Стресс в работе педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблематики очевидна. Отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Негативно сказываясь как на конкретных людях – их психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом. В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...1-2
Глава I.
1.1. Стресс в педагогической деятельности…………………………………..3-5
1.2. Природа стресса……………………………………………………………4-5
1.3 Симптомы стресса: физиоло¬гические, интеллектуальные,
поведенческие и эмоциональные……………………………………………...5-6
1.4. Профессиональное «выгорание» педагога и его связь со стрессом…...7-10
Глава II. Эмпирическое исследование
2.1. Описание работы…………………………………………………………….11
2.2. Результаты исследования……………………………………………..…11-12
2.3. Рекомендации…………………………………………………………….12-13
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Психология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

Пензенский педагогический институт имени В.Г. Белинского

Историко- филологический факультет

Кафедра педагогики

 

Стресс в работе педагога

Курсовая работа

студентки 2 курса

очного отделения

Алпеевой Ирины

Дмитриевны

 

Научный руководитель:

Мендова Наталия

Сергеевна

 

 

 

 

Пенза

2013

Введение.

        В  последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике.

Актуальность данной проблематики очевидна. Отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Негативно сказываясь как на конкретных людях – их психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом. В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.

Исходя из темы работы, нами была выдвинута гипотеза:

  1. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующая

от него самообладания и саморегуляции.

  1. Труд педагога входит в число наиболее напряженных видов

деятельности,  что приводит  к профессиональному «выгоранию».

Цель нашей работы - изучить особенности профессионального стресса в деятельности педагога.

В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:

1.Узнать, что же представляет  собой термин «стресс».

2.Выявить причины и последствия  стресса у педагогов

3.Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

4.Сделать вывод о проделанной  работе.

Нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Метод теоретического анализа информации
  2. Тестирование

Для достижения цели нами была выбрана МОУ СОШ № 2, г. Кузнецка.

Возраст педагогов составлял от 30 до 50 лет. Всего приняло участие 20 учителей.

Педагогам был предложен тест В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание педагога».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

1.1. Стресс-в-педагогической-деятельности.

 
  Стресс - это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем. 
Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает «давление», «напряжение». 
Стресс определяется как способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя. Стресс - это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс - это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемое воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, «стресс - это не то, что с нами случилось, а то, как мы это-воспринимаем».

          Стресс — это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. 
         Г. Селье указывал, что в определенных количествах стресс живому организму необходим, что стресс не только зло, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание [8]. Стресс - это не только то, чего можно избежать, но и сила, которую каждый человек может использовать себе на пользу. Люди не должны бежать от стресса без оглядки, иногда стоит и оглянуться, смело оглядеться по сторонам и предпринять действия, которые помогут с ним справиться. 
         Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация порой взбадривает и придает сил. Некоторые вянут без постоянного стресса, но большинство справляется с ним какое-то время, а потом он приводит к тяжелому психическому и физическому расстройству — дистрессу.   
            Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Стресс уменьшает сопротивляемость организма, вызывает головные боли, несварение желудка, бессонницу. Существует много заболеваний, вызываемых стрессом. К ним относятся: гипертония, сердечные приступы, инсульт, депрессия, синдром хронической усталости, синдром раздраженного кишечника и другие расстройства пищеварения, ожирение, мигрень и нарушения дыхания. Постоянный стресс поражает также и иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям, раку и аутоиммунным заболеваниям. Примеры аутоиммунных болезней — ревматоидный артрит, системная красная волчанка, аутоиммунный тиреоидит, многие типы анемий. Многие вредные привычки зачастую_обусловлены_стрессом. 
 
 1.2.-Природа_стресса. 
           Когда конфликтная ситуация требует быстрого разрешения и немедленного ответа, в нашем организме срабатывают заложенные природой адаптивные механизмы. Биохимические реакции протекают в ускоренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реагировать на угрозу с ускоренной силой. Надпочечники увеличивают выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус, «эмоциональный центр» мозга, передает сигналы гипофизу и коре надпочечников, которая повышает синтез гормонов и выброс их в кровь. Когда мы сердимся, боимся или беспокоимся, наш организм вырабатывает гормоны: адреналин и норадреналин, чтобы мы были готовы действовать: кинуться в драку или, наоборот, убежать.  
Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и провоцируя возникновение аллергических реакций. Учащается пульс, повышается давление и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым[2]. 
 
          1.3. Четыре группы симптомов стресса:

физиологические, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные. 
 
          Физиологические симптомы: стойкие головные боли; неопределенные боли; нарушение пищеварения; вздутие живота образующимися газами; запор или диарея; спазмолитические, резкие боли в животе; сердцебиение (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто); чувство нехватки воздуха на вздохе; судороги; утомление; подверженность аллергиям; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; обмороки, тошнота; частые простудные заболевания; возобновление болезней, имеющих место ранее; быстрое увеличение или потеря веса; частое мочеиспускание; ощущение покалывания в руках и ногах; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; кожные сыпи; чувство комка в горле; затруднение в рассматривании предметов; двоение в глазах или расплывание образа.

 
        Интеллектуальные признаки: нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «туннельное» зрение; плохие сновидения, кошмары; ошибочные действия; потеря инициативы; постоянные негативные мысли; нарушение суждений, спутанное мышление; импульсивность, поспешные решения; импульсивность мышления, спутанное мышление.

          Эмоциональные симптомы: раздражительность; беспокойство; подозрительность; мрачное настроение, депрессия; суетливость; ощущение напряжения; истощенность; подверженность приступам гнева; циничный, неуместный юмор; ощущение нервозности, боязливости, тревоги; потеря уверенности; уменьшения чувства удовлетворенности жизнью; чувство отчужденности; отсутствие заинтересованности; сниженная самооценка; неудовлетворенность работой. 

        Поведенческие признаки: потеря аппетита; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение количества проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность; склонность к авариям; нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение или употребление алкоголя; доделывание работы дома; повышенная занятость, отсутствие времени на отдых [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. 4.  Профессиональное «выгорание» педагога и его связь со стрессом.

 
              Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. Эмоциональное «выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической зашиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотерапевтические воздействия. Эмоциональное «выгорание» — приобретённый стереотип эмоционального повеления.  
             Эмоциональное «выгорание» часто имеет и неблагоприятные, дезадаптационные последствия, поскольку отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с коллегами-и-окружающими. 
           «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др. 
Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Профессия педагога относится к ряду специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе-с-людьми-ресурсы-своей-психики.    
            Известный специалист в области психологии учителя Л. М. Митина еще в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных форм реагирования (и, прежде всего, агрессии) в среднем значимо превышает реакции астеничного характера (депрессии)[5].  
              Явление «выгорания» проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального «выгорания».

 
             Условия работы педагога далеко не комфортные. Это связано не только с физиологическими факторами, связанными с условиями труда: повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Но и с психологическими и организационными трудностями: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности накапливается. Возможными проявлениями напряженности будут: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с детьми, коллегами. 
 
            Обобщение данных, позволило специалистам выделить три основные стадии синдрома-профессионального-«выгорания».

           Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, т.е. провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких- либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти-лет.

             На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, их родителей); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»; нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли но вечерам; «мертвый сон, без сновидений»; увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет. 
 
          Третья стадия — собственно личностное «выгорание». Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет. 
           Предпосылками формирования профессионального «выгорания» являются: 
1. Чрезмерное общение, эмоциональный контакт с большим количеством людей; 
2.Непредсказуемые-ситуации; 
3.Творческий-характер-работы; 
4.Необходимость контроля собственного эмоционального состояния. 
 
         Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания», можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При «эмоциональном сгорании» налицо все  три фазы стресса.   
         Во-первых, нервное-напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные «объекты работы». Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия. 
         Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, то есть выборочное выполнение профессиональных функций. 
        В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

      Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование.

2.1. Описание работы.

Данное исследование посвящено проблеме профессионального «выгорания» педагогов. Исследование проводилось в мае 2013 года. Для достижения цели нами была выбрана МОУ СОШ № 2, г. Кузнецка.

Возраст педагогов составлял от 30 до 50 лет. Всего приняло участие 20 педагогов.

Нами было проведено тестирование для определения эмоционального состояния педагогов по методике В.В. Бойко. Всего было протестировано 20 педагогов, по результатам которых нами были сформулированы соответствующие выводы.

2.2. Результаты  исследования.

Проведя тестирование и обработав полученные материалы, нами были сформулированы следующие выводы:

1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.

2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:

– 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;

– 34% – 4 и более раз в год;

– 10% – не испытывают вообще.

Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

3. Также на состояние педагогов  влияют ситуации эмоционально  неадекватного общения с администрацией  и родителями – 37%.

Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

2.3. Рекомендации

Проведя эмпирическое исследование, нами были предложены следующие рекомендации педагогам:

1. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

Информация о работе Стресс в работе педагога