Сущность и виды воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Восприятие дает отражение актуальной объективной действительности, то есть той объективной действительности, с которой мы в данный момент взаимодействуем. Память также предоставляет отражение объективной действительности, однако лишь постольку, поскольку мы взаимодействовали с ней в прошлом. Одним словом, обе эти функции — и восприятие, и память — дают отражение независимой от нас объективной действительности, однако первая отражает лишь те стороны действительности, что воздействуют на нас в настоящем, а вторая — те, что воздействовали в прошлом.

Содержание

Введение………………………….

Сущность и виды воображения……..
Функции воображения………
Специфические функции воображения…….
Механизмы воображения……
Развитие воображения………
Воображение и эмоции……..
Воображение и интересы………..
Воображение и талантливость……….

Заключение………………
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

воображение.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Воображение и чувства (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выгодский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «…всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству»… Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л.С. Выгодским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением этих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Известно, как дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленным конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

 

Воображение и интересы.

 

Воображение тесно  связано с интересами. Интерес  можно определить как эмоциональное  проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы имеют  большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются  в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка  очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что  для дошкольника и школьника  вообще характерно познавательное отношение  к миру.

Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.

 

Воображение и талантливость.

 

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это  не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая  деятельность развивает чувства  детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму  положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного  результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники  младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Особое значение творческая деятельность имеет для  одаренных и талантливых детей. Одаренность – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и  талант тесно связаны с опережающим  развитием. Такие дети отличаются более  высокими результатами по сравнению  со своими сверстниками. И достигают  этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью  к окружающему миру.

Развитая способность  воображения, типичная для детей  младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие  сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием.

Личность ребенка  формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая  обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые  ситуации и реализуя их, ребенок  формирует у себя целый ряд  личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта – образ желаемого будущего.

Подросток мечтает  о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые  сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т.е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего. В мечте заложено активное начало для развития личности подростка.

Воображение значимо  в личностном плане и для взрослых. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

При помощи воображения человек  отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Воображение играет в жизни человека значительно большую роль, чем  иногда это осознается. Без воображения  немыслима творческая деятельность. Революционные преобразования в России, осуществленные в 1917 г. большевиками, сопровождались не только чисто теоретическими разработками, но и связывались образами «завтрашнего дня». Модернизм в искусстве, угроза надвигающейся экологической планетарной катастрофы – все это плоды человеческой способности к воображению. «То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении», – подметил английский поэт и художник У. Блейк.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

  1. В.М. Козубовский Общая психология: Познавательные процессы. Учебное пособие. – Минск, 2008.
  2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1989.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
  4. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – Питер, 2004

 

 




Информация о работе Сущность и виды воображения