Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:31, контрольная работа
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
1) Директивный стиль (авторитарный);
2) Демократический стиль (коллегиальный);
3) Либеральный стиль (попустительский или анархический).
1) Стили руково-дства………………………………………………………………..3
2) Женский стиль управле-ния………………………………………………………6
3) Классификация типов женщин-руководителей………………………………...6
4) В заключе-ние…………………………………………………………………….11
5) Список использованной литерату-ры…………………………………………...12
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Контрольная работа по психологии управления
Контрольная работа по психологии управления.
Тема: «Стили руководства».
Содержание контрольной работы:
1) Стили руководства…………………………………………………
2) Женский стиль управления……………………………………………………
3) Классификация типов женщин-руководителей…………………………
4) В заключение……………………………………………………
5) Список использованной литературы…………………………………………...
СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
1) Директивный стиль (авторитарный);
2) Демократический стиль (коллегиальный);
3) Либеральный стиль (попустительский или анархический).
Директивный стиль
управления характеризуется высокой централизацией
руководства, доминированием единоначалия.
Руководитель требует, чтобы обо всех
делах докладывали именно ему, единолично
принимает решения или отменяет их. К мнению
коллектива не прислушивается, все решает
за коллектив сам. Преобладающими методами
управления являются приказы, наказания,
замечания, выговоры, лишение различных
льгот. Контроль очень строгий, детальный,
лишающий подчиненных инициативы. Интересы
дела ставятся значительно выше интересов
людей, в общении преобладают резкость
и грубость. Авторитарный стиль руководства
отрицательно сказывается на морально-психологическом
климате, ведет к значительному снижению
инициативности, самоконтроля и ответственности
работников
Демократический
стиль управления характеризуется распределением
полномочий, инициативы и ответственности
между руководителем и заместителями,
руководителем и подчиненными. Руководитель
демократического стиля всегда выясняет
мнение коллектива по важным производственным
вопросам, принимает коллегиальные решения.
Регулярно и своевременно проводится
информирование членов коллектива по
важным для них вопросам. Общение с подчиненными
проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций,
советов, поощрений за качественную и
оперативную работу, доброжелательно
и вежливо; по необходимости применяются
приказы. Руководитель стимулирует благоприятный
психологический климат в коллективе,
отстаивает интересы подчиненных.
Либеральный стиль
управления характеризуется отсутствием
активного участия руководителя в управлении
коллективом. Такой руководитель «плывет
по течению», ждет или требует указаний
сверху или попадает под влияние коллектива.
Предпочитает не рисковать, «не высовываться»,
увиливает от разрешения назревших конфликтов,
стремится уменьшить свою персональную
ответственность. Работу пускает на самотек,
редко ее контролирует. Такой стиль руководства
предпочтителен в творческих коллективах,
где сотрудники отличаются самостоятельностью
и творческой индивидуальностью.
Не существует «плохих»
или «хороших» стилей управления. Конкретная
ситуация, вид деятельности, личностные
особенности подчиненных и др. факторы
обусловливают оптимальное соотношение
каждого стиля и преобладающий стиль руководства.
Изучение практики руководства организациями
свидетельствует, что в работе эффективного
руководителя в той или иной степени присутствует
каждый из трех стилей руководства.
Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
Самарские социологи в своих исследованиях опирались на концептуальную идею, предложенную В.Радаевым. Для анализа отношений руководителей и подчиненных он использовал четыре концептуальные переменные: партнерство, фратернализм, патернализм и бюрократизм.
Патернализм ярко выражает иерархичность отношений. Решения принимает только руководитель, подчиненные должны быть к нему лояльны. Руководитель объединяет компанию утверждением собственного влияния. Исполнители, при необходимости, могут друг друга замещать. За провал в работе несет ответственность весь коллектив. Взаимодействия имеют личностный характер, но иерархия соблюдается строго, в заботу руководителя входят и нерабочие проблемы подчиненных.
Фратернализм же сглаживает иерархию в отношениях, решение принимается коллегиально, оно обсуждается и разъясняется с подчиненными. Подчиненные также более самостоятельны в выполнении работы. Не предусмотрены регулярные проверки. Рабочий процесс достаточно гибок и предусматривает участие руководителя и остальных участников. Неудачи являются бедой всего коллектива. Отношения близки к неформальным отношениям, нет строгого разделения на рабочие и нерабочие проблемы.
В партнерстве иерархия выражена неярко. Вопросы решаются в ходе общего обсуждения, где каждый сотрудник принимает участие соответственно своей квалификации и предлагает свое решение относительно его компетенции. Каждый работник имеет конкретные обязанности, руководитель не вмешивается в их работу, не предусмотрен даже текущий контроль. Но на каждого конкретного сотрудника возлагается ответственность за конкретную работу. Присутствует коллегиальный стиль, но отношения деперсонифицированы, проблемы, не касающиеся рабочего процесса, не должны влиять на работу.
При бюрократических отношениях руководителю отведена роль начальника, в партнерстве начальник ближе к хозяину, в фратерналистской стратегии начальник сопоставляется с лидером, а при партнерстве он координатор.
О.Самарцева и Т.Фомина, опираясь на описанный подход, при исследовании частных предпринимателей получили результаты, что женщины-руководители склонны к фратернализму (лидер) и партнерству (координатор), которым характерна меньшая дистанция власти, чем патернализм (хозяин) и бюрократизм (начальник). Однако, партнерство в женском варранте характеризуется формальными отношениями, фратернализм – неформальными.
Женский стиль управления имеет интересное отличие от мужского, состоящее в том, что женщины больше демонстрируют смешанные стратегии: координатор-лидер, координатор-начальник и хозяин-лидер.
Решения принимаются женщинами с ориентацией на фратерналистские нормы поведения, то есть варианты решений активно обсуждаются с подчиненными. Параллельно этому, женщинам более свойственен бюрократизм в сравнении с мужчинами в принятии решений. Привлекает внимание то, что при формировании решений мужчины больше ориентируются на партнерство, чем женщины, что является парадоксальным явлением.
Метод организации труда при женском управлении в основном представляет собой конкретное распределение функций по выполнению решения, которые, в случае необходимости, можно передавать. При выполнении задания может принимать участие и руководитель. В таком случае женщины более бюрократичны, чем мужчины. Мужчины же больше склонны к партнерству.
Классификация типов женщин-руководителей.
"Мужчина в юбке". У женщин этого типа эмоциональная сфера развита слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу" жесткостью, подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными. Комплекс эмоциональной неполноценности заставляет их брать за образец не |
слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег - представителей сильного пола. Сослуживцам такого руководителя не позавидуешь: "мужчина в юбке" ведет своих подчиненных по производствен- ной жизни железной рукой, да еще в "ежовых рукавицах". Свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне. В таком коллективе царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны человеческой натуры - склочничество, подхалимаж. С "мужчиной в юбке" сотрудничают, как правило, малоквалифицированные работники; профессионалам здесь нечего делать. Но если случилось так, что ваша начальница - из этой когорты и у вас есть веские основания мириться с таким положением вещей, помните:
Любая служебная ошибка вызывает у "мужчины в юбке" стресс. И ваша задача - перевести разговор из плоскости скандала в диалог, по возможности конструктивный. Для этого вам, прежде всего, понадобится умение молчать (пока не пройдет гроза) и дар убеждения (не забывайте о прагматизме "мужчины в юбке").
"Добрая мама". Эта категория женщин-руководителей - прямая противоположность описанной выше. Здесь все строится на эмоциях. Личное обаяние - один из главных рабочих "инструментов" "доброй мамы". Стиль ее обращения к подчиненным - "мальчики", "девочки", "давайте жить дружно". |
|
"Добрая мама" сверхлиберальна, и потому в коллективах, возглавляемых ею, мало-помалу воцаряется хаос. Все высказывают свою точку зрения, игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому: дирижер ("добрая мама") растворился в оркестрантах (подчиненные), и симфония превращается в какофонию.
Если вы трудитесь под началом "доброй мамы" и тем не менее твердо peшили посвящать свое рабочее время работе, обращайтесь со своими проблемами не к сотоварищу, а напрямую к ней. При этом попытайтесь как можно эмоциональнее живописать свое предложение, опуская детали и технические подробности. Если ей понравится, как вы говорили, она непременно вникнет в то, о чем вы толковали с таким жаром. Естественно, будучи руководителем, "добрая мама" вынуждена предъявлять претензии подчиненным. Выглядит это примерно так: "Я столько делаю для вас! Как вам не совестно" (без конца брать отгулы... задерживать отчет... часами висеть на рабочем телефоне...). Успокоить расстроенное начальство не составляет труда - стоит лишь обратиться к его (ее) чувствам: "В метро была такая давка..."
«Королева». Главное для королевы - она сама, ее непревзойденная красота, ум, талант, деловые качества. Окружающие мужчины должны играть роль сказочного зеркала, у которого королева по мере необходимости спрашивает: «Я ль на свете всех милее?». Иных ответов, кроме «Да!», быть не может. Такие женщины многого добиваются в политике, на руководящих позициях в СМИ, шоу-бизнесе. Организация для «королевы» - трон. |
|
«Миледи». Такие женщины встречаются на позициях, которые дают скрытую власть, возможность дергать за «тайные ниточки», например, в качестве заместителя директора по персоналу. «Миледи» по своей сути мужененавистница, она соревнуется с мужчинами, манипулирует ими, пуская в ход свое самое главное оружие - женскую привлекательность, радуется, когда удается победить. |
|
Ее сила - в тонком умении нащупать нужные точки каждого. Организация для нее - театр марионеток.
«Принцесса». Руководитель такого типа появляется, когда муж-бизнесмен дарит жене, например, салон красоты. Этой женщине не приходилось прикладывать каких-либо усилий для достижения руководящего поста. Ею движет жажда впечатлений, удовольствия и новизны. «Принцессе» противопоказано быть руководителем, потому что она в принципе не может ни за что отвечать: ни за себя, ни за свои действия, ни за вверенных ее руководству людей. |
|
Однако эти женщины-
«Ненасытный ребенок». Это женщина-метеор, который всегда устремляется к центру - событий, работы, любви, денег. Она хочет всего и сразу. Она притягивает и увлекает людей своим стремительным движением, энергией и страстностью. Внешне она выглядит сильной, самодостаточной и успешной. Однако сама она чувствует себя иначе - обделенной, обойденной, крайне уязвимой. Она никогда не бывает полностью удовлетворена, достигнув одного, жалеет о других упущенных возможностях. |
|
Хотя она успешна на каждом отрезке своего пути, ей не хватает постоянства. Если бы она перестала разбрасываться, то достигла бы вершин. Жизнь для нее - шведский стол в условиях цейтнота.
«Барыня». Это сильная и капризная женщина, которой движет жажда власти не только над бизнесом, но и над людьми, их душами, судьбами. Она умело манипулирует людьми, используя зависть, ревность, соперничество. Как «баба на чайнике», «барыня» поддерживает в компании нужную температуру, используя в полной мере сильное женское качество - |
|
способность устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт. «Барыня» делает своих сотрудников инфантильными, усиливает в них ощущение беспомощности. Для ее работников главное - угодить хозяйке, не рассердить ее. Зарплату им выдают как благодеяние. Несмотря на кажущийся хаос, смешение личного и профессионального, дела в компании идут неплохо. «Барыня» все держит под контролем. Такая женщина прагматична, хитра, способна просчитывать ситуацию далеко вперед и достаточно успешна в бизнесе. Организация для нее - усадьба за высоким забором.
«Командир». Такие женщины забывают, что люди делятся на мужчин и женщин, и отказываются от того, что может составить их силу: женской привлекательности, способности нравиться, притягивать, быть гибкой, понимать других людей. Стремясь подражать |
|