Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью, объектом, исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций
1.3 Конфликты в классном коллективе
Вывод
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Пример курсовой4курс.1.docx

— 68.35 Кб (Скачать файл)

После этого следует  наметить один из методов  разрешения конфликта.

Второй  этап – предварительное  обсуждение ситуации.

При сложном конфликте  рискованно сразу  решить все проблемы, ибо непродуманное  решение может  нанести вред возникшей  ситуации. "Одномоментное" разрешение конфликта  возможно лишь при  сравнительно простых  ситуациях, когда  позиции оппонентов ясны и они видят конструктивный выход.

Цель  таких обсуждений состоит в уточнении  позиций оппонентов, в снятии напряженности  ситуации, в создании основ делового сотрудничества.

Третий  этап – ведение  переговоров и  разрешение конфликта.

Эффективные переговоры с участниками  конфликта должны быть нацелены на поиск  оптимального варианта разрешения конфликта. Они должны превратить конфликт в инструмент решения проблемы, в средство улучшения  взаимоотношений  людей.

После разрешения конфликта  руководитель должен еще некоторое  время наблюдать  за поведением лиц, бывших в конфликте. Дело в том, что отрицательное  отношение друг к  другу может сохраняться, даже если участники  конфликта искренне осознали свои ошибки.

В некоторых случаях  тактичное вмешательство  для нормализации отношений бывает необходимо.

1.3. Конфликты в классном  коллективе

  Для классного коллектива характерны разного  рода конфликты. Педагогическая сфера  представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального  опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические  условия, обеспечивающие душевный комфорт  педагогу, ученику и родителям.

  В сфере народного образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

  Рассмотрим  один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.

  Наиболее  распространены среди учащихся конфликты  лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок  за первенство в классе. В средних  классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может  обозначиться конфликт трех-четырех  подростков с целым классом или  вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям  психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.

  Развитие  агрессивного поведения школьников связано с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная  связь между количеством агрессивных  действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

  На  ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным  способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При  наличии соответствующей личности основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия –  самоцель, она становится самостоятельным  мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

  Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены  важной особенностью возраста – формированием  морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

  В зависимости от того, сколь успешно  осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь  усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом детерминирует деятельность и поведение  людей.

  Заметную  роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку  необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного  подчинения порядку.

  Большое влияние на конфликтное поведение  школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться  в различных аспектах.

  Во-первых, стиль взаимодействия учителя с  другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают  заметное влияние на формирование межличностных  отношений учащихся с одноклассниками  и родителями. Личностный стиль общения  и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с  выраженным функциональным стилем общения  придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают  напряженность межличностных отношений  в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах  «авторитарных» учителей и в старшем  школьном возрасте.

  Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в  конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может  быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное влияние оказывает  вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

  Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

  - деятельности, возникающие по поводу успеваемости  ученика, выполнения им внеучебных заданий;

  - поведения  (поступков), возникающие по поводу  нарушения учеником правил поведения  в школе и вне ее;

  - отношений,  возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

  Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в  отказе ученика выполнить учебное  задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным  причинам: переутомление, затруднение  в усвоении учебного материала, а  иногда неудачное замечание учителя  вместо конкретной помощи при трудностях в работе. Подобные конфликты часто  происходят с учениками, испытывающими  трудности в учебе; когда учитель  ведет предмет в классе непродолжительное  время и отношения между ним  и учеником ограничиваются учебной  работой. В последнее время наблюдается  увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет  завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных  учеников, а у остальных снижается  мотивация к учению вообще.

  Конфликты поступков всякая ошибка учителя  при разрешении конфликта порождает  новые проблемы и конфликты, в  которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно  разрешить.

  Важно, чтобы учитель умел правильно  определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне  выступает коллектив класса, то ему  легче найти оптимальный выход  из сложившейся ситуации. Если же класс  начинает развлекаться вместе с нарушителем  дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты  могут приобрести постоянный характер).

  Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться  на тех же принципах, что и с  учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать  подчинения. Такой тип отношений  не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению  о себе, стремлению занять равное положение  по отношению к взрослым (И. Вереникина). Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

  Ведь  один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной  информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах  поступков, плохо знает отношения  между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это  вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

Конфликты отношений часто  возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты  приобретают личностный смысл, порождают  длительную неприязнь  ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

  Вывод

  Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликты  могут быть скрытыми или явными, в основе их лежит недостаток согласия. Конфликт может проходить между  группами, внутри самой личности, между  отдельными личностями, между личностью  и группой. Причин конфликта много  и они разнообразны. Личность не может удержаться или уклонится  от конфликта если: затрагиваются его личностные качества, у конфликтующих непохожие интересы, в том числе и денежные, все что связано с его деятельностью, различия в целях, во взглядах и представлениях.

  Существуют  стили разрешения этих конфликтных  ситуаций и чтоб избежать конфликта, желательно обучиться им руководить. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый наилучший, они используются все без исключения. Желательно обучиться продуктивно, использовать каждый из них и предумышленно делать тот или иной отбор, учитывая конкретные условия. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта – различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения в конфликтной ситуации множество, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его. 

Глава 2. Изучение стратегии  поведения в конфликтной  ситуации

2.1 Диагностика степени  реагирования в  конфликтной ситуации  в классном коллективе

  Целью диагностики является выявление  связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика  и степенью реагирования в конфликтной  ситуации,

  В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №51 в двух классах. В эксперименте принимало  участие 52 учащихся 8-ых классов.

  Учащимся  было предложено выполнить тест-опросник Айзенка, позволяющий наиболее полно проследить психологические характеристики личностей, тест Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния, и тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения старшеклассника в условиях противоречий.

  Тест-Опросник Г. Айзенка позволяет выявить экстраверсии и интроверсии, а также типы темперамента личности старшеклассника. Данный тест состоит из 57 вопросов, на каждый вопрос следовало быстро ответить «да» или «нет». Для обработки результатов мы использовали «ключ» к опроснику, в котором приведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель неиротизма, показатель искренности ответов. По каждому показателю считывают сумму балов (если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»), При сумме баллов свыше 5 по показателю искренности ответов обработка результатов не проводилась. Затем на чистом листе отчерчивают 2 пересекающихся в центре оси размером 24 см каждая. По горизонтали откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной неиротизма (каждый бал равен один сантиметр). Пересечение линий, поведенных из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси неиротизма указывает на определенный темперамент личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так называемого «круга Айзенка».

Информация о работе Стратегия поведения в конфликтной ситуации