Стили конфликтного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 00:14, реферат

Краткое описание

Когда человек находится в конфликтном противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.
Относительно общения между людьми стиль — это манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т. е. способ преодоления конфликтного противостояния, решения проблемы, приведшей к конфликту.
В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов.

Содержание

Введение 3 стр.
Стили конфликтного поведения 4 стр.
Причины конфликтов 12 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы 19 стр.
Приложение 1 20 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Стили конфликтного поведения.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов.

Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:

  • субъекты конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов;
  • равные по рангу конфликтующие стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость смириться с данным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;
  • участники конфликта, обладающие разным рангом, склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь;
  • оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта;
  • все другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта.

Способность к компромиссу — признак реализма и высокой культуры общения, то качество, особо ценимое в управленческой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно Сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением. [1, 136]

 

 

 

 

Причины конфликтов

Конфликты не возникают мгновенно, для этого необходимо определенное время, когда возникает конфликтная ситуация, которая перерастает в конфликт.

Назовем объективные причины конфликтов:

  • различия в целях;
  • различия в представлениях и ценностях;
  • ограниченность в ресурсах, подлежащих распределению;
  • различия в уровне образования, квалификации;
  • различия в манере поведения и жизненном опыте;
  • плохие коммуникации;
  • взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
  • низкое качество работ или продукции;
  • индивид или группа не могут реализовать свои потребности, задеты их интересы.

Часто для определения причин конфликтов используется метод картографии:

  • проблема описывается в общих чертах;
  • выявляются основные потребности и опасения всех участников конфликта;
  • определяются основные потребности и опасения всех участников конфликта.

Составляется карта конфликта:

Из анализа картин конфликта можно выявить проблемы участников и потребности конфликтующих.

Для конфликтной ситуации характерно напряжение сторон при общении, выдаче заданий, принятии решений.

У конфликта есть определенный период, в течение которого он достигает своего апогея. От своевременного его разрешения зависит успех в его устранении.

Основные причины возникновения конфликтной ситуации:

  • работник часто отпрашивается с работы;
  • работник не уделяет должное внимание качеству работы;
  • усиливается критическая реакция работника в адрес непосредственного руководителя и администрации в целом;
  • постепенно снижается производительность труда;
  • появляются случаи опоздания на работу и преждевременного окончания работы;
  • работник всячески провоцирует руководителя на возникновение ссоры;
  • авторитет руководителя подвергается сомнению.

На стадии конфликтной ситуации уместна «методика совета», т.е. руководитель должен оценить позиции каждого работника по отношению к проблеме, создать максимально благоприятную атмосферу для выражения своего мнения каждым членом коллектива на собрании.

Рекомендуется несколько правил ведения  подобного собрания:

  • позиция руководителя должна быть объективной и нейтральной;
  • руководитель никогда не должен выступать первым;
  • обмен мнениями следует начинать с менее авторитетных членов коллектива;
  • следует дать возможность высказаться всем работникам, ничья точка зрения не должна быть оставлена без внимания;
  • руководитель должен обобщить все высказывания и его слово должно быть завершающим.

Конфликтная ситуация при некоторых условиях перерастает в конфликт, если будет допущен:

  • временной период развития;
  • эмоциональная поддержка работника другими участниками ситуации или сторонами-наблюдателями;
  • разовьется свое представление работника о том, что должно быть на самом деле.

Конфликт - это уже активное противоборство. В начале конфликт возникает локально, в нем участвуют отдельные личности. Конфликт как пожар, страшен свои разрастанием. Участники конфликта ищут сочувствующих, пытаются привлечь на свою сторону руководителя, для укрепления своих позиций. При всеобщем конфликте нет равнодушных, практически все вовлекаются в распри, зачастую утеряна память о первопричине конфликта,  в ход идут все средства давления на противника, угрозы. Свое мнение становится незыблемым. Возможности перейти к общему мнению больше не существует. Все действия направлены на разрушение противника, на то, чтобы лишить его силы.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» (между работниками одного уровня),  «вертикальные» (между руководителем и подчиненным) и «смешанные».

Наиболее опасны для руководителя «вертикальные» конфликты, в них нельзя вступать. Их надо гасить уже на стадии конфликтной ситуации. Управлять надо методом предвидения, а не «тушения пожара».

Любая разновидность конфликта может осуществляться в двух формах:

  • Открытый конфликт - это конфликт, когда ясны его мотивы и противоборствующие стороны его не скрывают.
  • Скрытый конфликт - это конфликт, мотив которого тщательно маскируется за поводом, по которому он якобы возник.

Поведение руководителя на различных этапах конфликта различно. Позиция руководителя в случае конфликта состоит в том, чтобы самому не оказаться втянутым в него. Прямое вмешательство и надежда на авторитет не всегда ведет к исчезновению конфликта. Мудрость руководителя заключается в том, чтобы к решению конфликта подготовить сам коллектив или его представителей. Задача руководителя - подготовить коллективное мнение или позиции представителей коллектива, а самому опереться на это мнение.

Если конфликт перешел в расширенную ситуацию, то руководителя снимают с работы. С чего же начать новому руководителю? Надо составить программу деятельности, позволяющую объединить коллектив. Индивидуальная работа с подчиненными, убеждение, объективное, равное отношение к членам коллектива помогут руководителю построить реальное сотрудничество с подчиненными. Надо начинать с формирования коллектива. Основная задача руководителя - подбор кадров.

Различают субъективные и объективные причины конфликтов.

Объективные причины конфликтов включают следующее:

- Управленческие факторы

  • несовершенство организационной структуры;
  • нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;
  • несоразмеренность прав и ответственности за результаты деятельности;
  • противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требования к работнику.

-  Организационные факторы

  • неудовлетворительная организация труда;
  • нарушение режима труда, отдыха;
  • низший уровень трудовой и исполнительной дисциплины;
  • чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;
  • неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения;
  • отсутствие гласности.

- Профессиональные факторы

  • низший профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;
  • несовершенство системы подбора и расстановки кадров;
  • неопределенность перспектив профессионального и должностного роста.

-  Санитарно-гигиенические факторы:

  • неблагоприятные условия труда;
  • нарушение режима работы.

- Материально-технические факторы:

  • дефицит в обеспечении необходимыми средствами и оборудованием;
  • старое оборудование и техническое обеспечение.

- Экономические факторы:

  • несовершенство системы оплаты труда и премирования;
  • задержки в оплате труда.

Своевременное устранение руководителем перечисленных причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления организацией, разрешением конфликта.

Субъективные причины конфликтов связаны с личностью, как самого руководителя так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:

  • нарушение служебной этики;
  • нарушение трудового законодательства;
  • несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.

К нарушениям служебной этики относятся:

  • грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным;
  • навязывание своего мнения;
  • невыполнение обещаний, обязательств;
  • нетерпимость к критике, что может привести к оттоку активных, творческих работников;
  • неумение правильно критиковать действия подчиненных;
  • наличие теневой деятельности у руководителя;
  • замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненными их обязанностей.

Руководителю надо учитывать психологическую совместимость работников. Самый правильный выход - развести психологически несовместимых работников по различным местам, чтобы их действия не пересекались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манеру общения.

Принято различать пять стилей поведения в конфликтной ситуации, в основу классификации которых положена система Томаса — Килменна:

  • стиль уклонения;
  • стиль приспособления;
  • стиль конфронтации;
  • стиль сотрудничества;
  • стиль компромисса.

Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов.

Стиль поведения любого человека в конфликте определяется:

1) мерой удовлетворения собственных  интересов;

2) активностью или пассивностью действий;

3) мерой удовлетворения интересов  другой стороны;

4) индивидуальными или совместными действиями.

Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способ преодоления конфликтной ситуации, решения проблемы, приведшей к конфликту. Следовательно, путь к урегулированию конфликтов лежит через те пять способов, что нашли графическое изображение в сетке Томаса—Килменна (см. рис. 1), а именно: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Определение способа разрешения конкретного конфликта связи  с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. При этом приходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и принуждение.

Также как метод разрешения конфликтов выделяется способ переговоров. Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как способ решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Информация о работе Стили конфликтного поведения