Стресс и способы его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить основные характеристики стресса и способы его преодоления.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия и основные характеристики стресса.
2. Проанализировать основные теоретические концепции стресса.
3. Определить причины возникновения стресса.
4. Определить способы преодоления стресса.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к изучению стресса в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Понятие стресса в современной психологии. Классификация видов стресса.
1.2. Обзор основных концепций стресса.
Глава 2. Причины возникновения и способы преодоления стресса.
2.1. Особенности проявления стресса.
2.2. Причины возникновения стресса.
2.3. Преодоление стресса.
2.4. Предупреждение стресса у представителей профессий системы «человек-человек».
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Стресс и способы его преодоления.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Павлов не был единственным советским ученым, разрабатывающим теорию стресса. В 1934 г. Д.Н.  Насонов  в своих  исследованиях  показал,  что  содержимое  живой клетки  (протоплазма) поразительно однотипно реагирует на  любые  изменения окружающей среды. Этот  стереотип реагирования клетки был назван Насоновым "паранекрозом". Так фактически был открыт стресс, но не на организменном  как у Г.Селье , а на клеточном уровне. В  дальнейшем  учение о стрессе получило  достаточно широкую  известность, а исследования стали проводиться систематически.

В теории эмоционального реагирования Геллгорна рассматривается взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в отношении их влияния на стрессорное реагирование. Основная роль отводится гипоталамусу, который является центральным представителем вегетативной нервной системы, связан с корой головного мозга, особенно с лобными долями, и с подкорковыми структурами и отвечает за эмоциональное реагирование. Воздействие на различные части гипоталамуса приводят к вегетативным сдвигам, характерным для естественного изменения эмоционального состояния, положительного или отрицательного. Иннервация симпатического отдела приводит к возбуждению коры головного мозга, а также к тем вегетативным, соматическим и гуморальным сдвигам, которые описывали Кеннон и Селье. Активность парасимпатического отдела приводит к общему расслаблению и нарастанию депрессивного состояния.

   Идеи и открытия И.П.Павлова  произвели огромное впечатление  на выдающегося канадского биолога и врача Г. Селье. Например открытие И.П. Павловым условных рефлексов предопределило направленность концепции стресса как способности организма подготавливаться к экстремальным стрессогенным воздействиям, опережая их. Известно, что на уровне целого организма преодоление неблагоприятных факторов реализуются, как известно, в значительной мере при участии центральной нервной системы, то «на клеточном уровне,— пишет Г. Селье,— обучение зависит главным образом от химического обуславливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ)» [22, с. 60].

4 июля 1936 г. в английском журнале "Nature" было опубликовано письмо Г. Селье в редакцию "Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами", в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе.

Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Таким образом, люди с совершенно различными проблемами имеют одинаковые биохимические реакции организма. «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине. Факторы, вызывающие стресс - стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса.» [22; с. 105].

 Таким образом Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. В 1938г. Г. Селье проводит эксперимент над крысами, которым впрыскивали неочищенные и токсичные вытяжки из желез. В результате у крыс возникал, независимо от того, из какой ткани были сделаны вытяжки и какие в них содержались гормоны, стереотипный набор одновременных изменений в органах. Этот набор (синдром) включал в себя:

- увеличение и повышенную активность коры надпочечников;

-сморщивание (или атрофию) вилочковой железы и лимфатических узлов; -появление язвочек желудочно-кишечного тракта.

 По Г. Селье  - это «триада»  симптомов или патофизиологический  «синдром ответа на повреждение  как таковое».

Г. Селье сопоставил «триаду» симптомов с клинико-психологическими симптомами, характерными почти для любого заболевания, с такими, как:

1. Чувство недомогания связано с увеличением и повышением активности коркового слоя надпочечников.

2. Разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах связано с уменьшением тимуса и лимфатических желез.

3. Желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела связаны с точечными кровоизлияниями в слизистой оболочке желудка и кишечника.

Г.Селье под термином «стресс» понимал комплекс адаптационных реакций организма, но только тех, которые сходны и одинаково возникают при различных адаптационных состояниях. Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы таких реакций сходны и при «плохих», и при «хороших» воздействиях. Эти симптомы одинаковы при разных состояниях, а не специфичны для одного или другого из них. Это значение термина «стресс», предложенное Г. Селье и понималось им как «общий адаптационный синдром» [22].

Согласно этой теории, к стрессу относятся реакции организма на любые сильные воздействия среды, если они запускают процессы с участием надпочечников, в корковом веществе которых синтезируются стероидные гормоны- глюкокортикоиды.

Таким образом, основное  внимание  Г.  Селье уделял биологическим  и  физиологическим   аспектам проблемы стресса. Отсюда понимание стресса как  физиологической реакции организма,  в  частности, реакции  эндокринных желез, контролируемых  гипофизом, на   действие  различных  отрицательных  факторов.

 В функциональном  и  морфологическом  отношении   стресс выражается  общим  адаптационным  синдромом,   имеющим определенные стадии:

1. Cтадия тревоги. Г. Селье  назвал «аларм» (alarm-reaction), т. е. мобилизацией «по пожарной тревоге» с использованием адаптационных резервов, которые в организме всегда наготове. На этой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь — гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ1), который активируется гипоталамусом. Стадия тревоги, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

 «Ни один организм не может  постоянно находиться в состоянии  тревоги. Если агент настолько  силен, что значительное воздействие  его становится несовместимым  с жизнью, животное погибает еще  в стадии тревоги, в течение  первых часов или дней. Если  оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует „стадия резистентности"» [22; с. 35].

2. Стадия резистентности (адаптации) — сбалансированное, более или менее равномерное расходование адаптационных резервов. Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов из-за повышенного требования со стороны стрессоров к адаптационным системам организма. Ввиду того что «адаптационная энергия не беспредельна», рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает стадия истощения

3.Стадия истощения. «Мы до сих пор не знаем, что именно истощается, но ясно, что только не запасы калорий» [22; с. 35] На этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования.[28].

    Г. Селье и его сотрудники опубликовали по  проблеме стресса около двух тысяч работ. При  этом понятие "стресс" трактуется Г. Селье различно. Если  в первых  работах  под стрессом понимается  совокупность всех  неспецифических изменений,  возникающих  в  организме   под  влиянием  любых  сильных  воздействий   и сопровождающихся    перестройкой    защитных    систем организма,  то  в  более поздних трудах  под  стрессом понимается неспецифическая реакция организма на  любое предъявленное к нему требование, т. е. происходит  своего рода упрощение понятия "стресс".

Т. к. Г. Селье не придавал большого значения центральной  нервной  системе (ЦНС)  в  генезе  стресса. Устранить  этот  недостаток удалось  советским  ученым, которые научно обосновали и признали,   что   ведущая  роль  в  генезе   стресса принадлежит не только гормональным, но и многим другим физиологическим реакциям организма, в  частности  ЦНС.

К.И.Погодаев, учитывая роль ЦНС в формировании общего адаптационного синдрома, определяет   стресс  как  состояние   напряжения   или перенапряжения   процессов  метаболической   адаптации головного  мозга, ведущих к  защите  или  повреждению организма,   на   разных   уровнях   его   организации посредством  единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани.[20].

 Продолжая  дальнейшие исследования  биохимических  и физиологических  аспектов проблемы стресса,  Г.  Селье постепенно  подошел  к  изучению  еще  одной   стороны стресса    -   психологической.   Этому   во    многом способствовали работы ученых, обобщавших  опыт  второй мировой   войны.   Наряду  с  термином   "стресс",   в руководствах,  монографиях и статьях  все  чаще  стали применяться  такие  понятия, как  психологический  или эмоциональный    стресс.    Психическим    проявлениям синдрома,   описанного   Г.  Селье,   было   присвоено наименование "эмоциональный" стресс. В содержание   этого   термина  включают   и   первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические     синдромы,    порожденные     телесными повреждениями,  и аффективные реакции при  стрессе,  и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Популяризация понятия  "стресс"  в биологии   и   медицине  и  прямое   перенесение   его физиологического  значения  в  психологию  привели   к смешению   психофизиологического  и   физиологического подходов к его изучению.

Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних  стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента (реального раздражителя). Отличительные особенности  психологического  стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами,  которые оцениваются как  угрожающие.   

В последние  годы отмечают условность полного разделения физиологического  стресса и  стресса  психического.  В физиологическом   стрессе  всегда   есть   психические элементы   и   наоборот.  Что  же  касается   терминов "психический стресс" и "эмоциональный   стресс",   то   они  часто  используются   как равнозначные, поскольку почти все ученые признают, что основной   причиной   психического  (психологического) стресса является эмоциональное возбуждение.

По мнению В.Л. Марищука любой стресс  является физиологическим, т. к. сопровождается различными   физиологическими   реакциями   и   всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими   эмоциональными  переживаниями. [14] 

В   исследованиях  вопросов  эмоционального  стресса сначала  Леви,  а  затем  Г. Селье  все  эмоционально-стрессовые   состояния,   связанные   с   неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а  связанные с положительными эмоциональными реакциями - как  эустресс.  Подразделив первоначальное  понятие стресса  на  дистресс и  эустресс, Селье  способствовал  тому, что в  сферу  применимости этих    новых    понятий   попали   практически    все физиологические  явления, в том  числе  и  сон.  Селье пишет,  что  "даже  в  состоянии полного  расслабления спящий  человек испытывает некоторый стресс...  Полная свобода   от  стресса  означает  смерть". [22; с. 30].

 

 

Выводы

     Анализ основных концепций стресса свидетельствует о том, что понятие стресса с момента своего появления претерпело значительные изменения, что связано с расширением сферы его применения. Понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях и науках. Именно поэтому нет одного определённого понятия стресса.

Неясная формулировка понятия стресса порождает проблему классификации стресса. В основном, все разделение базируется на отграничении стрессоров, связанных с внешней окружающей средой, и стрессоров, действующих непосредственно в самом организме. Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде теорий

Стрессс принято рассматривать с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания гомеостаза. Организм реагирует на любой стрессор, неспецифическим физиологическим возбуждением. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купировнию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти. Выделяют три стадии адаптационного синдрома: стадия тревоги, стадия резистентности, стадия истощения.

В настоящее время внимание многих исследователей фиксируется на физиологических, биологических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. Детально изучаются гормональные, метаболические, нейрохимические сдвиги при развитии эмоционального стресса. Современные исследования доказали, что механизм неспецифической резистентности организма не может быть сведен к изменению уровня «адаптивных гормонов» в крови, а имеет гораздо более сложную природу. Ведущая и решающая роль в регуляции явлений реактивности и адаптации организма принадлежит нервной системе. Эмоциональное напряжение всегда сопровождает так называемый физический стресс, эмоциональное возбуждение является единственным фактором, стимулирующим гормональную адаптационную реакцию.

 

 

 

 

 

Глава 2. Причины возникновения и способы преодоления стресса.

 

2.1. Особенности проявления  стресса.

 В современной психологической литературе, посвященной проблеме стресса выделяют следующие особенности его проявления:

1) Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса.

Информация о работе Стресс и способы его преодоления