Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:13, контрольная работа
Разрешение ряда специальных вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, требует использования достижений психологической науки. Когда перед следствием и судом возникает необходимость в оценке явлений, относящихся к психической деятельности людей, необходимо проведение судебно-психологической экспертизы, поскольку решение такого рода вопросов входит в компетенцию психолога как специалиста данной отрасли знаний.
Введение 3
Понятие судебно-психологической экспертизы. 4
Организация судебно-психологической экспертизы. 5
Методы судебно-психологической экспертизы. 8
Заключение экспертизы и его оценка. 11
Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой. 12
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Оглавление
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Совершенствование деятельности правоохранительных органов предполагает активное применение в практике уголовного и гражданского судопроизводства достижений современной науки и техники, что в частности находит свое выражение в дальнейшем совершенствовании уже имеющихся и развитии новых видов судебных экспертиз.
Разрешение ряда специальных вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, требует использования достижений психологической науки. Когда перед следствием и судом возникает необходимость в оценке явлений, относящихся к психической деятельности людей, необходимо проведение судебно-психологической экспертизы, поскольку решение такого рода вопросов входит в компетенцию психолога как специалиста данной отрасли знаний.
Основной формой использования
специальных психологических
Судебно-психологическая экспертиза способна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д.
В данной контрольной работе
мы изучим понятие судебно-
Также рассмотрим отдельный
вид судебно-психологической
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования. Совокупность источников научных знаний, объектов и методов образуют специфическую сущность судебно-психологической экспертизы, как самостоятельного вида экспертного исследования.
В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния: наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания. Другими словами, предметом судебно-психологической экспертизы являются компоненты психической деятельности (психики) в ее целостности и единстве устанавливаемые на основе исследования психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия2.
Объектами служат источники информации - как материальные, так и идеальные. Главным объектом этого вида экспертизы является психика человека как особое свойство его мозга, недоступное непосредственному чувственному познанию. К числу материализованных источников информации о психической деятельности человека могут относиться вещественные доказательства, протоколы допросов, документы, продукты психической деятельности (дневники, письма и пр.), зафиксированные результаты экспериментально - психологического обследование участников уголовного процесса.
В компетенцию судебно-
Судебно-психологическая экспертиза как отрасль юридической психологии базируется на понятиях и категориях общей психологии, которые имеют «двухступенчатую» структуру. Первую ступень занимают такие базовые понятия как «личность», «психика», «деятельность». Вторую - понятия, производные от первых. Так, категория «личность» может использоваться как целостность, а может раскрываться через такие категории второго ряда как свойства, состояния, мотив, цель и др,; категория «психика» - через психические процессы и закономерности; категория «деятельность» - через поведение, действие.
В связи с тем, что специальных учреждений судебно-психологической экспертизы в нашей стране не существует, к проведению этих экспертиз следует привлекать психологов, имеющих высшее психологическое образование и работающих в различных научных и практических учреждениях либо учебных заведениях. Наиболее подготовленными среди них являются выпускники психологических факультетов университетов. При выборе экспертов следует учитывать их профессиональную специализацию (например, обследование малолетних свидетелей желательно поручать специалисту в области возрастной или педагогической психологии).
В тех случаях, когда проведение
судебно-психологической
Одним из главных методов
судебно-психологической
К первой категории относятся данные об условиях развития и воспитания человека, чертах характера, привычках, устойчивых навыках поведения, типичных формах эмоционального реагирования на различные события, интересах, жизненных планах, отношениях с другими людьми, способов разрешения конфликтов и пр. Информация об этом может содержаться, например, в характеристиках с места работы или учебы испытуемого, если они составлены не формально, а по существу. Желательно также, чтобы в качестве свидетелей были допрошены не только лица, имеющие непосредственное отношение к факту преступления, но и те, кто хорошо знал людей, направляемых на экспертизу, много с ними общался.
Для исследования психического состояния человека в момент совершения определенных действий большое значение имеют показания свидетелей, наблюдавших его непосредственно перед событием, составляющим содержание уголовного дела, во время события и сразу или вскоре после него. Со слов очевидцев можно установить, как развивалась ситуация, какие действия совершал испытуемый, что он говорил, насколько последовательны и целенаправленны были его поступки. Должно быть обращено внимание на выяснение таких деталей, как внешний вид, особенности речи, поведения в криминальной ситуации. Направленный на экспертизу человек должен быть допрошен о том, что он чувствовал в различные моменты криминальной ситуации, как оценивал действия других людей, насколько полным было отражение им криминальной обстановки. Самоотчет человека о внутреннем состоянии в большинстве случаев очень информативен в психологическом отношении.
Для судебно-психологической экспертизы ценны сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места преступления, заключение судебно-медицинской экспертизы о количестве, тяжести, характере, локализации повреждений, нанесенных потерпевшему.
Таким образом, следователь должен подготовить материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или могущие быть психологически интерпретированы экспертом.
Судебно-психологическая экспертиза проводится преимущественно как амбулаторная, что не исключает принципиальной возможности проведения ее как стационарной. Экспертиза может быть проведена комиссией экспертов или одним специалистом.
Нецелесообразно проведение СПЭ на ранних этапах предварительного следствия, когда материалы уголовного дела относительно бедны. Пробелы в информации повышают вероятность ошибочных выводов в заключении экспертов.
Следователь или суд обязаны ознакомить лицо, направляемое на экспертизу, с определением или постановлением о ее проведении и с заключением экспертов (ст. 184,185 УПК).5
Методы экспертизы всегда определяются
общетеоретическими методами конкретной
науки, во время проведения экспертизы
могут использоваться один или несколько
методов, в зависимость от вопросов, поставленных
перед экспертом. Специфика методов судебно-психологической
экспертизы состоит в том, что для проведения
исследования, как правило, требуется
использование нескольких методов, ни
один из которых не дает прямого ответа
на необходимый вопрос (за исключением
методов, используемых при экспертизе
направленной на установление способности
лиц верно воспринимать информацию).
Общепсихологические можно разделить
на:
1. Личностные, которые используются
для определения устойчивых и
ситуационных мотивов
2. Интелектуальные, исследующие индивидуально-определенные особенности механизмов и способов познания человека.
Однако, такое деление
весьма условно, так как в процессе
исследования с использованием одного
из этих методов, проявляются обстоятельства
выявляемые другим. Например, использование
личностных методик, может дать некое
представление об интеллектуальной
деятельности человека.
Применение любого метода, даст верную
информацию лишь в результате проведения
и исследования их профессиональным психологом,
с использованием теоретических положений
и практических навыков.
Психолог сам определяет методы, которые
будут использованы им, однако, общие требования
предполагают использование только общепризнанных
методик, подтвержденных многими исследованиями
и которые считаются в психологические
науке достаточно достоверными. При использовании
уникальных и редких в применении методов,
психолог должен указать в заключении
на источник, в котором имеется научная
обоснованность данного метода и ссылку
на авторитетных ученых, а так же на практику
применения данного метода.
Рассмотрим методы, применяемые
при проведении экспертизы:
а) метод исследования
материалов способных дать необходимое
знание психологу по объекту экспертизы.
Данный метод заключается в получении,
и изучении и оценке информации на материальных
носителях, которые позволяют провести
психологу дальнейшие исследования или
напрямую установить важные обстоятельства.
Психолог дает профессиональную оценку
житейским суждениям или же конкретным
юридическим понятиям, закрепленным в
тексте. Обязательно применение данного
метода при проведении экспертизы по делам
о компенсации морального вреда, когда
такой вред нанесен в письменных источниках,
анализ договора при наличии порока воли
в сделке;
б) беседа с испытуемым. Пожалуй, самый часто используемый метод при экспертизе в гражданском процессе, который заключается в диалоге с испытуемым, когда психолог сам направляет ход беседы, получая таким образом важные для проведения экспертизы сведения;
в) биографический метод. Личность формируется в течении всей жизни, очень важно, при наличии такой возможности, проследить ход и особенности ее развития. Установление биографических фактов также помогает психологу составить мнение о жизненных ценностях подэкспертного. Сведения эти могут быть получены из различных источников - изучения библиографических сведений, бесед с самим подэкспертным, с его близкими;
г) эксперимент. С помощью эксперимента устанавливаются интеллектуальные и личностные характеристики человека. Ряд методик определения этих характеристик возможен для применения психологом при проведении экспертизы в гражданском судопроизводстве.6
В качестве примера можно привести некоторые из них:
- Куб Линка. Испытуемому предлагается собрать большой куб из 27 маленьких, во время сбора которого психолог наблюдает за действиями испытуемого, и в зависимости от последовательности его действий делает суждение об интеллектуальных способностях лица. Данная методика может дать некоторые представления и о личности испытуемого;
- Сравнение понятий. Испытуемому дается задание сравнить несколько понятий, анализируя его ответ, психолог может судить о развитии аналитических возможностей;
- Методика исследования быстроты мышления, заключающаяся в проставлении недостающих букв в ряде слов на время, которая позволяет определить темп операционных способностей к мышлению;
2) методики исследования личности:
- ТАТ (тематический
аперцетивный тест). При проведении этого
текста испытуемому предлагаются 6 картин,
по которым он должен построить свой рассказ,
анализируя который можно сделать выводы
о свойствах личности.
- Тест Роршаха. Испытуемому предоставляеться
10 карточек на которых изображены пятна
непонятной формы; по тому, что человек
представляет глядя на них, возможно судить
о его индивидуальных особенностях творческой
деятельности и, в целом, личности.
- Тест MMPI. Испытуемый отвечает на текс,
состоящий из большого количества специально
подобранных вопросов, анализы ответов
на которые позволяют, помимо установления
устойчивых свойств личности, отследить
особенности изменения состояний испытуемого.