Стресс и способы его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить основные характеристики стресса и способы его преодоления.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия и основные характеристики стресса.
2. Проанализировать основные теоретические концепции стресса.
3. Определить причины возникновения стресса.
4. Определить способы преодоления стресса.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к изучению стресса в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Понятие стресса в современной психологии. Классификация видов стресса.
1.2. Обзор основных концепций стресса.
Глава 2. Причины возникновения и способы преодоления стресса.
2.1. Особенности проявления стресса.
2.2. Причины возникновения стресса.
2.3. Преодоление стресса.
2.4. Предупреждение стресса у представителей профессий системы «человек-человек».
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Стресс и способы его преодоления.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Эмоции всегда сопровождают стресс. В результате воздействия  психологических факторов стресс называют эмоциональным.

При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются сильные эмоциональные вспышки, негативного характера- это раздражительность, гнев, агрессия, вплоть до аффективных состояний.

Cпособы эмоционально-поведенческого реагирования.

Активное реагирование, реализуется когда ориентировочно известно, как активно устранить стрессор.

     Пассивное реагирование реализуется, когда неизвестно, как бороться со стрессором, в этих случаях используется механизм пережидания стрессогенной ситуации. В этом периоде стресса поведение и соответствующие ему эмоции в той или иной мере пассивны, угнетены. Образ стрессогенных воздействий может локализоваться во внутреннем (психологическом) «пространстве» человека и вызывать депрессию, которая прикрываясь беспечностью, опасна самоагрессией суицида.

      Конструктивное реагирование. («Безэмоциональное» реагирование).  Некоторым субъектам в экстремальной ситуации может быть ясно, как необходимо действовать, чтобы безошибочно устранять стрессоры и таким образом обходиться без эмоциональных переживаний. [14]

Поведенческие реакции при стрессе характеризуются нарушением психомоторики:  -   избыточное напряжение мышц (особенно часто — лица и «воротниковой» зоны); - дрожание рук; -  изменение ритма дыхания; -дрожание голоса; -  уменьшение скорости сенсомоторной реакции; - нарушение речевых функций и т. д. Установлено также что стресс влияет на характеристики почерка. [29]

2) Вегетативный синдром стресса. (Превентивно-защитной вегетативной активности).

При стрессе, вегетативная система начинает управлять психическими процессами. Например, в сильную жару из организма вместе с мочой выводятся активаторы мышечной и психической активности. В результате, у людей возникают мышечная слабость, апатия, нежелание двигаться, а уменьшение объема движений способствует защите организма от перегрева.

Гипоталамус является высшим центром вегетативной нервной системы; отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма; управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности, адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники; формирует эмоциональные реакции человека; регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена. Именно гипоталамус определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.

На начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела, задача которого - помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг  сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха [19].

Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

Если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами — человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.

Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечно-сосудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса. Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной.

Примером вегетативного субсиндрома стресса оказывается кинетоз («болезнь передвижения», «болезнь укачивания-укручивания», «морская, воздушная, спутниковая болезни»). [17], [18].

3) Когнитивный синдром стресса. Особенности интеллектуальных процессов при стрессе.

При стрессе сознание: мышление, память, восприятие  мобилизует свои резервы: знания, навыки, умения, интуицию, чтобы спасти человека, возвратить его в нормальные, обыденные условия жизни.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

С физиологической точки зрения внимание нарушается из-за того, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом сконцентрировать   внимание на других объектах сложно и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

4) Психосоциальный синдром стресса.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи, нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей.[28].

Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей, делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым. Стресс может пробуждать в людях гуманное отношение друг к другу или бесчеловечность.

 

2.2. Причины возникновения стресса.

 

Причины,  вызывающие стресс (стрессоры), разнообразны и многочисленны.

Ю.В. Щербатых в своей книге «Психология стресса и методы коррекции» определяет  объективные и субъективные причины психологического стресса:

Субъективные причины:

-Несоответствие генетических программ  современным условиям. По своей природе люди довольно устойчивы к природным факторам (голоду, боли, физическим нагрузкам), но обладают повышенной чувствительностью к факторам социальным, к которым еще не выработалось врожденной защиты.

Стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «родительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида.

 Стресс, вызванный когнитивным диссонансом — противоречия между двумя реальностями — объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. Если некоторое событие не может быть описано в системе существующих у человека представлений о мире, то он крайне редко меняет модель мира. Гораздо чаще человек или создает дополнительные конструкции, укрепляющие модель, или же игнорирует реальность.

Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности. Одной из достаточно общих установок сознания является оптимизм и пессимизм — т. е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты.

Невозможность реализации актуальной потребности;

Стресс, связанный с неправильной коммуникацией;

Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельствующие о наступлении важных для организма событий. Так, звон посуды перед обедом вызывает выделение желудочного сока, а вид двери в приемную сурового босса заставляет сердце биться чаще. Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям (один только вид стадиона готовит его организм к участию в соревновании), но иногда условные рефлексы мешают людям жить.

Например, некоторые люди не могут пользоваться лифтами или ездить в метро из-за их патологических условных рефлексов, которые превратились в клаустрофобию или агорафобию.

Неумение обращаться со временем. Стресс от неэффективного использования времени и его преодоление. Стресс от неумения наслаждаться временем

Объективные причины:

Условия жизни и работы;

Взаимодействие с другими людьми;

Политические и экономические факторы;

Чрезвычайные обстоятельства. [28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Преодоление стресса.

 

Преодоление стресса определяется у Эдвардса, как усилия, направленные на снижение влияния стресса на состояние индивида. Методы разрешения данной проблемы зависят от специфических комбинаций соображений, убеждений и стиля поведения, которые становятся результатом стресса. Примерами таких методов, могут быть “управляемое притупление” (Миллер, 1979) и “чувствительное угнетение” (Хьюстон и Ходжес, 1970). Индивидуальные особенности личности, возраст, жизненный опыт, пол, интеллектуальные способности и знания влияют на то, как человек преодолевает стресс. Методы борьбы со стрессом являются результатом как уже имеющегося опыта, так и ранее приобретенных знаний.

 Шэнан (1967) давно предложил один  из методов, который он назвал  приспособленческим. Данный метод включал четыре основных составляющих:

- Наличие энергии, направленной  непосредственно на потенциальный  источник неприятностей;

- Четкое разграничение внутренних  и внешних по отношению к  индивиду  факторов;

- Выбор в пользу решения проблемы, а не уклонения от конфронтации  с ней;

 - Установление равновесия между внешними требованиями к индивиду и его собственными потребностями. [11]

 Антоновски (1987) также считает, что в интересах эффективности  преодоления стресса необходима  мотивированность личности, настрой на решение проблемы. [4]

 Наиболее часто встречающаяся  типология методов преодоления  проблем (Лазарус и Фолкман, 1984) содержит  проблемно-ориентированный подход (включает поиск информации и  настрой на решение проблемы) и эмоционально-ориентированный (с  которым связано выражение и регулирование эмоций). Эти два подхода иногда дополняются третьим – оценочно-ориентированным (в число компонентов которого входят отрицание, признание, социальная оценка, переоценка и логический анализ).[15]

Мус и Биллингз (1982) различают следующие методы преодоления:

- Активно-познавательный. Личность  стремится упорядочить свою оценку  стрессовой ситуации.

- Активно-поведенческий. Поведение  личности нацелено непосредственно  на  стрессовую ситуацию.

- Уклонение. Личность уходит от  конфронтации со стрессом.[23]

 Грингласс (1993) предложила метод  преодоление стресса - социальным преодолением, который включает социальные и межличностные, а также познавательные факторы. Выяснилось, что женщины, как правило, лучше приспособленные к межличностному взаимопониманию, чаще прибегают к социальному преодолению. [9]

Вонг и Рекер (1984) поддерживают превентивный метод преодоления как нацеленный на обеспечение благосостояния индивида и снижение вероятности возникновения проблем в будущем. Превентивная методология включает физические упражнения и отдых, а также выработку правильного режима сна и питания, планирование, использование времени и навыков социальной поддержки.[4]

Уотсон и Кларк предложили концепцию негативной эмоциональности и позитивной эмоциональности. Люди с высокой негативной эмоциональностью при анализе собственной личности, других людей и окружающей среды в целом, акцентируют негативные моменты и проявляют большую склонность к расстройствам, они будут занижать объем имеющихся ресурсов и изберут неэффективную (пораженческую) линию поведения.[26]

Информация о работе Стресс и способы его преодоления