Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:45, контрольная работа
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный характер.
Введение 3
1. Адаптация 4
2. Дезадоптация 11
3. Стресс адаптация 19
Заключение 23
Библиографический список 25
К. Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека. Подобное несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда «Я-концепция» (представление о себе) чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека, например, если его «Я-концепция» сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации, вызываемой другими людьми. Чувства эти могут блокироваться, поскольку «Я-концепция» этого человека не может включить в себя мысль о том, что он способен испытывать ненависть.7
К. Роджерс приводит такой пример: мать, которая не в состоянии признаться в своих агрессивных чувствах по отношению к собственному ребенку, воспринимает его поведение как плохое, заслуживающее наказания. Тогда она может быть с ним агрессивна, не разрушая при этом своего образа «хорошей и любящей матери».
Часто причины такого несоответствия
между «Я-концепцией» и
Необходимо отметить, что дезадаптация может быть истолкована двояко. Во-первых, как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, а также побуждающее к переадаптации. В этом смысле дезадаптация - необходимый составной компонент адаптационного процесса, проявляющийся на этапе острых психических реакций входа, собственно, и являющийся его содержательной основой. Во-вторых, дезадаптация может быть достаточно устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности, обусловленным функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме.8
Определяя психогенное влияние
экстремальных или новых
Эти усилия могут привести к замене способов достижения цели, удовлетворяющей ту или иную потребность. Как, например, потребность общения с близкими во многих случаях успешно замещается перепиской, телефонными разговорами и т.п. Может произойти замена цели на более или менее адекватную ей, но приемлемую в условиях новой среды. Кроме того, может произойти переоценка всей фрустрирующей ситуации и, как следствие, формирование нового комплекса потребностей. В этом смысле речь идет о переадаптации личности и переходе ее в адаптированное к данным условиям состояние. Переоценка ситуации позволяет по-новому увидеть элементы окружающей среды, которые ранее казались противоречивыми и дискомфортными. Таким образом, конструктивная сторона фрустрации как раз и носит характер успешной переадаптации.
Однако существует понятие
фрустрационной толерантности или
пороговой величины уровня напряжения,
превышение которого оказывает деструктивное
влияние на психику и поведение
человека. Нарастание напряженности, вызванной
стеническими эмоциями, которые человек
переживает в измененных условиях существования,
может превысить его
Нервно-психическая
Естественно, что высокостимулированная
психическая деятельность должна найти
разрядку на весьма значительном уровне
ее активизации, но направленность ее
в данном случае будет деструктивной
для личности, и результатом явится
генерация дезадаптивных
Первый тип - агрессивный - в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить о его адаптивной функции). Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, на сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии, т.е. вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Это может выражаться в грубости по отношению к сослуживцам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же вовсе без видимых на то причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности.
Второй тип - бегство от
ситуации - характеризуется «уходом»
человека в свои переживания, обращением
всей высокостимулированной
В случае развития адаптации
по пути неустойчивой психической деятельности,
кроме суицидальных эксцессов, имеет
место угроза глубоких психических
изменений личности. Возникает проблема
психического здоровья человека. Этими
изменениями могут стать
При развитии адаптационного процесса в благоприятном на правлении он вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа являются своеобразная подготовка психики человека к возвращению в определенной степени старых режимов функционирования и реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, более понятные как симптомы томительно го ожидания. Особое внимание обращает на себя большая вовлеченность личности в переживания в связи с предстоящим и долгожданным возвращением к привычной жизни. Причем процесс этот может носить чрезмерно подчеркиваемый характер и занимать все свободное время. Объясняется это тем, что вновь возникшее напряжение, активизировав психику, компенсирует таким образом вызванный ею избыток психической энергии.
Этап острых психических
реакций выхода по своему функциональному
значению в какой-то степени аналогичен
этапу ре акций входа, так как
любые изменения условий жизни,
деятельности, окружающей среды предполагают
перестройку комплекса
Процесс адаптации человека к измененным условиям жизни и деятельности - сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих его адекватное поведение и эффективное взаимодействие с непривычной средой существования. При этом развитие процесса адаптации неоднозначно по своему конечному результату и значению с точки зрения успешности его завершения
В широком смысле слова
понятие способности трактуется
как индивидуальные психологические
особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или
иной деятельности. Понятие адаптационные
способности находит отражение
в достаточном числе
Главным звеном в работе по
психологическому обеспечению адаптации
студентов к измененным условиям
жизнедеятельности можно
Диагностика важна как на этапе острых психических реакций входа, так и на всех последующих этапах деятельности. Если в первом случае это оценка адаптационных способностей, то в последующем - оценка уровня адаптированности к реальным условиям среды по принципу: адаптированность - дезадаптированностъ.
Особое и наиболее перспективное
направление в работе по психологическому
обеспечению адаптации
Изучению адаптации человека
к стрессовым условиям в последнее
десятилетие уделяется большое
внимание как врачей, так и психологов
и социологов. Это связано, в частности,
с увеличением числа
Еще в 20-х годах П. Б. Ганнушкин и Е. К. Краснушкин отметили, что у лиц, в течение нескольких лет находившихся в экстремальных условиях революции и гражданской войны, через определенный промежуток времени развивается редукция энергетических возможностей, сужение круга интересов, снижение или потеря трудоспособности. Этот синдром получил название «нажитой психической инвалидности», а в США - «американский невроз». Большинство авторов изучало хронические посттравматические расстройства на примере отдаленных последствий. Обследование узников концентрационных лагерей спустя 20 лет после их пребывания там показало (Беттельхейм Б., 1998), что у 99 % из них обнаруживаются психические расстройства. Другие исследователи также считали, что у большинства узников концлагерей на протяжении всей дальнейшей жизни существуют малообратимые психические расстройства, объединенные понятием «синдром выживших». Более позднее изучение отдельных посттравматических реакций у американских военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях во Вьетнаме, также выявило симптомы психической дезадаптации, сохранявшиеся долгие годы, хотя психическая травма осталась в далеком прошлом, а внешняя сторона их жизни нормализовалась.13