Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа
Цель исследования: изучение структуры деятельности в психологии
Задачи:
1. Проанализировать категорию «деятельности»
2. Изучить структуру деятельности
3. Проанализировать статью «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология»
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения категории «деятельность» в психологии……………………………………...5
1.1. Анализ категории «деятельность»…………………………..5
1.2. Структура деятельности………………………………………17
Глава 2. Анализ текста «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология» …………………….…23
Заключение……………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………….27
В статье также отмечено то, что сознание и деятельность образуют единство. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем является ее результатом. Как отмечает автор, деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта.
Рубинштейн в статье рассматривает сознательное и неосознанное действия. Он выделяет их отличия между собой.
В главе также затронут вопрос о поведении человека. Автор отмечает, что поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.
Следует отметить, что поведение не приходится соотносить как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представляет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.
Таким образом, Рубинштейн делает вывод о том, что единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта.
В этой связи положения статьи о психике и деятельности подтверждают, сделанные нами выводы в теоретической части.
Заключение
В результате теоретического анализа научной литературы по теме «Структура деятельности в психологии» мы можем сделать следующие выводы:
1. Согласно исследованиям психологов, деятельность рассматривается как поведение человека, направленное на удовлетворение его потребностей; это единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которой состоит в том, что она ориентирует субъекта в предметном мире; и, наконец, это сложная иерархическая динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с окружающим миром, в результате которой происходит формирование психического образа, воплощение его в объекте, взаимодействие его с объектом и изменение самого субъекта.
2. Основной характеристикой деятельности является ее предметность. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
3. Исходя
из исследований, деятельностный
подход в психологии
4. Структуру деятельности можно разделить на три уровня: во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем уровень действий; следующий — уровень операций; наконец, самый низкий— уровень психофизиологических функций.
5. Анализ
текста Рубинштейна «Психика
и деятельность» показал, что
деятельность и психика
Список использованных источников
1. Асмолов
А.Г. По ту сторону сознания:
методологические проблемы
2. Асмолов
А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа/
3. Вайнштейн Л.А. Общая психология/ Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А Фурманов. – Минск: Современная школа, 2009. – 512с.
4. Выготский
Л.С. Избранные
5. Гиппенрейтер
Ю.Б. Введение в общую
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.koob.ru. – Дата доступа: 16.04.2010.
7. Леонтьев
А.Н. Избранные
8. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии/ Б.Ф. Ломов. – Психолог. журн. Т.2, №6 – 45с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков – СПб: издательство «Питер», 2001. – 592с.
10. Мироненко
В.В. Хрестоматия по
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сборник сочинений. Том 3.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. — СПб: издательство «Питер», 2000. – 685с.
13. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии/ С.Л. Рубинштейн. Москва: «Просвещение», 1959. – 40с.
14. Сеченов И.М. Избранные произведения/ И.М. Сеченов, 1956. – Т.1. – 209с.
15. Соколова Е.Е. Введение в психологию. Том 1/ Е.Е Соколова; под ред. Б.С. Батруся. – Москва: издательский центр «Академия», 2005. – 352с.