Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 07:08, контрольная работа
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Введение 3
1. Субкультура молодежи 4
3. Катализаторы возникновения молодёжных движений. 7
4. Функции молодёжных объединений 7
5. Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках. 9
5. Молодежные направления и их особенности. 10
6. Теория субкультур 18
8. Рекомендации родителям и учителям 23
заключение 27
список литературы 28
приложение 29
специфические черты российской молодежной субкультуры 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. К. АММОСОВА» в г. Нерюнгри
Контрольная работа № 1,2.
По дисциплине психолого-педагогическая работа с младшими школьниками с девиантным поведением
На тему: Субкультуры – как вид девиантного поведения
Выполнила: ст.гр. ПНО-08
Наумова А.Ю.
Проверила: ст.препод.
каф. ПиМНО
В.С. Новаковская
Нерюнгри 2012
Оглавление
Введение 3
1. Субкультура молодежи 4
3. Катализаторы возникновения
4. Функции молодёжных объединений 7
5. Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках. 9
5. Молодежные направления и их особенности. 10
6. Теория субкультур 18
8. Рекомендации родителям и
заключение 27
список литературы 28
приложение 29
специфические черты российской молодежной субкультуры 29
Введение
Под культурой понимаются убеждения,
ценности и выразительные средства,
которые являются общими для какой-то
группы людей и служат для упорядочения
опыта и регулирования
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.
Субкультура - это группа людей с похожими взглядами на мир которые, отличаются от мировоззрения навязанного большинству! Все люди разные и найти двух людей с одинаковым мировоззрением(взглядом на жизнь) просто невозможно. Подвергаясь влиянию родителей, учителей, друзей, средств массовой информации, музыки, общественных явлений у каждого из нас сформировалось своё представление о мире. Почти всегда, оно очень отличается от того, что нам навязывают те кто у власти. Если у многих людей одновременно формируются похожие взгляды на жизнь и они собираются в группу которая разрастается до определённого размера то формируется субкультура. У которой свой мир, свои правила, собственной система ценностей, сленг, поведение, одежда и.т.д. Представителей разных субкультур можно отличить друг от друга в основном по внешнему виду и поведению. Именно внешним видом и поведением представители большинства субкультур демонстрируют своё отличие от всех остальных. Однако если субкультура становится очень популярной то её могут использовать для коммерческих целей - так было с панками. Также есть изначально коммерческие субкультуры например гламур.
Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры “взрослых” и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.
2. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.
Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — “ничегонеделание”), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2. “Вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.
Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких “устаревших” ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.
3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.
Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.
Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами (“принцип селёдки в бочке”) достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого (-ую)” (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые “команды” с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.
5. Внеинституциональная культурная самореализация.
Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Народная культура (традиции,
обычаи, фольклор и т.п.) большинством
молодых людей воспринимаются как
анахронизм. Попытки внесения этнокультурного
содержания в процесс социализации
в большинстве случаев
3. Катализаторы возникновения молодёжных движений.
“Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию”. Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в “неформалы”.
Как мы рассмотрели выше, официальная
культура оказалась неспособной
ответить интересам молодёжи, которой
только что “развязали руки”, развалив
почти полностью систему
4. Функции молодёжных объединений
Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна — стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире). Если у ребёнка 14-17 лет социализация состоит прежде всего в огульном отрицании социума (в этом и кризис социализации), то у молодёжи постарше главенствует ориентация на определённые социально значимые цели. Но и для тех и для других деятельность носит и самоценный характер общения с единомышленниками, построенного на взаимопонимании и взаимодоверии, а именно этих качеств многим молодым в жизни не хватает.
Функцию самореализации дополняют 3 другие, характерные для деятельности всякой самодеятельной группы.
Инструментальная. Каждое объединение, клуб, группа, будь то “Спасение” или команда Либеров, преследуют определённую цель: в первом случае – явную (защита памятников истории и архитектуры, стремление возродить и сохранить национальную культуру), во втором – размытую, неосознанную (стать сильным и утвердиться в среде сверстников, заставить себя уважать). В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов.
Не менее важна компенсаторная функция. В учебном (трудовом) коллективе, даже в семье личность нередко чувствует себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.
Несмотря на господство потребительского отношения к искусству, немалая часть молодёжи ищет активного самовоплощения. Самодеятельные группировки выполняют ещё и эвристическую функцию, особенность которой состоит в том, что она сильнее выражена в художественно-творческих социокультурных и соционравственных (“Милосердие”) организациях, в то время как в подростковых контркультурных группах значительно слабее или вовсе отсутствует.
5. Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.
Присоединение к неформальной группе
– нормальный и закономерный выбор
подростка. Исходные мотивы, приводящие
его в неформальные группы, оцениваются
исследователями как
одиночество – 27%;
непонимание родителей – 24 %.
Среди прочих были названы: стремление
к защищенности;
обособленность;
подражание, группирование;
свобода;
эмоциональная насыщенность общения;
стремление компенсировать недостатки
традиционных институтов семьи и школы.
Черты характера, которые нравятся им
в подростках из группировок:
умение постоять за себя (54%),
смелость (40%),
независимость (35 %).
Информация о работе Субкультуры – как вид девиантного поведения