Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:58, контрольная работа
Восприятие дает отражение актуальной объективной действительности, то есть той объективной действительности, с которой мы в данный момент взаимодействуем. Память также предоставляет отражение объективной действительности, однако лишь постольку, поскольку мы взаимодействовали с ней в прошлом. Одним словом, обе эти функции — и восприятие, и память — дают отражение независимой от нас объективной действительности, однако первая отражает лишь те стороны действительности, что воздействуют на нас в настоящем, а вторая — те, что воздействовали в прошлом.
Введение………………………….
Сущность и виды воображения……..
Функции воображения………
Специфические функции воображения…….
Механизмы воображения……
Развитие воображения………
Воображение и эмоции……..
Воображение и интересы………..
Воображение и талантливость……….
Заключение………………
Список литературы…………
Содержание.
Введение………………………….
Заключение………………
Список литературы…………
Введение.
Восприятие дает отражение актуальной
объективной действительности, то есть
той объективной
Однако наиболее важная особенность
человека состоит и в том, что
его поведение совершенно не ограничено
узким ареалом
Сущность и виды воображения.
Воображение играет огромную роль в
жизни человека. Благодаря воображению
человек творит, разумно планирует
свою деятельность и управляет ею.
Воображение также имеет
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Обладая богатым воображением, человек
может «жить» в разное время, что
не может себе позволить никакое
другое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах
Воображение является основой наглядно-образного
мышления, позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без
непосредственного
От восприятия, которое представляет
собой процесс приёма и переработки
человеком различной
Если воображение рисует сознанию
такие картины, которым ничего или
мало что соответствует в
Воображение может быть четырёх основных видов:
Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге или холсте художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого.
Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Но есть и другие виды воображения:
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человек находит удовлетворение многих жизненно важных потребностей, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Мечты от грёз отличаются тем, что они более реалистичны и в большей степени связаны с действительностью, то есть в принципе осуществимы. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Функции воображения.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций:
Специфические функции воображения.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.
Механизмы воображения.
В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Особый вид комбинирования – агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец — полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа
Акцентирование. Способ основан на искусственном выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям узнать его. Этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями.
Типизация. Способ предполагает формирование образа, который становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.
Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны)
впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов.
Развитие воображения.
Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления). В этом плане люди различаются:
Считается, что развивать процессы воображения можно, но в рамках пределов, связанных с генотипически обусловленными возможностями человека. Развитие воображения предусматривает его совершенствование по следующим признакам:
У некоторых детей воображение проявляется уже в 2-3 года без специального обучения в этом направлении. Другим даже в более позднем возрасте не помогают специальные приемы. Психологи в этой связи высказывают гипотезу об определенной врожденности воображения. Однако у людей, которые обладают воображением и заняты творческой деятельностью, наблюдается улучшение качественных характеристик процессов воображения. Это говорит о возможности развивать воображение.
Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла – в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка – в ласкового друга.
В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.
От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения. При этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.
Школьный период характеризуется
бурным развитием воображения, обусловленным
интенсивным процессом
Индивидуальные особенности
Воображение и эмоции.
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, – классическая форма воображения.