Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 02:08, контрольная работа
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ…………………………….3
Рекомендации по улучшению процесса адаптации………………………4
Список использованной литературы………………………………………8
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное автономное
высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Коррекционная программа
по курсу: «Психология стресса»
на тему:
«Стресс у вновь поступающих в ДОУ детей раннего возраста»
Ростов-на-Дону
2015
Содержание:
Процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ…………………………….3
Рекомендации по улучшению процесса адаптации………………………4
Список использованной литературы………………………………………8
Процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
На процесс адаптации ребенка влияют:
- достигнутый уровень
- состояние здоровья,
- степень закаленности,
- сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
- личностные особенности самого малыша,
- уровень тревожности и
Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Рекомендации по улучшению процесса адаптации
Для профилактики дошкольной адаптации в последнее время создаются различные специализированные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в воспитании по отношению к детям как готовым, так и не готовым к ДОУ, чтобы избежать в дальнейшем серьезных психологических проблем у ребенка и школьной адаптации.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:
- индивидуальные консультации;
- проведение совместных
- открытые детские праздники ("Новый год", "Весна красна", "Масленица" и т. п.);
- знакомство родителей с
Главное на этом этапе - это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
• взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
• собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
• приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Игра «Доброе утро»
Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:
-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, животик! (круговое
поглаживание ладонью по
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся?! К солнышку потянулся! (ласково обнимаем малыша, потягиваемся).
Игра «Как летит листочек?»
Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:
Листочек взлетел,
Листочек кружится, кружится
Под ноги ложится.
Листочек рвётся, рвётся, рвётся.
Листочек мнётся, мнётся, мнётся.
( Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая, превратить в подобие бумажного шарика.)
Игра «Попрыгунчик»
Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу присоединиться к вам:
- Стоит в поле теремок
( сядьте на корточки и накройте голову руками)
-Кто, кто в теремке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Дверка открывается (медленно
приподнимаете руки над
- Кто там появляется?
Ш-ш-ш-ш, ба- бам, ба-бам!
(подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)
- Попрыгунчик там!
Игра «Топ, топ, стоп»
Возьмите ребёнка за руку и идите, приговаривая:
- Топ, топ, топ, топ, топ стоп.
На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идёте в припрыжку.
- Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп стоп.
Опять останавливаетесь на слове «стоп».
Игра «Лесные жители»
У медведя дом большой ой-ой-ой-ой (тянуться вверх),
А у зайки маленький ай-ай-ай-ай (приседают).
Мишка сам пошёл домой ой-ой-ой-ой
(шагают в вразвалочку на месте),
И запрыгал заинька ай-ай-ай-ай (прыгают).
Игра «Заинька- паинька»
Взрослый встаёт напротив ребёнка и просит его повторить движения зайки:
Будем заинькой?
Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.
Вот так, вот так поклонись (кланяются в разные стороны).
Заинька повернись, серенький повернись.
Вот так, вот так, повернись (поворачиваются руки на поясе).
Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так, вот так топни ножкой (топают по очереди каждой ножкой).
В конце игры взрослый хвалит «зайку», поглаживает по голове, ручки, ножки.
По желанию ребёнка игра повторяется.
Игра « Зайчик»
Для игры подойдёт любая мягкая игрушка.
Прочтите стишок, сопровождая его действиями:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик поскакать (потрясите игрушку вверх, вниз)
Огляделся (поверните игрушку влево
- вправо),
Повертелся (вращайте игрушку),
Посмотрел наверх и вниз (наклоните игрушку назад и вперёд)
Пробежался (бегите с игрушкой),
Забоялся…
Где ты, зайчик, отзовись? (спрячьте игрушку за спину).
Игра «Ладушки- хлопушки»
Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
-Ладушки-ладушки, звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки, хлопали немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши)
- Кашу варили, ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребёнку
- Куколку кормили. Да!
- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперёд)
- Кулачки сложили, кулачками били.
Туки - тук. Туки - тук. Туки - тук. Да!
(сжимаем пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).
Ладушки плясали деток забавляли
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Да!
(делаем фонарики)
- Ладушки устали, ладушки поспали.
Баю-бай, баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и
Список использованной литературы
1. Бабенко, А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду / Дошкольное воспитание№11. - с. 32-34.
2. Брэдвей, Л. Ребёнок от 3 до 7 лет. - М.: ЮНВЕС,19с.
3. Ватутина, Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад : пособие для воспитателей дет. сада / - М. : Просвещение,19с.
4. Видра, Д. Детский сад с точки зрения психоанализа / Дошкольное воспитание№4. - С. 58-64.
5. Воспитание и обучение детей раннего возраста : кн. для воспитателя дет. сада / А. М. Фонарёв и др. - М. : Просвещение,19с.
6. Галанов, А. С. Я иду в детский сад : пособие для родителей и воспитателей / . - М. : Школьная Пресса,20с.
Информация о работе Стресс у вновь поступающих в ДОУ детей раннего возраста