Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить и степень выраженности лидерских качеств у учащихся 9 и 11классов;
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте 5
1.2. Теории происхождения лидерства. 9
1.3. Функции лидера 10
1.4. Восприятие лидера его группой 16
1.5. Личностные характеристики лидеров 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА. 20
2.1. Организация исследования. 24
2.2. Методы и методики. 24
2.3. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы_________________________________31
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе группам были предложены бланки ответов, даны инструкции, и в течение 40-60 минут, испытуемые, в спокойной обстановке, отвечали на вопросы.
На втором этапе полученные данные были подсчитаны, систематизированы и выведены в сводную таблицу результатов (Приложение 1).
Третий этап состоял из двух частей – интерпретация итоговых показателей и сравнение показателей опрошенных групп.
2.2. Методы и методики.
В качестве методов в данном исследовании были использованы тестовые опросники.
Тест-опросник «Восприятие индивидом группы» (Е.В. Моисейко, И.К. Нелисов). (Приложение 2) Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Тип 1. Индивид воспринимает
группу как помеху своей деятельности
или относится к ней
Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
Тип 3. Индивид воспринимает
группу как самостоятельную ценность.
На первый план для индивида выступают
проблемы группы и отдельных ее членов,
наблюдается
Методика «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) (Приложение 4). Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
Методика «Эффективность лидерства» (Приложение 3). Следующий опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.
2.3. Результаты исследования.
2.3.1. Описательные статистики.
В рамках описательной статистики были вычислены следующие параметры:
Таблица № 1.Определение нормальности распределения.
«Оценка отношений подростка с классом» |
Методика «Лидер» |
Методика «Эффективность лидерства» | |||
И |
К |
П | |||
Мода |
3,0000 |
5,0000 |
4,0000 |
26,0000 |
29,0000 |
Медиана |
4,0000 |
6,0000 |
4,0000 |
30,0000 |
31,5000 |
Среднее |
4,5750 |
5,8250 |
3,9000 |
30,1500 |
31,9250 |
Из таблицы № 1 видно, что по параметрам среднее, мода, медиана в 4 из 5 параметрах имеется распределение отличное от нормального, следовательно, в последующей обработке будут использоваться непараметрические методы.
2.3.2. Сравнительная статистика.
Мы использовали критерий Манна-Уитни, были найдены связи на таких уровнях, как коллективизм - 84,500 на уровне значимости 0,002; лидерство- 87,000 на уровне значимости 0,002; эффективность лидерства- 81,000, на уровне значимости 0,001.
Таблица № 2. Значения U-критерия Манна-Уитни.
Переменная |
U М-У |
Уровень значимости |
Класс | |
9 |
11 | |||
Коллективизм |
84,500 |
0,002 |
6,95 |
4,7 |
Лидерство |
87,000 |
0,002 |
27,1 |
33,2 |
Эффективность лидера |
81,000 |
0,001 |
29,15 |
34,7 |
Исходя из значений U-критерия Манна-Уитни, данные позволяют заключить что, значения по шкале коллективизм у подростков 9-го класса отличается от значений по шкале коллективизм у подростков 11-го класса. Такими образом можно сделать вывод: у учеников 9-го класса преобладает коллективистический тип восприятия, а у 11-го класса индивидуальный и прагматический, то есть старшие подростки являются более самостоятельными. По шкале лидерство у подростков 11-го класса значение существенно выше, чем у учеников 9-го класса. Это объясняется тем, что ученики старшего класса более самостоятельные и тем самым обладают более развитыми качествами, присущими лидеру. По шкале эффективность лидерства у подростков 11-го класса так же наблюдается более высокое значение, чем у учеников младших классов.
Так, мы видим, что подростки 11-го класса обладают наиболее выраженными качествами лидера, нежели подростки 9-г класса. Что в свою очередь подводит нас к выводу, что наша гипотеза статистически доказана.
2.3.3. Сравнительный анализ.
По результатам специального теста «Восприятие индивидом группы» (Е.В. Моисейко, И.К. Нелисов) была составлена таблица и получены следующие результаты:
Таблица № 3. Сравнение типов восприятия группы 9-го и 11-го классов.
Индивидуалистический тип |
Коллективистический тип |
Прагматический тип | |
9 кл. |
2 |
16 |
2 |
11 кл. |
11 |
4 |
5 |
Из таблицы № 3 видно, что большинство 9-го класса воспринимают группу как самостоятельную ценность. На первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Это может объясняться тем, что подростки 9-х классов недостаточно самостоятельны и не готовы работать вне своей группы, то есть индивидуально.
У подростков 11-го класса выявлено 11 человек, которые воспринимают группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. 5 подростков воспринимают группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. 4 человека относятся к коллективистическому восприятию подростка классом.
Исходя из полученных данных, в целях визуального анализа строим 2 диаграммы:
Диаграмма № 1.
Из диаграммы № 1, видно, что в 9 классе 80% учеником относятся к коллективистическому восприятию группы, по 10% к индивидуалистическому и прагматическому типу. Из диаграммы № 2, можно сказать, что в 11 классе к индивидуалистическому типу относятся 55% подростков, к коллективистическому-20%, к прагматическому-25%.
Таким образом, можно сделать вывод: для учеников 11-го класса, группа не представляет собой самостоятельной ценности. Эти подростки предпочитают работать индивидуально, ограничивают контакты или контактирую с теми членами группы, которые способны оказать помощь в какой-либо работе. Ученики 9-го класса наоборот стремятся работать в группе, воспринимают группу как ценность.
А |
X |
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Б |
||||||||||||||||||
В |
||||||||||||||||||
Г |
||||||||||||||||||
Рисунок 1.
А |
X |
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Б |
||||||||||||||||||
В |
||||||||||||||||||
Г |
||||||||||||||||||
Рисунок 2.
Условные обозначения:
Y - количество участвовавших подростков.
Х- уровень выраженности лидерских качеств.
А- данный человек как лидер склонен к диктату.
Б- лидерские качества выражены сильно.
В- качества лидера выражены средне.
Г- качества лидера выражены слабо.
Рисунок 1- ученики 9-го класса.
Рисунок 2- ученики 11-го класса.
По данным рисунков, очевидно, что лидерские качества 11-го класса выражены средне и сильно. У 9-го класса в основном лидерские качества выражены средне и слабо.
Исходя из полученных данных, в целях визуального анализа строим диаграмму:
Диаграмма №3.
Из диаграммы №3 видно, что по данной методике- «Диагностика лидерских способностей», у подростков 11-го класса значение существенно выше, чем у учеников 9-го класса.