Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
Цель данного исследования: изучить влияние стресса на профессиональную деятельность сотрудников, представить модель управления и профилактики стресса в организации.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы стресса как основу поведенческих проблем в литературе.
2. Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса.
3. Систематизировать информацию по основным идеям.
4. Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность.
5. Предоставить модель управления и профилактики стресса в организации.
Введение
1. Понятие стресса
2. Общая характеристика профессионального стресса
3. Синдром эмоционального выгорания
4. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
5. Управление и профилактика стресса на уровне организации
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Приложение
Стресс часто сопровождается слишком сильными эмоциями. Обычно это эмоции тревожного или агрессивного ряда: страх, паника, гнев, раздражение и др. Что делать, если «эмоциональные бури» становятся слишком частыми, если эмоции дезорганизуют, делают поведение неуправляемым, мешают действовать разумно?
Попытки справиться с эмоцией, в моменты ее максимального развития, заранее обречены на провал. Когда эмоция уже возникла и полностью охватила человека, внимание фиксируется на испытываемых чувствах и их физиологических проявлениях, сознание сужается, а способность продуктивно мыслить временно блокируется. Поэтому лучшее, что можно сделать при чрезмерно сильных эмоциях — это отвлечься на что-нибудь нейтральное или просто дать себе время переждать это «стихийное бедствие».
Разные типы работ в организации имеют соответствующее влияние на сотрудников. Характер этого влияния обусловлен спецификой работы или задания, а также индивидуальными особенностями сотрудников. Поэтому при расстановке кадров и назначению заданий следует учитывать особенности персонала. Эти особенности включают в себя характер, темперамент, склонности, способности и потребности человека. При назначении работника на должность или поручении ему задания, следует обратить внимание как на сильные черты (мужество, самообладание, целеустремленность, смелость) его характера, так и на слабые (неряшливость, трусость, упрямство). При создании рабочей группы желательно рассмотреть темпераменты потенциальных участников, так как от них зависит характер из взаимодействия и манера работы.
При расстановке кадров
следует наблюдать и учитывать
потребности сотрудников. Существует
несколько типов иерархий потребностей
людей, которые влияют на удовлетворенность
работой. К таким можно отнести
потребности в
Для того чтобы уменьшить вероятность образования стресса из-за неудовлетворенности работой, следует использовать правильные рычаги стимулирования. Существует двухфакторная теория Ф. Герцберга, отражающая факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность сотрудников работой (гигиенические факторы и мотиваторы).
К гигиеническим факторам можно отнести нормальные условия труда, достаточная заработная плата, гарантии рабочего места, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, деятельность компании, приемлемый статус. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности. Мотиваторы включают в себя: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, ответственность за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.14
К стрессовым факторам относятся случаи, когда работник не знает, что от него требуется и не понимает роли своей деятельности в организации. Свести к минимуму образование стресса из-за подобных влияний можно групповым принятием решений. Предполагается, что если работник участвует в обсуждении и решении стоящих перед организацией задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих задач и своей роли в их осуществлении. Кроме того, групповое принятие решений помогает удовлетворить такие потребности персонала, как потребность в признании, статусе и значимости. Этот тип потребностей, как правило, занимает не последнее место в системе ценностей человека. Поэтому их неудовлетворение может вести к недовольству работой. А это прямой стрессовый фактор в организации.
Предполагается, что для того, чтобы более эффективно отслеживать источники стресса в организации, необходимо организовать на предприятии обратную связь между руководителем и рабочим коллективом. Таким образом, руководитель будет оценивать работу, консультировать и высказывать пожелания касательно выполняемых задач. А коллектив сможет высказывать своё мнение начальнику как о своих идеях, которые могут быть полезны, так и о различных моментах, которые их не устраивают. Прислушиваясь к этим мнениям, руководителю не только будет легче взглянуть на работу с точки зрения рабочих для принятия нужных решений, но и предпринять действия для обеспечения желательных условий для работы персонала. Таким образом, обеспечивается создание нужных коллективу условий для работы, учитывается их мнение, а следовательно, и удовлетворяются потребности в признании.
Сложно отрицать, что
образование и наличие
Наличие как можно
большего числа подобных качеств
делает менеджера более приемлемым
в коллективе, приятным в общении,
способным выполнять
Заключение
Изучена литература авторов: Аверченко Л.К., Бодровой В.А., Василюк Ф.Е., Ждановой О.И., Каменюкина А.Г., Н.И., Красовского Ю.Д., Леоновой А.Б., Маклакова А.Г., Самоукиной Н., Селье Г., Суворовой В.В., Трапицына С.Ю., Щербатых Ю.В. и др., которая раскрывает основные закономерности темы: «Стресс как основа поведенческих проблем». Изученная информация представлена в виде 25 страниц текста, таблиц, глоссария и приложения.
Выявлены основные идеи:
Стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности, у других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает.
Стресс, связанный с работой называется профессиональным стрессом. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека.
Синдром профессионального выгорания – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение. Он наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек» (это медицинские работники, учителя, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий).
Для того, чтобы предотвратить негативное влияние стресса, необходимо использовать профилактику и способы борьбы в организации или у отдельного человека. Чтобы эффективно бороться со стрессом, необходимо выявить его причины, устранить их, создать комфортные условия. Также необходимо анализировать свою реакцию на определенные стрессовые ситуации и работать над ней в случае необходимости.
Для борьбы со стрессом на предприятии, руководителю необходимо изучить личности рабочего персонала, учитывать их совместимость, характеры, темпераменты и потребности. При выполнении рабочих задач должно использоваться эффективное планирование и распределение обязанностей. Кроме того, руководитель должен стремиться к повышению и развитию своих профессиональных качеств. Это не только обеспечивает ему желаемую карьеру и навыки, но и исключает ряд возможных причин возникновения организационного стресса.
Список источников использованной литературы.
Глоссарий