Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:17, курсовая работа
Проблема самореализации в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимается как возраст печали, потерь, тоски и одиночества. В то же время, геронтопсихология рассматривает старость как возраст развития. Пожилой возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старость обеспечивает связь времен и поколений, очерчивает общую линию развития личности . Только с позиции старости можно глубоко понять, оценить и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл. В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии, является изучение психологических особенностей, развития личности и проблемы самореализации в пожилом возрасте.
Введение
Основная часть
1 Геронтология – наука о старении
2 Психологические кризисы старости и пути их преодоления
3 Жизненный путь человека
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды и эпохи. Периодизация психического (и не только психического) развития человека — краеугольный камень возрастной психологии. Более того, фактически процедура периодизации конституирует сам предмет возрастной психологии. При этом речь идет, прежде всего, о периодах.2
Центральным положением
теории Э.Эриксона развития явилось
то, что человек в течение жизни
проходит через несколько универсальных
для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий
регулируется в соответствии с эпигенетическим
принципом созревания.
Эпигенетический принцип определяет последовательность
стадий развития личности. Эпигенез –
наличие целостного врожденного плана,
определяющего основные стадии развития
(органов, лич. структуры). Постулируется
наличие критических периодов для возникновения
и развития личностных структур. Каждая
стадия основана на предыдущей, существуют
сенситивные периоды к развитию какого-
то определенного свойства личности.
Развитие – процесс преодоления закономерно
возникающих на каждой возрастной стадии
психосоциальных кризисов. Суть кризиса
в выборе между альтернативными путями
развития – формирование позитивного
новообразования либо деструктивного,
мешающего становлению эго-идентичности.
Каждая стадия сопровождается кризисом
– поворотным моментом в жизни индивидуума,
который возникает как следствие достижения
определенного уровня психологической
зрелости и социальных требований, предъявляемых
к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис
содержит и позитивный и негативный компоненты,
в зависимости от того, насколько удовлетворительно
он разрешается.
Каждая стадия характеризуется модусом
– способом функционирования личности,
ее образом действия и отношением к миру.
Эриксон разделил жизнь человека на восемь
отдельных стадий психосоциального развития
эго.
оральная 0-1 год Базовое доверие – недоверие,
надежда
анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение,
сила воли
фаллическая 3-6 лет Инициативность – вина,
цель
латентная 6-12 лет Трудолюбие – некомпетентность,
компетентность
Подростковый возраст 12-19 (20) лет Гармоничная
идентичность - диффузная идентичность
верность
молодость 20-35 лет Близость – изоляция,
любовь
зрелость 35-60 лет Продуктивность – застой,
забота
старость 60 и старше Эго-интеграция –
отчаяние, мудрость
Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" – субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. Изучение личностной организации времени, таким образом, неотделимо от изучения жизненного пути личности.
Однако, жизненный путь
– проблема очень многозначная.
По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность
человеческого существования
Жизнь человека складывается по-разному. Один проживает полноценную жизнь, трудится, заботится о своих близких и доживает до преклонных лет. Другой очень бережно относится к себе и требует бережного ухода за собой, но не доживает даже до пенсии. Что же является фактором долгожительства?
В результате анализа полученных данных уточнена география долгожительства в СССР, потребность долгожителей в медико-социальной помощи, изучены некоторые факторы, способствующие долгожительству. Установлено, что долгожители представляют собой категорию людей со специфическими чертами не только здоровья, но и образа жизни. Большинство из них прожило всю свою жизнь в сельской местности, что определило условия, стиль их жизни, характер занятий. Почти 60% —это крестьяне, половина которых продолжала работать уже в пожилом возрасте. Они рано вступали на трудовой путь и очень поздно его оставляли, почти не меняя занятий.
Для долгожителей характерен прочный жизненный стереотип, правильное чередование и организация труда и отдыха, отказ от вредных привычек, налаженная благополучная долгая семейная жизнь. Примерно 44% обследованных мужчин и 31% женщин практически здоровы.
Многие геронтологи считают, что значительные потенциальные возможности долгожителей достигать высоких возрастов и сохранять при этом жизнеспособность, обусловлены генетически. Однако не менее важная роль в реализации долгожительства. принадлежит социальным факторам и образу жизни населения.
Исследование проблемы долгожительства, предусматривает изучение факторов окружающей среды и образа жизни населения, а также проведение мер, способствующих реализации наследственного предрасположения к долгой жизни, удлинению периода трудоспособности и сохранению здоровой, активной старости.
В число социально-экономических факторов, влияющих на уровень долгожительства, входят условия и характер труда, материальная обеспеченность, характер питания и жилищные условия, культурный уровень и образ жизни населения, степень и качество удовлетворения его потребности в медпомощи и др.
Продление жизни - проблема всех времен и народов. В эволюции эта проблема появляется именно у человека. Осознавая бессмертие живой природы за счет размножения смертных организмов и, обладая инстинктом самосохранения и выживания, человек всегда пытался разрешить это противоречие жизни и смерти.
Изменения в организме
человека, обусловленные его эволюционным
развитием, не успевают за столь стремительными
изменениями среды его
Поэтому рассмотрим профилактику преждевременного старения не как аморфное понятие, а как предупреждение изнашивания внутренних ресурсов.
Задачу профилактики
старения или предупреждение изнашивания
внутренних ресурсов желательно решать
сразу 2 путями. Это:
• создание условий функционирования человеческого организма, наиболее
естественных для него, как для биологического
вида (это и есть - здоровый образ жизни);
• предупреждение физиологических дисфункций,
связанных с возрастом, с целью повышения
адаптационных возможностей
Решение первой задачи подразумевает формирование "здорового образа жизни", т.е. обеспечение адекватной и разнообразной физической активностью, отказ от вредных привычек (употребление стимуляторов и наркотиков), формирование культуры питания, культуры эмоций, соблюдение разумного режима дня. Изменение образа жизни – это колоссальная встряска для мозгов. Пусть это будет решение с полным осознанием того, что трудиться надо в первую очередь над своим сознанием, и трудиться без перекуров и отпусков. Легко отказать себе в чем-то на день, даже на месяц. А вот не потакать собственным слабостям постоянно - задача не из легких. Но результат того стоит!
Вторая задача решается
применением рациональной поддержки различных
систем человеческого организма: применение
целевых добавок, мягкой фарм-коррекции, целевых физических
тренировок и т.д.
Обусловлено это тем, что, вследствие целостности
организма как биосистемы, мероприятия,
направленные на
• регуляцию трофических и обменных процессов
в клетках и
• активизацию синтетических процессов
в тканях
приводят к повышению активности ключевых
клеточных ферментов и многим другим явлениям,
которые в целом выражаются в повышении
функциональных и резервных возможностей
органов и систем. Это крайне важно и для
профилактики старения кожи. Ведь только
наружные мероприятия далеко не всегда
эффективны так, как хотелось бы.
Не менее важно максимально
индивидуализировать весь процесс.
Достигается это
Большинство избегает думать
о смерти. Этот вопрос уже самой
своей постановкой может
Реакции пациентов на сообщение врача о наличии у них смертельного заболевания могут быть разнообразными. Танатолог Элизабет Кюблер-Росс описывает реакцию пациента как последовательность стадий.
Следует помнить, что стадии не всегда возникают в строгой последовательности. Кроме того, дети до 5 лет не осознают смерти, они представляют её как временное отсутствие, похожее на сон. Между 5 и 10 годами происходит постепенное осознание смерти как чего-то, что случается с другими, в частности с родителями. После 10 лет смерть понимается как что-то, что может случиться с ребёнком.
Стадия 1
Психологический шок и отрицание. Непосредственная реакция пациента представляет собой психологический шок, за которым следует отрицание наличия у себя заболевания. Некоторые пациенты так и не переходят на другую стадию осознания и могут продолжать ходить к врачам, пока не найдут того, кто разделяет их позицию
Стадия 2
Озлобление. Пациент пребывает в состоянии фрустрации, досады и злобы в связи с наличием у него тяжёлого заболевания, он спрашивает себя: «Почему это случилось именно со мной?» На этой стадии возникают трудности в общении с пациентами, поскольку они вымещают свою злобу на врачах, медицинском персонале больницы и семье. Иногда пациенты злятся на самих себя, будучи уверенными, в том, что их болезнь была послана им в наказание за их плохие поступки
Стадия 3
«Сделка». Пациенты могут делать попытки договориться с врачами, друзьями или даже с богом и в обмен на выздоровление обещают выполнить что-то, например, давать милостыню, регулярно ходить в церковь
Стадия 4
Депрессия. У пациентов отмечаются клинические симптомы депрессии: отчуждение, психомоторная заторможенность, нарушение сна, чувство безысходности и, возможно, мысли о самоубийстве. Депрессия может быть реакцией на изменения, которые произвела болезнь в жизни пациента, например на потерю работы, материальные трудности, изоляцию от друзей и семьи, или может возникнуть вследствие ожидания самой смерти
Стадия 5
Принятие. Осознание того, что смерть неизбежна и неотвратима для всех.
Человек смертен. Это научный факт, осознание которого достаточно неприятно большинству людей. Спрос на жизнь рождает предложение - и поэтому большинство религий обещают своим адептам вечную жизнь в той или иной форме. Чаще всего, форм две.
Форма первая. После смерти душа человека, в зависимости от поведения на Земле, попадает в рай или в ад, где и пребывает в добром здравии, общаясь с местными обитателями.
Форма вторая. После смерти, душа человека (опять же, в зависимости от поведения в жизни) переселяется в другой живой организм – может быть, в волка, а может быть, и в волкодава. 3
«Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для Мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.»
Эпикур
Нет сомнения, что длительность
активного и полноценного существования
живой системы в известной
мере зависит и от генетических факторов
и от условий ее существования. Но
из законов теоретической