Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 07:08, контрольная работа
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Введение 3
1. Субкультура молодежи 4
3. Катализаторы возникновения молодёжных движений. 7
4. Функции молодёжных объединений 7
5. Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках. 9
5. Молодежные направления и их особенности. 10
6. Теория субкультур 18
8. Рекомендации родителям и учителям 23
заключение 27
список литературы 28
приложение 29
специфические черты российской молодежной субкультуры 29
Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться своего рода «миникультуры» (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания) — этот феномен получил название субкультуры. Субкультурная теория прежде всего рассматривает группу, как носителя девиантных идей. Каждая субкультура живет своими нормами и ценностями, достаточно отличающимися от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, ведут себя в соответствии с групповыми предписаниями, но общество определяет такое поведение, как девиантное.
Одно из первых исследований на базе этого подхода было сделано Коэном в 1955 году на примере банды делинквентных подростков. Рассматривая эту группу как девиантную субкультуру, Коэн обнаружил, что члены данной группы признают ценности, которые представляют собой «антикультуру», отрицающую ценности среднего класса. Подростки из банды пренебрежительно относились к собственности других людей и проявляли свои чувства актами беспричинного нападения и разрушения. По всей видимости, они получали агрессивное удовлетворение от того, что ввергали людей в дискомфорт. Они были разрушительны, так как уничтожали ценности среднего класса, прежде всего, это ценности трудолюбия и собственности.
Таким образом, Коэн установил, что девиантная группа, которую он исследовал, являла собой особый вид субкультуры антиистеблишмента. Он также обобщил идею о том, что большинство девиантных групп являются просто негативным отражением культуры большей части общества, выстраивающие свои ценности по принципу «обратной симметрии» к ценностям доминантных групп. Примеры девиантных субкультур можно встретить в любом обществе.
Соединив положения теории социального напряжения и субкультурной теории, мы получим типологию девиантных субкультур. Эти типы различаться между собой, прежде всего, доминирующей формой девиантного поведения. Итак, выделяют следующие субкультуры:
Криминальная, использующая насилие и преступления для достижения одобряемых и поддерживаемых обществом целей (успех и материальное благополучие). Это субкультура организованных преступных групп (ОПГ), подходящих к нарушению норм инструментально — с позиций выгоды. Дисциплина является одной из важных ценностей, без нее ОПГ не сможет действовать эффективно. Культ силы и мужества, царящий в этих группах, связан со спецификой используемых средств достижения целей, без поддержки этих ценностей невозможно регулярное использование насилия — одного из главных средств. В то же время ОПГ склонны не применять насилие, если в этом не возникает необходимости, как, например, в случае интеллектуальной преступности (финансовые махинации, хакерские преступления).
Протестная, рассматривающая нарушения норм, как самоценность. Это субкультура молодежных объединений, ориентированных на альтернативный, агрессивно-протестный образ жизни (фанаты в Англии, мотоциклетные банды в США). Эти группы выстраивают свою собственную систему ценностей, где, обычно, важное место занимают насилие и сексуальная распущенность, в контексте мужского доминирования. Деятельность этих групп не обязательно связана с прямым насилием (например, хиппи — пацифисты), но всегда носит публичный характер, противопоставление себя «нормальному» обществу. Внутренняя структура этих групп, в отличии от ОПГ, неупорядочена, дисциплина не является значимой ценностью.
Где-то посередине между криминальной и протестной субкультурой может быть локализована очень интересная субкультура профессиональной преступности (ПП). В отличии от организованной преступности (ОП) эта субкультура обладает гораздо меньшей инструментальностью, зачастую нарушения норм носят самоценный характер. Например, кодекс «вора в законе» включал такие нормы, как никогда не работать, не иметь семьи, никогда не сотрудничать с официальной властью и т.п. В этой субкультуре нарушения общепризнанных норм реализуется скорее, как образ жизни, нежели, как средство достижения культурных целей. Ценность дисциплины относительна, признается только в рамках совершения преступлений, в остальных случаях профессиональные преступные группы довольно анархичны. Добываемые преступным путем средства расходуются на ведение альтернативного образа жизни, подразумевающего регулярные «отсидки» в тюрьме и на зоне. Каждый срок лишения свободы рассматривается, как эпизод необходимой социализации, вроде «курсов повышения квалификации». В случае с ОПГ – это досадная неприятность. Все перечисленные моменты и заставляют классифицировать ПП, как «пограничную» субкультуру, сочетающую черты криминальной и протестной.
Отступающая субкультура
состоит из тех, кто стремится
отстраниться от общества, уйти от необходимости
реализовывать социально
Интересным практическим выводом из теории субкультур является положение, согласно которому, коррекция криминогенного общества часто невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая защищает криминальное сознание от воспитательного воздействия общества. Поскольку криминальная субкультура, как уже говорилось выше, зачастую есть реакция на те или иные аспекты социальной системы, то, возможно, речь должна идти об изменениях в доминирующей культуре общества.
Субкультурные теории не объясняют, конечно, почему девиантные нормы и ценности проявляются в обществе. Почему тогда, когда существуют доминирующие ценности, отрицающие делинквентность, некоторые субкультурные группы придают позитивное значение антиобщественному поведению? Эти теории также не объясняют, почему одни члены общества принимают девиантную систему ценностей, тогда как другие, находясь в тех же условиях, отрицают ее.
Индивиды делают выбор. Есть масса примеров, когда люди вырываются из субкультурного окружения, в котором они находятся. Несмотря на эти критические замечания, нельзя отрицать значение социализации для формирования девиантного поведения. Доказательства важности последствий социализации обнаруживаются практически в любой форме девиантного поведения — от употребления наркотиков и подростковой делинквентности до организованной преступности.
В то же время, если в качестве теоретической основы анализа субкультурных исследований использовать теории конфликта и социального напряжения, помогающих определить причины появления антисоциальных ценностей (невозможность следования культурным целям), то это может способствовать выработке более глубокого подхода к пониманию феномена девиантного поведения.
8. Рекомендации родителям и учителям
Каждый человек - это особенный
микромир со своими увлечениями, проблемами,
заботами. Но при этом у многих похожие
интересы и запросы. Порой, чтобы
их удовлетворить, необходимо объединиться
с другими людьми, ведь вместе легче
достигнуть цели. Таков социальный
механизм образования субкультур -
объединений людей по интересам.
Они не противоречат ценностям традиционной
культуры, а дополняют её. И молодежные
субкультуры (которые часто основываются
на увлечениях различными жанрами музыки,
спортом, литературой) - не исключение.
Субкультуры возникают, потому что
необходимы: они дают возможность
проявить себя, определить свое место
в жизни, найти друзей. Молодежные
субкультуры очень нужны для социализации
личности - это самая главная роль субкультуры
в обществе! Становясь готом, панком, металлистом
или эмо, молодой человек усваивает определенные
нормы поведения, законы общения, социальные
роли... "На сколько это опасно?" "Что
же нам делать? Как общаться с ребенком?
А может, лучше запретить ему все это?"
- таковы первые вопросы многих родителей,
которые узнали, что их ребенок - неформал.
"Для начала - успокоиться", - вот главный
совет психологов. А затем - запомнить
в первую очередь то, чего делать не следует.
Что не делать ни в коем случае?
Не паниковать и не бояться. Молодежные субкультуры существовали в том или ином виде всегда. Причем не только для того, чтобы взрослых позлить. Неформальные объединения, подчеркнем еще раз, нужны молодежи для общения, самовыражения, развития.
Не запрещать. Запретный плод, как известно, сладок. С неформалами всегда пытались бороться, но результат был нулевым либо обратным. Вспомним 60-е - 80-е годы прошлого века с их гонениями на хиппи, панков, металлистов... Эти субкультуры и по сей день никуда не делись, а их "гонители" и "запретители" давно потеряли авторитет.
Не игнорировать. Это может оказаться еще хуже запретов. Пусть подросток знает, что вы в курсе его увлечений: что-то вас устраивает, что-то - нет. Иначе подросток может подумать, что он вам безразличен, что вы его разлюбили.
Не оскорблять кумиров подростка. В этом возрасте даже фраза "Выключи эту ерунду (какофонию, рычалку)" может вызвать обиду, и как следствие - взрыв агрессии. Да-да, подросток может это воспринять не как ваше желание отдохнуть от грохота музыки, а как неуважение к себе, как желание оскорбить и задеть. Лучше сначала поинтересоваться, что это за группа, и лишь потом сказать, что вы устали, и попросить сделать звук потише.
Не обвинять во всех смертных грехах. Высказывания из серии "Все неформалы - преступники и алкоголики" не только обидны, но еще и неверны. Пагубные привычки и преступления не зависят от любимой музыки и внешнего вида.
Не преуменьшать важности подросткового увлечения: мол, это у тебя скоро пройдет, перерастешь, перебесишься. Даже если это верно, подросток все равно вам не поверит и будет настаивать, что "это - навсегда". Кстати, некоторые подростковые хобби и увлечения в будущем могут перерасти в профессию. Ведь кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет в будущем пиар - агентом музыкальной группы или тренером спортивной команды. Даже если и нет, многие и во взрослом состоянии не бросают юношеские увлечения: слушают любимую музыку, болеют за любимую команду.
Приняв эти несложные правила,
вы сможете предотвратить многие
конфликты. "Всё вышеперечисленное
делать нельзя. А что же можно?"
- поинтересуетесь вы.
Можно и нужно
Собирать информацию. Узнайте о субкультуре, к которой примкнул подросток, что-то новое. И поделитесь этой информацией с ним. А лучше - займитесь совместным веб-серфингом: поищите нужную информацию в Интернете вдвоем. Это сблизит вас, а заодно и развеет многие накопившиеся страхи. Если вас все еще бросает в дрожь, посмотрите юмористический сериал "Папины дочки". Там есть спортсменка-футболистка, модница и даже готка! Они разные, со сложными характерами, но они - вместе и при этом прекрасно дополняют друг друга.
Обсуждать все свои опасения и сомнения с подростком. Используйте при этом "Я-сообщения". Например: "Я беспокоюсь, что..." или "Меня волнует...", а не "Ты плохо себя ведешь", "Ты не прав". Не бойтесь спросить у подростка, если чего-то не знаете или не поняли из его объяснений. В таком разговоре важно не только умение аккуратно задавать вопросы, но и умение слушать, не перебивая.
Быть внимательным и чутким. Важно помнить, что подростку бывает не менее страшно, больно или обидно, чем малышу. А ваше внимание, понимание и любовь в это сложное время жизни нужны ему даже больше, чем когда он был маленьким.
Использовать увлечение подростка ему во благо. Он увлекается экстремальными видами спорта? Замечательно! Это повод поговорить о здоровом образе жизни. И теперь подобный разговор скорее всего не будет воспринят как нудные нотации и пустое сотрясание воздуха. Любит рок, особенно англоязычный? Тоже отлично! Практически любой подросток с удовольствием переведет и выучит текст песни, чтобы затем подпевать на концерте любимой группе. Приятное с полезным: и развлечется, и английский подтянет.
Выбрать вместе с подростком атрибутику с символикой и названием его любимой группы (или спортивной команды) - это будет актом признания его права на самоопределение и самовыражение. А, придя домой, попросите его рассказать вам о любимых музыкантах или спортсменах. Подросток оценит ваше внимание, а вы наконец-то узнаете, почему "Ария" рулит!", а ""Зенит" - чемпион!".
Рассказать о том, чем сами увлекались в молодости: этим вы покажете, что понимаете его страсть к музыке или спорту. Даже если подросток и назовет все это "нафталином", он поймет, что у вас с ним больше общего, чем различий.
Любите их такими, какие они есть
Важно помнить о том, что не бывает "опасных" или "безопасных" увлечений. Все зависит от конкретного человека: что одному полезно, то другому может оказаться вредно. Главное - общаться со своими детьми, быть в курсе их интересов. И почаще говорить (а лучше - доказывать на деле), что вы их любите. Любите и принимаете их всяких - со всеми их интересами и взглядами.
Заключение
В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура — “вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем”.
Информация о работе Субкультуры – как вид девиантного поведения