Стресс как основа поведенческих проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель данного исследования: изучить влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников, представить модель управления и профилактики стресса в организации.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы стресса как основу поведенческих проблем в литературе.
2. Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса.
3. Систематизировать информацию по основным идеям.
4. Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность.
5. Предоставить модель управления и профилактики стресса в организации.

Содержание

Введение
1. Понятие стресса
2. Общая характеристика профессионального стресса
3. Синдром эмоционального выгорания
4. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
5. Управление и профилактика стресса на уровне организации
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по орг. поведению.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Стресс часто  сопровождается слишком сильными эмоциями. Обычно это эмоции тревожного или агрессивного ряда: страх, паника, гнев, раздражение и др. Что делать, если «эмоциональные бури» становятся слишком частыми, если эмоции дезорганизуют, делают поведение неуправляемым, мешают действовать разумно?

Попытки справиться с эмоцией, в моменты ее максимального развития, заранее обречены на провал. Когда эмоция уже возникла и полностью охватила человека, внимание фиксируется на испытываемых чувствах и их физиологических проявлениях, сознание сужается, а способность продуктивно мыслить временно блокируется. Поэтому лучшее, что можно сделать при чрезмерно сильных эмоциях — это отвлечься на что-нибудь нейтральное или просто дать себе время переждать это «стихийное бедствие».

 

  1. Управление и профилактика стресса на уровне организации

 

Разные типы работ в организации имеют соответствующее влияние на сотрудников. Характер этого влияния обусловлен спецификой работы или задания, а также индивидуальными особенностями сотрудников. Поэтому при расстановке кадров и назначению заданий следует учитывать особенности персонала. Эти особенности включают в себя характер, темперамент, склонности, способности и потребности человека. При назначении работника на должность или поручении ему задания, следует обратить внимание как на сильные черты (мужество, самообладание, целеустремленность, смелость) его характера, так и на слабые (неряшливость, трусость, упрямство). При создании рабочей группы желательно рассмотреть темпераменты потенциальных участников, так как от них зависит характер из взаимодействия и манера работы.

При расстановке кадров следует наблюдать и учитывать  потребности сотрудников. Существует несколько типов иерархий потребностей людей, которые влияют на удовлетворенность  работой. К таким можно отнести  потребности в самоактуализации, в уважении, принадлежности, в безопасности и защите (экзистенциальные), физиологические (иерархия по Маслоу). В процессе управления следует стараться замечать или интересоваться, у кого из сотрудников какие потребности требуют большего удовлетворения. Если какая-либо потребность не удовлетворена, то это, как можно предположить, может выражаться в недовольстве работой, отсутствием к ней интереса. Кроме того, как правило, за потребностями человека стоят некоторые способности, которые остаются неиспользованными, в то время как они могут приносить пользу. И то, и другое совершенно невыгодно для организации. Именно поэтому руководитель должен внимательно относиться к потребностям подчиненных и по возможности реализовывать их в рамках работы в организации.

Для того чтобы уменьшить вероятность образования стресса из-за неудовлетворенности работой, следует использовать правильные рычаги стимулирования. Существует двухфакторная теория Ф. Герцберга, отражающая факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность сотрудников работой (гигиенические факторы и мотиваторы).

К гигиеническим факторам можно отнести нормальные условия  труда, достаточная заработная плата, гарантии рабочего места, межличностные  отношения с начальниками, коллегами  и подчиненными, деятельность компании, приемлемый статус. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности. Мотиваторы включают в себя: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, ответственность за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.14

К стрессовым факторам относятся  случаи, когда работник не знает, что  от него требуется и не понимает роли своей деятельности в организации. Свести к минимуму образование стресса из-за подобных влияний можно групповым принятием решений. Предполагается, что если работник участвует в обсуждении и решении стоящих перед организацией задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих задач и своей роли в их осуществлении. Кроме того, групповое принятие решений помогает удовлетворить такие потребности персонала, как потребность в признании, статусе и значимости. Этот тип потребностей, как правило, занимает не последнее место в системе ценностей человека. Поэтому их неудовлетворение может вести к недовольству работой. А это прямой стрессовый фактор в организации.

Предполагается, что для того, чтобы более эффективно отслеживать источники стресса в организации, необходимо организовать на предприятии обратную связь между руководителем и рабочим коллективом. Таким образом, руководитель будет оценивать работу, консультировать и высказывать пожелания касательно выполняемых задач. А коллектив сможет высказывать своё мнение начальнику как о своих идеях, которые могут быть полезны, так и о различных моментах, которые их не устраивают. Прислушиваясь к этим мнениям, руководителю не только будет легче взглянуть на работу с точки зрения рабочих для принятия нужных решений, но и предпринять действия для обеспечения желательных условий для работы персонала. Таким образом, обеспечивается создание нужных коллективу условий для работы, учитывается их мнение, а следовательно, и удовлетворяются потребности в признании.

Сложно отрицать, что  образование и наличие организационного стресса не зависит от профессиональных качеств руководителя. Существует множество  различных концепций, содержащие качества, которыми необходимо обладать человеку с профессией менеджера. Менеджер должен быть вежливым, соблюдать правила этикета, быть тактичным. Он должен быть настроен позитивно по отношению к окружающим, уметь контролировать и регулировать свои эмоции. Также необходимы качества гибкости и контактности, необходимые как для работы с сотрудниками предприятия, так и с внешними лицами. Необходимо уметь находить индивидуальный подход к людям. Руководителю желательно вести диалог с окружающими на проактивном языке (язык действия). Менеджер должен быть спокойным, умеющим выслушать собеседника, уметь воспринимать и давать критику.

Наличие как можно  большего числа подобных качеств  делает менеджера более приемлемым в коллективе, приятным в общении, способным выполнять необходимые  задачи и принимать эффективные управленческие решения, устанавливать контакты и многое другое. Все это влияет на отношения с персоналом, авторитет руководителя и уверенность в нем коллектива, что значительно снижает вероятность образования организационного стресса.

 

 

 

Заключение

Изучена литература авторов:  Аверченко Л.К., Бодровой В.А., Василюк Ф.Е., Ждановой О.И., Каменюкина А.Г., Н.И., Красовского Ю.Д., Леоновой А.Б., Маклакова А.Г., Самоукиной Н., Селье Г., Суворовой В.В., Трапицына С.Ю., Щербатых Ю.В. и др., которая раскрывает основные закономерности темы: «Стресс как основа поведенческих проблем». Изученная информация представлена в виде 25 страниц текста, таблиц, глоссария и приложения.

Выявлены основные идеи:

Стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности, у других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает.

Стресс, связанный с работой называется профессиональным стрессом. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека.

Синдром профессионального  выгорания – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Он наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек» (это медицинские работники, учителя, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий).

 Для того, чтобы предотвратить негативное влияние стресса, необходимо использовать профилактику и способы борьбы в организации или у отдельного человека. Чтобы эффективно бороться со стрессом, необходимо выявить его причины, устранить их, создать комфортные условия. Также необходимо анализировать свою реакцию на определенные стрессовые ситуации и работать над ней в случае необходимости.

Для борьбы со стрессом на предприятии, руководителю необходимо изучить личности рабочего персонала, учитывать их совместимость, характеры, темпераменты и потребности. При выполнении рабочих задач должно использоваться эффективное планирование и распределение обязанностей. Кроме того, руководитель должен стремиться к повышению и развитию своих профессиональных качеств. Это не только обеспечивает ему желаемую карьеру и навыки, но и исключает ряд возможных причин возникновения организационного стресса.

 

 

 

Список источников использованной литературы.

 

  1. Аверченко, Л.К. Этика и психология стресса. – Омск - 2006г. – 207 с.
  2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  3. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - №17. - с.64-74.
  4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - с.113-123.
  5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление.- М.: ПЕР СЭ. -2006.- с. 528
  6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  7. Жданов, О.И. Основы персонального стресс-менеджмента. М.- 2003г. 403 с.
  8. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. - СПб.- 2004г. – 290с.
  9. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – 511 с.
  10. Леонова, А.Б Психопрофилактика стрессов-М.-2004г. – 123 с.
  11. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
  13. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 258с.
  14. Ньюстром Дж.В., Дэвис, К. Организационное поведение. - СПб.-2000г. – 378 с.
  15. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. -№6. -С.35-43.
  16. Прохорова Л.Н. Опросник «Психическое выгорание» // Управление ДОУ. – 2003. - № 4. – с. 16.
  17. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992. - 165с.
  18. Сидорина, Т.В. Организационное поведение: Практикум. – Новосибирск, 2004. – 218 с.
  19. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
  20. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.- 2006г. – 343 с.
  21. Самоукина Н. Стресс для руководителя / Н. Самоукина // Управление персоналом. - 2003г. - №3. – с. 206-207.
  22. Трапицын С.Ю., Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие. ООО «Книжный Дом». 2007, 240с.

 

 

Глоссарий

 

  1. Стресс (Стресс-реакция) - (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
  2. Эмоциональный стресс – стресс, который появляется в условиях угрозы, опасности, обиды (вариант психологического стресса).
  3. Информационный стресс – стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.
  4. Организационный стресс - состояние повышенного напряжения в организации, как реакция на воздействие внешней среды, которое может привести к потере управляемости.
  5. Стрессогенны - это факторы способствующие появлению стресса.
  6. Стрессоустойчивость - это способность противостоять воздействию стресса.
  7. Синдром эмоционального выгорания (англ. Burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.
  8. Адаптационный синдром – совокупность реакций организма человека, которая обеспечивает адаптацию всех его ресурсов к условиям существования.
  9. Хронический стресс - наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенном напряжении.
  10. Физиологический стресс – стресс, который возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).
  11. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида.
  12. Перегрузка – превышение физических или психологических возможностей индивида, которое приводит к нарушениям (кратковременным или длительным) нервной системы.
  13. Эмоции - (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева).
  14. Поведение – деятельность индивида, имеющая природные предпосылки и социально обусловленная.
  15. Дегуманизация - развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам.
  16. Эустресс - понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
  17. Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
  18. Сенсити́вность (лат. Sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние  раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную сенситивность (чувствительность).
  19. Релакса́ция (от лат. Relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии.
  20. Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Информация о работе Стресс как основа поведенческих проблем