Стили общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Личность человека начинает формироваться с рождения в процессе общения с людьми. Естественно, что на начальном этапе своей жизни человек не может выбрать людей, которые будут составлять круг эго общения, зато в более зрелом возрасте чаще всего уже сам регулирует и число, и состав лиц, с которыми будет общаться. Тем самым, человек может обеспечить определенный поток психологического воздействия со стороны этого окружения. Человек не может нормально существовать и развиваться без общества. Общение – это естественная, врождённая, стабильная потребность. Общение также является средством достижения определенных целей.

Вложенные файлы: 3 файла

Курсовая работа.docx

— 31.97 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, если для авторитарного стиля  общения свойственным является выделение  своего «Я», то лидер-демократ учитывает  во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические  свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия  и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в  налаживании социальных и деловых  контактов.

 

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

 

Руководитель  с либеральным стилем общения  характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в  процессе делового взаимодействия влиять на его результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале, можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия, типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированные сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.

Для описания указанных стилей используются и  другие названия:

директивный (командно-административный, авторитарный, при котором человек во взаимодействии с другими является сторонником единоначалия, подчинения их собственной воли, своим приказам, правилам, инструкциям);

коллегиальный (демократический, в котором человек учитывает в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверяет им);

либеральный (при котором человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, потворствует прочим, проблему если и обсуждает, то формально).

Как видим, у  каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль  общения.

Известен ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:

стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно  связан с психологическими особенностями  его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;

стиль общения  не является врожденным качеством, а  формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно  корректировать и развивать;

описание  и классификация стилей общения  в определенной степени воспроизводят  содержание характеристики деловой  сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;

социально-экономические, политические, социально-психологические  и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;

стиль общения  обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимися нормами поведения и т.д.

Относительно  последней особенности, то здесь  речь идет о связи стиля общения  с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут  не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому  при установлении деловых контактов  следует учитывать тот факт, что  деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов.

Стиль общения  имеет как объективную, так и  субъективную основу. С одной стороны, он зависит от моральных норм, социокультурных, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой, - от личностных особенностей человека.

В сфере управления на сегодня действует несколько  подходов к анализу стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных  с определенным соотношением субъективного  и объективного в процессе установления деловых контактов.

Относительно  первого подхода, то он опирается  преимущественно на структуру личностно-деловых  качеств руководителя. То есть каждый руководитель представляет собой индивидуальность в том смысле, что имеет неповторимое сочетание проявления отдельных  структурных компонентов личностно-деловых  качеств.

В соответствии с данным подходом созданы две  классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в  идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в  процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный  стили руководства.

Нужного эффекта  можно достичь в том случае, если руководитель умеет применять  стиль, адекватный ситуации. Что касается второго подхода, то он опирается  на объективные факторы в управлении, в связи с чем различают деловой, компанейский и кабинетный стили.

В зависимости  от направленности личности стили общения  делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).

Когда собеседник стремится достичь успеха в общении  и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет  эмоциональную дистанцию, независимость  в общении, ее стиль характеризуют  как отчужденный.

Выделяют  также, альтруистические (желание помогать другим), манипулятивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения.

В условиях, когда партнер по общению проявляет  внимание к другому партнеру, его  стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь  следующие признаки: высказывания благодарности  другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.

В современной  деловой сфере общения получил  распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые  люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным  ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.

Способы общения  и поведение деловых людей  строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого  стиля или комбинации стилей.

Большинство людей имеют доминирующий стиль, а также один или несколько  запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных  здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях  эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Люди общаются, чтобы улучшить и  поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить  социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Специфика общения обусловлена  различными социально-ролевыми и функциональными  позициями его субъектов.

У каждого  человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости  от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику  взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.

Стиль общения  можно определить как совокупность индивидуальных особенностей социально-психологического взаимодействия людей. Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое  общение наиболее предпочитаемо  в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя  то, как человек должен строить  и понимать различные ситуации, сам  оказывает огромное влияние на его  жизнь, формируя его отношение к  людям, способы решения проблем  и его личность. Стиль общения  существенно определяет поведение  человека при взаимодействии с другими  людьми.


Глоссарий.docx

— 19.07 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Список литературы.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Стили общения