общее понятие о психологии.
а. Психология и человек.
б. Значение термина.
в. Место психологии среди других наук.
2) Основная часть
Становление психологии.
2.1 . Психология в системе наук.
а. Античность ( 6 в. до н. э - 5 в. н. э. )
б. Средневековье ( 5 – 13 вв. )
в. Возрождение ( 14 – 16 вв. )
г. Просвещение (17- 18 вв. )
2.2 Психология как самостоятельная наука.
а. Выделение психологии из системы наук ( нач. 19 в. )
б. Развитие психологии как самостоятельной науки ( сер 19 – нач. 20 вв. )
в. Современное деление психологии на разделы. ( 20 – нач. 21 вв. )
3) Заключение.
4) Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Третье направление ставило  душевную деятельность индивида в зависимость  от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.

Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.6

Времена не выбирают…  Прекрасная, мудрая, давшая  миру колоссальное наследие и множество тайн, эпоха  Античности закончилась с падением Рима. Наступило время  мрачного Средневековья…

б.  Средневековье.

Можно как угодно относиться к эпохе Средневековья. Ненавидеть её за инквизицию, крестовые походы, чуму, выкосившей половину населения Европы или восхищаться величественными соборами, смелостью людей, не боявшихся идти против главного феодала – католической церкви – личное дело каждого. Важно другое. Как бы мрачно не описывали историки Средневековье, и в эту эпоху существовали психология и психологические школы. Рассмотрим их поближе.

Период Средневековья  начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественнонаучное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки,

Средневековая философия была тесно связана  с христианской религией, и это  позволяло развиваться лишь тем  научным мыслям и идеям, которые  непосредственно отражали и разделяли  религиозные и светские позиции  христианства. Основные взгляды и  концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии,

Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной  наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входил! бы в противоречии с официальной наукой - богословием, В связи е этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода, После начального этапа развития психология напала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В10 - 11вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.

Принято считать, что в Средневековье не было мыслителей, философов , а так же других  наук, кроме богословия, юридического направления  и латыни , но это не так. В каждой эпохе есть свои гении. Не стало исключением и Средневековье.  Такие философы как Аврелий Августин и Фома Аквинский известны и по сей день.

 

Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим христианским мыслителем эпохи Средневековья. Его  философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Предметом познания является Бог, и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду. Душа определяется как самостоятельная субстанция, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Познание истины о Боге может осуществляться только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.

Фома Аквинский (1225/26-1274) основал свою философскую  концепцию понимания души на аристотелевском  понимании пассивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Душа - это формирующий принцип, дающий основу всей человеческой жизни. Различаются три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям; сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, произвольными движениями; разумная душа, присущая только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души. Источником познания считаются не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания появляется из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.7

“Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе великие дела. “ С этим утверждением Аврелия Августина трудно не согласиться. Всё течёт, всё меняется… Ушла в прошлое и эпоха Средневековья. Наступило самое прекрасное, самое светлое, после Античности время. Время Возрождения!

в. Возрождение.

Возрождение историки иногда называют второй Античностью. Почему? В эпоху Возрождения люди вздохнули спокойнее. Ушла в прошлое зловещая тень инквизиции.  Вновь было разрешено читать труды Цицерона, Аристотеля и других античных мыслителей. Появился интерес с античной скульптуре, поэзии, пьесам. Всё это больше не назвалось ересью, и за интерес к этой эпохе можно было больше не бояться оказаться на  костре или познакомиться с пытками. Возрождение, как и Античность, дало миру незаменимое наследие. Леонардо да Винчи, Джованни Бокачо, итальянское искусство – всё это наследие Возрождения. Так же, как и в Античности, в Возрождении были свои философы и психологические школы.

Ученые эпохи Возрождения  считали главной задачей возрождение  античных ценностей, очищение античной картины мира от «средневековых варваров». Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его  пониманию души в трактате «О душе», и здесь начинаются споры и разногласия. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души - главного вопроса в церковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разделял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть души, бессмертным, а вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании.

Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в книге «О душе и  жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.

Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование  способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.   

В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения  можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой, и возникновением принципиально новых, неизвестных античным философам и мыслителям особенностей понимания человеческой природы, как, например, примат творчества и творца над всеми остальными элементами мироздания.  8

г. Просвещение

Просвещение , как период, характеризуется эпохой Великих Географических открытий, опровеганием фактов о том, что человека создал Бог. Появилась теория Чарльза Дарвина о  происхождении человека от обезьяны. И, конечно же, появились новые психологические школы и направления.

В эпоху Просвещения  психология искала собственный предмет  исследования, конкретное определение области своей деятельности. Эта область понималась как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя, и главным здесь виделась осознанность этого процесса. Происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании. Исследование содержания и функций сознания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Наблюдается двойственность предмета психологии того времени: изучение сознания и путей его формирования, а также этапов развития образа мира и себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности индивида - с другой.

В связи с развитием  механики и физики Ньютона утвердился новый взгляд на природу как на гигантский механизм, а человеческое тело виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики.

В исследовании процессов  познания наблюдались две противоположные  точки зрения.

Сенсуализм определял  в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней - от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему.

Рационализм отдавал  приоритет мышлению, выделял в процессе познания два этапа: первый этап состоял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению, но понятие, которое формировалось таким образом, не является окончательным и объективным. Поэтому выделялся второй этап познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в ком понятия, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Решение проблемы эмоций и свободы человека основывалось на позиции ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возможностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма, утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции из ее состава и перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

Концепция души. Выделяются два типа души и свойственные им способности.

1.  Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.

2.  Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения.

Теория познания. Чувства  выделяются как первичный элемент  познания, однако они не дают всей полноты  и объективности картины мира. Объективное познание заключается в применении рационального метода к чувственным данным. Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека. Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

1) идолы рода, которые  заложены в самой природе человека;

2)  идолы пещеры - индивидуальные заблуждения отдельного человека;

3) идолы площади - заблуждения,  возникающие в силу взаимной  связанности и сообщества людей;

4) идолы театра, вселившиеся  в души людей из разных догматов  философии.

Значение психологических  идей Бэкона

1. Завершил этап развития  психологии, где предметом изучения  являлась душа, и дал начало  развитию нового этапа, где  главным предметом изучения становится  сознание.

2. Предложил конкретные  способы практического изучения предмета: опыт, эксперимент.

3.  Предлагал единую науку о человеке, частью которой является психология: философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, заложил принцип междисциплинарности наук.

4. Способствовал разделению  наук о человеке на учение  о личности и учение о связи  души и тела, разделение их  предметов и задач, что повлекло  за собой разделение предмета  психологии в соответствии с  конкретными задачами.

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание.

Объяснение сосуществования  в организме души и тела как  независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним.   

 Рефлекторная схема Декарта.  Декарт первым ВВЁЛ понятие  рефлекса. Схема рефлекса сводилась  к следующему; внешний импульс приводит в движение частицы, называемые -животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса -животные духи» заносятся в мозг по «трубкам*, из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

Информация о работе Становление психологии – как самостоятельной науки