Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:04, контрольная работа
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.[5]
Введение
Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее, чем человеческое общение. В нем – источник радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда не бывает один. Даже общение с машиной, по сути дела - опосредованное общение с ее создателями. Нет профессии, которая не требовала бы общения.
Общение – сложный процесс
взаимодействия между людьми, заключающийся
в обмене информации, а также в
восприятии и понимании партнёрами
друг друга. Субъектами общения являются
живые существа, люди. В принципе
общение характерно для любых
живых существ, но лишь на уровне человека
процесс общения становится осознанным,
связанным вербальными и
Именно в процессе общения
усваивается опыт, накапливаются
знания, формируются практические умения
и навыки, вырабатываются взгляды
и убеждения. Только в процессе общения
формируются духовные потребности,
морально – политические и эстетические
чувства, складывается характер. Общение
порождается социальными, общественными
и другими потребностями
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.[6]
Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
Главной задачей контрольной
работы является определить категорию
общения в психологической
Глава 1.Понятие общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает
на вопрос «Ради чего существо вступает
в акт общения?». Здесь имеет
место тот же принцип, что уже
упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения
не выходят обычно за рамки актуальных
для них биологических
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и персептивную.
Коммуникация – процесс обмена информации. В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.
К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.
К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.
Персептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.
Интерактивная сторона общения
проявляется не только через обмен
информацией, но и через усилия людей
по организации совместных действий,
позволяющих партнерам
Глава 2.Основные функции
Под словом функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.[5]
Известны различные подходы
к классификации функций
Выделяют следующие функции:
общение является формой существования
и проявления человеческой сущности,
оно играет в коллективной деятельности
людей коммуникативно-
представляет собой важнейшую
жизненную потребность
Перечисленные функции, учитывая
их интегральный характер, являются теми
факторами, которые показывают существенно
весомее роль общения для человека,
чем просто передача информации. И
знание этих интегральных функций, которые
выполняет общение в процессе
индивидуального развития человека,
дает возможность выявить причины
отклонений, нарушений процесса взаимодействия,
неполноценной структуры и
Значительная часть
Так, Б.Ломов выделяет в
общении три функции: информационно-коммуникативную
(заключается в любом обмене информацией),
регуляционно-коммуникативную (регуляция
поведения и регуляция
Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).
Вторая функция - регуляционно-коммуникативная
- заключается в регуляции
При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.
Третья функция - аффективно-коммуникативная
- характеризует эмоциональную
Можно привести другую, немного
подобную предыдущей, классификацию
– четырех элементную модель (А.
Реан), в которой общение образует
: когнитивно-информационный (прием
и передача информации), регулятивно-поведенческий
(заостряет внимание на особенностях
поведения субъектов, на взаимной регуляции
их действий), аффективно-эмпатический
(описывает общение как
Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения за счет их уточнения. В частности А. Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.
Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
установления отношений -
осознание и фиксирование своего
места в системе ролевых, статусных,
деловых, межличностных и других
связей, в которых предстоит
осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Среди функций общения
ученые выделяют также социальные.
Основная из них связана с управлением
общественно-трудовыми
В образовании сообщества
заключается еще одна функция
общения, которая направлена на поддержку
социально-психологического единства
в группах и связана с
Изучение специфики
Социально-психологического
отражения. Общение возникает как
результат и как форма