Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:17, курсовая работа
Проблема самореализации в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимается как возраст печали, потерь, тоски и одиночества. В то же время, геронтопсихология рассматривает старость как возраст развития. Пожилой возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старость обеспечивает связь времен и поколений, очерчивает общую линию развития личности . Только с позиции старости можно глубоко понять, оценить и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл. В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии, является изучение психологических особенностей, развития личности и проблемы самореализации в пожилом возрасте.
Введение
Основная часть
1 Геронтология – наука о старении
2 Психологические кризисы старости и пути их преодоления
3 Жизненный путь человека
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Медвежьегорский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология |
Тема |
Старость и долгожительство |
Фамилия студента |
Пушко |
Имя студента |
Светлана |
Отчество студента |
Викторовна |
№ контракта |
08005090709067 |
Введение
Основная часть
1 Геронтология – наука о старении
2 Психологические кризисы старости и пути их преодоления
3 Жизненный путь человека
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Идея вечной молодости давно будоражит человечество. Начиная с античных времен, философы, ученые, алхимики, пытались создать эликсир, который должен был принести людям если не бессмертие, то хотя бы юность.
Геронтология – наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним. Возникла около века назад. Составными частями геронтологии являются гериатрия - учение о болезнях, связанных с инволюционными изменениями, а также особенности лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте, герогигиена, которая изучает вопросы общей и специальной гигиены людей старших возрастных групп и геронтопсихология, которая изучает психолого-поведенческие особенности людей пожилого и престарелого возраста.
В последнее время Россия переживает глубокий демографический кризис, одним из проявлений которого является увеличение доли пожилых людей в возрастной структуре населения. Это обстоятельство выводит на первый план проблемы пожилых людей. Выход на пенсию, смена социальных, экономических условий проживания пожилых людей приводят к тому, что у них развиваются возрастные кризисы. В зависимости от того, как пожилой человек сумеет преодолеть этот кризис, будет зависеть процесс его личностной самореализации и возможность активной полноценной жизни. Поэтому для этого возраста актуальным является исследование процесса самореализации, влияния возрастного кризиса на этот процесс и условий его возникновения, а также разработка программы психологического обеспечения «позитивного старения».
Проблема самореализации в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимается как возраст печали, потерь, тоски и одиночества. В то же время, геронтопсихология рассматривает старость как возраст развития. Пожилой возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старость обеспечивает связь времен и поколений, очерчивает общую линию развития личности . Только с позиции старости можно глубоко понять, оценить и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл. В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии, является изучение психологических особенностей, развития личности и проблемы самореализации в пожилом возрасте.
1.1 История развития науки о старении
Поиски средств для продления человеческой жизни велись с давних времен. Средства эти, как и сами представления о процессах старения, отвечали уровню науки соответствующей эпохи. Так, в каменном веке средняя продолжительность жизни составляла 18 - 20 лет. В Средние века - около 30 - 40 лет. Например, у Шекспира есть один показательный сонет: «Когда твое чело избороздят глубокими браздами сорок зим, кто вспомнит молодой наряд, покрытый старым рубищем твоим?» То есть в 40 лет в шекспировские времена - это XVI - XVII века - действительно человек был глубоким стариком. И только с конца XIX века, когда люди продолжали жить в среднем до 35 лет, до конца ХХ века средняя продолжительность жизни увеличилась до 70 - 75 лет. То есть только за последнее столетие - невероятно быстро! - мы стали жить вдвое дольше. Почему так произошло - тоже загадка. Есть только гипотезы.
В трактате Гиппократа (прожившего 104 года) удивительно современно звучат положения, в которых он как лучшее средство продления жизни рекомендует «умеренность, пользование чистым воздухом, ванны, ежедневные трения тела – массаж и телесные упражнения». То же советует и Плутарх, доказавший также истину своих слов счастливой старостью: «Держи голову в прохладе, а ноги в тепле и вместо того, чтобы при всяком нездоровье тотчас прибегать к лекарству, лучше сперва воздержаться от пищи и не забывать тела для духа». Наиболее полный перечень гигиенических правил для пожилых составил Гален (II век н. э.) в своем труде «О сохранении здоровья». Согласно Галену, забота о пожилых (герокомика) является самостоятельной отраслью медицины. Гален подробно описывает диету пожилых и старых людей. Многие из его воззрений остались в силе в течение тысячелетий и служили теоретической и практической базой в области гериатрии.
Эпоха средневековья привела к регрессу взглядов на процесс старения. Средневековые алхимики Западной Европы занимались бесплодными поисками «философского камня» и «эликсира молодости». Особенно распространенной была вера в существование волшебных родников и озер с водой молодости.
Пока одни странствовали по неизвестным землям, другие, запершись у себя дома, пытались открыть секрет вечной молодости с помощью алхимии. Многие алхимики наивно надеялись, что стоит им только создать «философский камень», превращающий неблагородные металлы в золото и серебро, как он одновременно будет служить могущественным эликсиром, сохраняющим здоровье и продляющим жизнь.
В самом конце XV столетия произошли два события, ставших поворотными пунктами в истории гериатрии: была опубликована первая печатная монография по гериатрии, написанная итальянским врачом Зерби, и сделано первое научное посмертное вскрытие пожилого человека, выполненное великим ученым и гениальным художником Леонардо да Винчи.
В 1797 г. пру.сский врач X. Гуфеланд, основоположник рациональной личной гигиены, написал книгу «Макробиотика - искусство продлить человеческую жизнь». В 1833 г. вышла русская книга Парфения Евгалычева «О продлении человеческой жизни».
Много шума в Западной Европе произвело открытие в 1889 г. ученым Броун-Секаром «омолаживающего» действия вытяжки семенных желез. Вскоре и другие врачи сообщили об успешном применении «экстракта Броун-Секара». С этого начался период гормональных попыток омолаживания.
Известный русский хирург С. А. Воронов в 1919 г. начал пересадки мужчинам семенников человекообразных обезьян. Австрийский хирург Е. Штейнах предложил операцию перевязки семенных канатиков с целью повышения активности клеток семенников, в которых, по его мнению, содержались вещества, сообщающие организму юношескую свежесть и энергию. Казалось, секрет омоложения раскрыт. Пресса трубила об этом на весь мир. Количество газетных статей значительно превысило число листов научных монографий по этому вопросу. Однако поднятая газетами шумиха вскоре улеглась - омоложение оказалось слишком кратковременным.
Расцвет клинико-физиологического направления в гериатрии в XIX столетии связан с именами Дюранд-Фардел и Шарко, которые обобщили огромные специальные гериатрические материалы. Шарко фактически сделал Францию центром научной гериатрии на ряд десятилетий, вернее, он завершил своими трудами целую серию французских исследований первой половины XIX века.
В России первые попытки на пути создания средств продления жизни были предприняты И. И. Мечниковым. Выдающийся русский биолог много работал в поисках биологического агента - специфической сыворотки, которая стимулировала бы деятельность клеток и, таким образом, омолаживала организм.
Особое место в отечественной и мировой истории изучения процессов старения занимает проведенное в Петербурге в 1889 г. крупнейшим русским клиницистом С. П. Боткиным массовое обследование престарелых. Анализ результатов, полученных при обследовании свыше 2000 пожилых и стариков, явился значительным вкладом в развитие клинической геронтологии и гериатрии. Впервые было обосновано разграничение старости на физиологическую и патологическую и признана возможность наступления естественного, физиологического старения. Мысли С. П. Боткина о непосредственной зависимости развития различных форм старости от условий внешней среды были новыми для того времени и чрезвычайно важными для правильного понимания причин старения. Взгляд на старость как на естественный процесс, не связанный обязательно с наличием заболеваний, давал возможность более оптимистически рассматривать перспективы борьбы за активное долголетие людей, борьбы с преждевременным увяданием человеческого организма.
Подлинным родоначальником современной биологии старения в России и во всем мире все же следует считать И. И. Мечникова, так как ему принадлежит заслуга введения экспериментального изучения старения. Его опыты по выяснению влияния на организм ряда ядовитых веществ, образующихся при определенных условиях в организме животных и человека, были фактически первой попыткой получить экспериментальную модель старости.
Вслед за С. П. Боткиным И. И. Мечников проводит четкое разграничение физиологического и преждевременного старения. При этом он подчеркивает, что, по существу, мы не знаем особенностей физиологического старения, ибо подавляющее большинство людей перенесло в своей жизни те или иные заболевания, отрицательно воздействовавшие на организм, в результате чего человек стареет преждевременно.
И. И. Мечников создал оригинальную и смелую теорию преждевременного старения и смерти. Его исследования были продолжены советскими учеными, особенно А. А. Богомольцем, который пришел к заключению, что старение фактически начинается в ретикуло-эндотелиальной системе. Богомолец изготовил специальную антиретикуло-эндотелиальную цитотоксическую сыворотку, усиливающую выработку защитных антител и повышающую устойчивость организма к различным заболеваниям.
Советский ученый В. П. Филатов наблюдал стимулирующее действие специально изготовленных эмбриональных тканей, особенно плаценты, на заживление ран. Этот метод стимулирования деятельности организма был развит саратовским ученым Н. И. Краузе, который предложил подкожную пересадку химически денатурированной ткани, указывая, что при этом достигается некоторое омолаживающее действие.
В развитие геронтологии особенно большой вклад внесли советские ученые А. А. Богомолец и его школа, ученица И. П. Павлова М. К. Петрова, А. В. Нагорный с сотрудниками, Н. Д. Стражеско, И. В. Давыдовский (автор первой отечественной монографии «Геронтология») и другие.
Именно в XX столетии на базе достижений
клинической медицины начала бурно
развиваться и клиническая
Инициатором исследований по гериатрии в США является И. Л. Нашер, которого американские авторы называют «отцом гериатрии». В 1912 г. Нашер основал Нью-Йоркское гериатрическое общество, в 1914 г. он издал руководство по заболеваниям старческого возраста. В настоящее время в США активно работает Американское гериатрическое общество, возглавляемое известным физиологом Н. В. Шоком.
Пионером современного английского гериатрического движения является врач М. Уоррен. В специальном институте в Оксфорде проводятся обширные гериатрические социологические исследования, изучаются условия жизни старых людей. Работы многих английских специалистов по вопросам старения переведены на русский язык. Большой интерес, в частности, вызвала книга президента Британского общества по изучению старения А. Комфорта «Биология старения», вышедшая в русском переводе в 1967 г.
Исследования в области
В деле объединения научных работ в области геронтологии и гериатрии зачинателями оказались советские ученые. Первая в мире научная конференция, посвященная вопросам старости и борьбе за долголетие, была созвана в 1938 г. в Киеве по инициативе основоположника советской геронтологической школы академика А. А. Богомольца. На этой конференции была опровергнута точка зрения о том, что старость — это особый вид неизлечимой болезни, и доказано, что расстройства, ранее признававшиеся характерными для старости, вовсе не обязательные ее спутники. Участники конференции признали полную возможность нормальной физиологической старости, которая характеризуется сохранением физических и умственных сил. Здесь прозвучали смелые слова: «Советская наука фактически уже давно объявила войну всему, что укорачивает человеческую жизнь. На нашей конференции война объявляется открыто. Мы, представители советской медицины и биологии, бросаем перчатку таким, казалось бы, непобедимым врагам, как старость и смерть!»
Конференции геронтологов проходили в Киеве в 1951 и 1957 гг. Геронтологические исследования получили наибольший размах в институтах биологии и экспериментальной медицины в Киеве, Харькове, Москве, Ленинграде, Тбилиси и других городах.
В 1950 г. в Льеже была основана Международная геронтологическая ассоциация, положившая начало международному сотрудничеству в области геронтологии. С тех пор проведено 9 конгрессов по геронтологии; последний, IX конгресс состоялся в нашей стране (Киев, 1972 г.) в Институте геронтологии Академии медицинских наук СССР, который стал координирующим центром для исследований в области геронтологии. С 1965 г. Институт в Киеве стал постоянной базой проведения курсов Всемирной организации здравоохранения по социальным и медицинским вопросам геронтологии.
В настоящее время институт разрабатывает и координирует совместно с Всесоюзной проблемной комиссией «Геронтология и гериатрия» более 500 работ, выполняемых в различных клиниках и лабораториях страны.
По возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения, биологический возраст сейчас существенно изменился. От 25 до 44 лет - это молодой возраст. 44 - 60 лет - это средний возраст. 60 - 75 лет - пожилой возраст. 75 - 90 лет - это старческий возраст. И после 90 - это долгожители.
Кризис на границе
зрелости и старости датируют примерно
возрастом 55—65 лет. Содержание его
в психологии представлено весьма смутно
и мозаично. Метафорические описания
(“юность старости”, “возраст увядания”, “крутой
поворот психической жизни”, “борьба
с собственным закатом” и т.п.) соседствуют
с указанием на конкретные факторы, которые
могут быть рассмотрены как причина кризиса.
Так, иногда кризис старшего возраста
называют предпенсионным, тем самым выделяя
в качестве главнейшей детерминанты такой
социальный фактор, как достижение пенсионного
возраста или выход на пенсию. Действительно,
на современном историческом этапе “объективной
меткой”, маркерным событием начала периода
старости служит наступление официального
пенсионного возраста. Выход на пенсию
кардинально изменяет образ жизни человека,
включая потерю важной социальной роли
и значимого места в обществе, отделение
человека от своей референтной группы,
сужение круга общения, ухудшение материального
положения, изменение структуры психологического
времени, вызывая иногда острое состояние
“шока отставки”.
Этот период оказывается трудным для
большинства стареющих людей, вызывая
негативные эмоциональные переживания.
Однако индивидуальная выраженность и
напряженность переживания пенсионного
кризиса весьма различаются в зависимости
от характера труда, от ценности его для
индивида, от степени психологической
подготовленности человека, его личностных
особенностей и жизненной позиции, сложившейся
в предшествующие годы. Так, расставание
с тяжелой физической работой или нелюбимым
профессиональным занятием может пройти
совершенно безболезненно, даже радостно,
как освобождение и возможность заняться
чем-то другим, более приятным.
Л.И. Анцыферова делает вывод о том, что
по совокупности характеристик (уровень
активности, стратегии совладания с трудностями,
отношение к миру и себе, удовлетворенность
жизнью) можно различить два основных
личностных типа пожилых людей. Пожилые
люди первого типа мужественно переживают
уход на пенсию, переключаются на занятие
новым интересным делом, склонны устанавливать
новые дружеские связи, сохраняют способность
контролировать свое окружение. Все это
ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности
жизнью и даже увеличивает ее продолжительность.
Пожилые люди второго типа характеризуются
как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие
отчуждение со стороны окружающих. У них
наблюдается сужение круга интересов,
снижение показателей интеллекта по тестам,
потеря уважения к себе, ощущение ненужности
и личностной неадекватности.
Наиболее результативной стратегией
смягчения кризисной ситуации отставки
признана техника “антиципирующего совладания”.
Выработка психологической готовности
к новой социальной позиции включает предварительное
планирование свободного времени, поиск
нового жизненного уклада, новых путей
включения в общество, предвидение негативных
состояний и событий; стремление воспринять
“отставку” в позитивном плане как освобождение
деятельности от жестких ограничений
по содержанию и времени, как переход в
более свободное пространство, позволяющее
проявиться новым способностям человека.
Противодействие социальному старению
— сложный процесс обдумывания своей
жизни и соответствующей деятельности,
заблаговременное планирование жизни
после прекращения профессиональной деятельности.
Другая точка зрения на кризис перехода
к старости состоит в том, что это прежде
всего кризис идентичности, внутриличностный
кризис. Его предпосылки связаны с тем,
что приметы старения, как правило, раньше
и четче замечаются окружающими, а не самим
субъектом. Процессы физиологического
старения в силу их постепенности долгое
время не осознаются, возникает иллюзия
“неизменности” самого себя. Осознание
старения и старости бывает неожиданным
(например, при встрече с одноклассниками)
и мучительным и приводит к различным
внутренним конфликтам. Несоответствие
между постаревшим телом и не изменившимся
сознанием личности приводит к внимательной
фиксации на ощущениях собственного тела,
наблюдению его, прислушиванию к своему
организму. Иногда кризис идентичности,
вызванный осознанием старости, сравнивают
с подростковым (там тоже есть задача выработки
нового отношения к своему изменившемуся
телу), но кризис в позднем возрасте гораздо
болезненнее.
“Мир конечен, мир искривлен, мир замкнут,
и замкнут он на Василии Михайловиче.
В шестьдесят-то лет шуба тяжела, ступени
круты, а сердце днем и ночью с тобой. Шел
себе и шел, с горки на горку, мимо сияющих
озер, мимо светлых островов, над головой
— белые птицы, под ногами — пестрые змеи,
а пришел вот сюда, а очутился вот здесь;
сумрачно тут и глухо, и воротник душит,
и хрипло ходит кровь. Здесь — шестьдесят.
Все это, все уже. Трава тут не растет.
Земля промерзла, дорога узка и камениста,
а впереди светится только одна надпись:
выход.
И Василий Михайлович был не согласен”1.
Старость в концепции Э. Эриксона знаменует
собой завершение предшествующего жизненного
пути. Референтное окружение для человека
старшего возраста, по мнению Э. Эриксона,
— “человечество”, “люди моего типа”.
Основные модальности поведения — “быть
тем, кем стал”, “сознавать, что когда-нибудь
перестанешь существовать”. Сущность
психосоциального кризиса личности в старости
— это достижение целостности Эго. Возможность
“успешного” перехода в старший психологический
возраст Эриксон связывает с позитивным
разрешением предыдущих возрастных кризисов.
Цельность личности основывается на подведении
итогов своей прошлой жизни и осознании
ее как единого целого, в котором уже ничего
нельзя изменить. Мудрость определяется
Эриксоном как определенное состояние
духа, как взгляд в прошлое, настоящее
и будущее одновременно, освобождающий
историю жизни от случайностей и дающий
возможность установить связь и преемственность
поколений. Мудрость представляет собой
высшее достижение возраста старости.
Разрешение финального кризиса требует
углубленной внутренней работы, поисков,
а не смирения и пассивности в принятии
неизбежного конца. Если же человек ощущает,
что не достиг тех целей, к которым стремился,
или не может свести свои поступки в единое
целое, то возникает страх смерти, ощущение
безысходности, отчаяние. Разрешение кризиса
идентичности конца жизни может быть зафиксировано
в словах: “Я есть то, что меня переживет”
.
Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, утверждал,
что человеку необходимо преодолеть три
подкризиса (или разрешить три конфликта),
чтобы чувство цельности (полноценности)
полностью сложилось.
1. Переоценка собственного «Я» помимо
профессиональной роли или какой-то другой
социальной роли. Надо суметь перейти
к новому рассмотрению себя, своей уникальности
не через призму одной роли (профессионала
или родителя), а с других позиций.
В связи с этим вспоминается восьмидесятилетний
мужчина, который в опроснике “Кто Я?”
все десять определений дал, исходя из
уже оставшейся позади профессиональной
деятельности: “Я — бывший инженер; бывший
завотделом; тот, кто проработал 40 лет
на одном месте” и т.д.
2. Осознание факта ухудшения здоровья
и старения тела, выработка необходимого
“равнодушия”, терпимости. Успешное старение
возможно, если человек сможет приспособиться
к неизбежному физическому дискомфорту
или найдет такое занятие, которое поможет
ему отвлечься.
Как утверждал один из современных сатириков,
здоровье после 50 лет — это когда каждый
день болит в другом месте.
3. Преодоление озабоченности перспективой
близкой смерти, принятие мысли о смерти
без ужаса, продление собственной жизненной
линии через участие в делах молодого
поколения. По данным Н.Ф. Шахматова, многие
пожилые люди, хотя и не проявляют глубокого
интереса к вопросам смерти, но и не испытывают
травмирующих переживаний от беседы на
эту тему (конечно, при условии соблюдения
такта и осторожности). Обычными ответами
на вопросы соответствующего рода были:
“Стараюсь не думать и не думаю о смерти”,
“Зачем думать о ней, какой в этом прок”,
“Боюсь не смерти, а физических страданий,
которые могут ей сопутствовать”. Ролевая
переориентация пожилого человека сочетается
с необходимостью научиться уступать
более молодым лидерские позиции в семье
и профессиональной деятельности. Об этом
писал Б. Ливехуд, связывая преодоление
кризиса пожилого возраста с открытием
новых смыслов жизни, духовных ценностей.
Тогда и наблюдение за молодыми, входящими
в период наивысших достижений, принесет
человеку радость, а не зависть и стремление
вставить палки в колеса.
В интегральной периодизации общего психического
развития В.И. Слободчикова и ГА Цукерман
старость рассматривается как пятая, завершающая
ступень развития — “универсализация”.
Универсализация понимается как выход
за пределы индивидуальности и одновременно
вход в пространство обще- и сверхчеловеческих,
экзистенциальных ценностей. Особые направления
деятельности — работа по завершению
того, что может быть завершено, и по принятию
незавершенности (несовершенства) себя
и мира. Характерным становится добровольный
отказ от инициативности как нетерпеливого
побуждения событий несвоевременных.
В приведенной периодизации норма психического
развития понимается как указание на высшие
возможности, на вершинные достижения
данного возраста. Чем старше возраст,
тем реже в реальной жизни человека обнаруживается
совокупность возрастных характеристик,
введенных в схему периодизации. В этом
смысле примерами нормы авторы считают
лишь редчайшие уникальные биографии
людей, про которых говорят: “Человек
на все времена!” Это жития святых, жизнь
А. Швейцера, Я. Корчака, А. Сахарова, т.е.
людей, сменивших заслуженную славу профессионалов
на безвестное служение общечеловеческим
ценностям. В личных биографиях большинства
людей — множество примеров несоответствия нормативному
развитию, примеров остановки, регресса,
выхода на уровень обыденного функционирования.
“Каждый период жизни имеет свой собственный
смысл, свою собственную задачу. Найти
их и себя в них является одной из важнейших
задач приспособления к жизни”, — писал
Э. Штерн.
Возрастные задачи развития в период
старости могут быть суммированы следующим
образом:
— адаптация к возрастным изменениям
— телесным, психофизиологическим;
— адекватное восприятие старости (противостояние
негативным стереотипам);
— разумное распределение времени и целенаправленное
использование оставшихся лет жизни;
— ролевая переориентация, отказ от старых
и поиск новых ролевых позиций;
— противостояние аффективному обеднению,
связанному с потерей близких людей и
обособлением детей; сохранение эмоциональной
гибкости, стремление к аффективному обогащению
в других формах;
— стремление к душевной гибкости (преодоление
психической ригидности), поиск новых
форм поведения;
— стремление к внутренней целостности
и осмыслению прожитой жизни.