Структура и предмет прикладной социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:21, реферат

Краткое описание

Прикладная социальная психология - составная часть социальной психологии. В свою очередь, она выступает в двух аспектах как социальная практика и как теория. Наконец, она представлен виде учебных подразделений, дисциплин и пособий.
Разумеется, такое членение условно. Однако оно позволяет представить прикладную социальную психологию в развернутом виде. Социальной практикой занимаются практические социальные психологи или социальные работники.

Содержание

1 Структура и предмет прикладной социальной психологии
2 Функции и задачи прикладной социальной психологии
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1 Структура и предмет прикладной социальной психологии.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

А.И. Кравченко справедливо отмечает: «Американское общество намного более "социологизированно", чем отечественное. Давние традиции глубокого академического анализа социальных проблем, заложенные в XIX в., никогда не прерывались. Каждое новое поколение что-то прибавляло к сокровищнице знаний, проверяя и перепроверяя добытые сведения, создавая надежную эмпирическую базу. Более 200 колледжей и университетов составляют мощный институт подготовки профессиональных кадров, пользующихся высоким престижем и уважением».

Нельзя не согласиться  и с утверждением автора о том, что в нашей стране ничего подобного  нет. Действительно, социально-психологические  традиции пока не сложились.

Вместе с тем нельзя не сказать и о такой функции, как популяризация прикладной социальной психологии. Правда, здесь больше повезло  социологии, чем социальной психологии. (Речь идет о «Социологии для всех», подготовленной в 1970 г. В. Шляпентохом и затем в 90-е годы А.И. Кравченко.) Конечно, эта работа в какой-то мере компенсирует дефицит популярной социально-психологической литературы, но не заменяет ее. Без всякого сомнения, доступная для всех социально-психологическая литература появится в недалеком будущем. Потребность в ней существует.

Популярную литературу о практической социальной психологии нельзя путать с так называемой «поп-прикладной социальной психологией».

Последнюю составляют:

- социально-психологическая  публицистика;

- социально-психологическая критика;

- псевдонаучная социально-психологическая  литература.

Социально-психологическая публицистика и критика оправданы. Работать в этом жанре тяжело, ибо зачастую точки зрения социально-психологических критиков и публицистов не совпадают с оценками событий власть имущих. В тоталитарном государстве социально-психологическая публицистика и критика немыслимы. Но и в демократическом обществе социально-психологическим публицистам и критикам довольно часто дают понять, что их публикации неуместны. Это четко проявляется, когда речь идет об анализе института власти.

Ничего общего с прикладной социальной психологией не имеет  псевдонаучная литература.

Работы подобного типа настолько примитивны, что в корне  дискредитируют прикладную социальную психологию. Однако им нельзя отказать в популярности среди широкой публики.

Основной функцией социально-психологической  теории является сервисное научное  обслуживание прикладной социальной психологии, деятельности практиков.

Социально-психологическая  теория должна вооружить практических социальных психологов:

- четким алгоритмом  действий;

-диагностическими и  другими стандартизированными унифицированными  методиками, в том числе экспресс-методикой.

Между тем должна быть решена проблема не кустарного, а серийно  производственного выпуска аппаратурной методики для диагностики социально-психологических характеристик личности, групп и массовых явлений.

Следует отметить, что  нельзя путать функции частной и  общей социально-психологической  теории. На основе эмпирических данных общая социально-психологическая теория занимается осмыслением (установлением закономерностей) и прогнозированием развития личности, групп,

общностей, социальных институтов. В то же время между ними существует взаимосвязь общей и частной теорией.

С учетом современного понимания парадигмы социальной психологии, основанного на философском реализме, историзме, конструкционизме, одной из главных функций частной социально-психологической теории являются разработка и внедрение нетрадиционных методик:

-по визуальной психодиагностике на основе симптоматики, признаков социально-психологических явлений;

- социального психоанализу;

- психосемантике;

-экологической психологии;

- изучению ментальных  характеристик, в том числе  жизненного пути личности;

- использованию опыта восточной психологии;

- созданию высокой  эффективности экспресс-методики;

- проведению групповой  психотерапии, тренингов и т.д.

В настоящее время  широкое распространение получила компьютерная психодиагностика.

Принципиально не возражая против ее широкого применения, тем не менее следует четко отдавать отчет в ее возможностях, т. е. знать ограничения, границы применения в области прикладной социальной психологии.

Функции определяют задачи прикладной социальной психологии. Так, задачи практического социального психолога прямо вытекают из его функциональных обязанностей. Частично «прикладник» вынужден заниматься составлением собственных методик или адаптацией имеющихся.

Задачи прикладной социальной психологии как учебной дисциплины состоят в обучении и просвещении.

Задачей прикладной социальной психологии как теории является сервисное  научное обслуживание социальной практики, методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога- практика. Главное  в данном случае заключается в  том, чтобы обеспечить «прикладника» готовыми к применению стандартизированными социально-психологическими методиками, о чем пока приходится только мечтать.

Недопустимо, чтобы «прикладник» разрабатывал методику, определял алгоритм действий, хотя полностью от этой задачи освободить его нельзя. Этап «кустарного» развития прикладной социальной психологии и деятельности «прикладников» должен быть преодолен на основе разработки теории и серийного выпуска стандартизированных методик.

На пути дискредитации  прикладной социальной психологии должен быть поставлен заслон.

Этому процессу должна оказать  содействие контрольная функция  экспертных советов Российского  психологического общества и его  региональных отделений.

Контрольная функция  экспертных советов сводится к лицензированию деятельности «прикладников». Положение об экспертных советах разработано, но слабо еще внедряется на практике. Между тем на Западе лицензированию деятельности психологов-практиков уделяется самое серьезное внимание. Без соответствующего разрешения «прикладник» не имеет права заниматься практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Дилигенский Г.Г.  Социально-политическая психология. - М, 1994.

2. Кравченко А.И. Прикладная  социология и менеджмент. - М., 1995.

3. Мак-Гайер У.Дж. Ин  и янь прогресса в социальной психологии: Семьпринципов // Современная зарубежная социальная психология. - М, 1984.

4. Основы социально-психологической  теории / Под ред. А.А.Бодалева,

А.Н.Сухова. -М., 1995.

5. Основы социального  психоанализа / Под ред. В.Д.Попова. -М, 1996.

6. Петренко В.Ф. Психосемантика  сознания. - М, 1988.

7. Рабочая книга практического  психолога / Под ред. А.А.Деркача. - М,

1996.

8. Сравнительная социология /Науч. ред. И.Б.Орлова. - М., 1995.

9. Щекин Г.В. Практическая  психология менеджмента. - Киев, 1994.

10. Юрьев А.И. Введение  в политическую психологию. - СПб., 1992.

11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М., 1987.




Информация о работе Структура и предмет прикладной социальной психологии