Стресс и адаптация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный характер.

Содержание

Введение 3
1. Адаптация 4
2. Дезадоптация 11
3. Стресс адаптация 19
Заключение 23
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

валеология.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

Реальность существования  в условиях пролонгированной, ни объективно, ни субъективно неразрешимой психогенной  ситуации приходит в противоречие с  устремлениями и желаниями индивидуумов, формируя, по мнению Е. В. Снедкова, (1992), Б. Д. Цыганова и соавт. (1992), Ю. А. Александровского (1996) и др., аномальное развитие личности. Если следовать точке зрения этих авторов, то у пострадавших людей  происходит изменение прежних отношений, запросов, требований к окружающему  миру и осознания происшедшего. Особенность  изучаемой ситуации заключалась  в том, что разрешение ее затягивалось по объективным и субъективным причинам, что стирало грань между непатологическим и патологическим развитием. Однако, отмечая определенную тенденцию, говорить в настоящее время о формировании клинически очерченных форм невротического развития у наблюдавшихся людей  преждевременно. Следует при этом подчеркнуть, что схожие проявления были описаны в группе людей с  так называемыми ситуационными  развитиями невроза при пролонгированных стрессовых ситуациях.

В известной мере изучаемые  состояния близки к проявлениям  посттравматических стрессовых расстройств, при которых имеют место фиксация на психогенно-травматических переживаниях, изменение общего уровня «жизненного  функционирования», снижение интереса к окружающему, повышенная раздражительность. Наряду с этим, у обследуемых отмечаются и другие симптомы: чрезмерная пугливость, снижение памяти, вегетативные дисфункции, алгии.

Проблема эмоционального стресса и возникающих на его  основе нервно-психических и психосоматических  расстройств находятся в центре внимания многих отечественных и  зарубежных исследователей (Тополянский  В. Т., Струковская М. В. 1986; Данилова М. М., 1989; Levi L., 1972; Berry R. et at., 1988). Исследования К. В. Судакова (1992) нейрохимических механизмов эмоционального стресса позволяют сделать вывод о том, что в основе центральных механизмов, определяющих устойчивость к экстремальным воздействиям, лежит специфическая организация молекулярных и нейрохимических свойств нейронов эмоциогенных структур. В частности, животные с повышенным исходным содержанием в лимбико-ретикулярных структурах мозга опиоидных пептидов, норадреналина, субстанции Р проявляют большую устойчивость к эмоциональному стрессу по сравнению с животными, у которых содержание этих веществ в лимбико-ретикулярных структурах снижено. Опыты К. В. Судакова (1992) показали, что исходную нейрохимическую организацию лимбико-гипоталамо-ретикулярных структур у животного можно изменить путем введения олигопептидов. Одновременно изменяется и устойчивость животных к эмоциональному стрессу. Следовательно, при воздействии экстремальных факторов одним из основных условий определения пути развития реакции организма на стрессорное воздействие является состояние стресс-лимитирующих механизмов. Их недостаточная активация приводит к формированию устойчивых патологических состояний.14

Проблема эмоционального стресса и возникающих на его  основе нервно-психических и психосоматических  расстройств находятся в центре внимания многих отечественных и  зарубежных исследователей. В настоящее  время установлено, что под действием  различных эмоционально-стрессовых раздражителей у человека и животных в зависимости от целого ряда факторов происходит или формирование процессов  адаптации (Кудрин И. Д. и соавт., 1996), или нарушение саморегуляции  основных физиологических систем организма (Цыган В. Н., 1994), приводящие в одних  случаях к появлению психонейроэндокринных  синдромов (Суворов Н. Б., Цыган В. Н., Зуева Н. Г., 1994), а в других –  к развитию устойчивых психопатологических  заболеваний (Одинак М. М. и соавт., 1991).

 

Заключение

Представление об уровне психологической  адаптации лежит в основе концепции  здоровья человека, так как диагноз  психическое расстройство основывается не на субъективном мнении врача, а  на объективных признаках низкой адаптации. Проблемные ситуации, возникающие  в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для формирования защитных механизмов и запуска адаптационных  процессов.

Чаще понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии, можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики. Адаптация и компенсация - это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление - «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции, более приемлемой для данного состояния организма способностью.

Адаптация – очень важный процесс. В самом распространенном значении школьная адаптация – это приспособление к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Понятие «адаптации» рассматривали  много авторов. В психологической  литературе Г.И Царегородцев, Ф.Б. Березин, А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково  определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.

 

Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

 

Библиографический список

  1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы  организма. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
  2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). - М., 2006.
  3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 2006.
  4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.- С. 92-100.
  5. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. - 1994. - №6. - С. 116-120.
  6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Спб., 2006.
  7. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 2008.
  8. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. - М., 2007.
  9. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 2006.
  10. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. – Спб.,  2008.
  11. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 2009.
  12. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 2007.
  13. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 1995. - №20. - С.74-79.
  14. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М., 2006.
  15. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. – Спб.,  2008. – С. 156.

2 Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М., 2006.

3 Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 2007. – С. 235.

4 Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2009. – С. 158.

5 Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 2006. – С. 147.

6 Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 1995. - №20. - С.74-79.

7 Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). - М., 2006.

8 Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 2009. – С. 132.

9 Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). - М., 2006. – С. 265.

10 Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. - М., 2007.

11 Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2009. – С. 321.

12 Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 2009.

13 Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Спб., 2006.

14 Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). - М., 2006.

 


Информация о работе Стресс и адаптация