Сущность понятие и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:04, контрольная работа

Краткое описание

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.[5]

Вложенные файлы: 1 файл

Пси.docx

— 30.15 Кб (Скачать файл)

 

Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена  группы с целью изменения или  сохранения на том же уровне его  поведения, действий, состояния, общей  активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений. Регулятивная функция позволяет организовать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность;

 

Познавательную. Названая функция  заключается в том, что в результате систематических контактов в  ходе совместной деятельности члены  группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения  поставленных перед ними задач. Овладение  соответствующими умениями и навыками, возможна компенсация недостаточных  знаний у отдельных членов группы и достижение ими необходимого взаимопонимания  обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании  с функцией социально-психологического отображения;

 

Экспрессивную. Различные  формы вербального и невербального  общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена  группы часто вопреки логике и  требованиям совместной деятельности. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому  члену группы. Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования  может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений  и даже к конфликтам;

 

Социального контроля. Способы  решения задач, определенные формы  поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный  характер, их регламентация посредством  групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий. Для поддержки согласованности  и организованности групповой деятельности используются различные формы социального  контроля. Межличностное общение  в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что  не только одобрение или осуждение  воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания  или поощрения. Нередко и отсутствие общения может восприниматься как  та или иная санкция;

 

Социализации. Эта функция - одна из важнейших в работе субъектов  деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими  людьми. Хотя умение быстро оценить  собеседника, ориентироваться в  ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации  человека, еще большее значение имеют  умение действовать в интересах  группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

 

Анализ особенностей общения  в сфере деловых взаимоотношений  также указывает на его многофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

 

1.        инструментальная  функция характеризует общение  как социальный механизм управления, что дает возможность получить  и передать информацию, необходимую  для осуществления определенного  действия, принятия решения и  т.п.;

 

2.        интегративной  - используется как средство объединения  деловых партнеров для совместного  коммуникативного процесса;

 

3.        функция  самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный  интеллект и психологический  потенциал; 

 

4.        трансляционная - служит для передачи конкретных  способов деятельности, оценок, мнений  и др.;

 

5.        функция  социального контроля призвана  регламентировать поведение, деятельность, а иногда (когда речь идет о  коммерческой тайне) и языковые  акции участников делового взаимодействия;

 

6.        функция  социализации способствует развитию  навыков культуры делового общения;  с помощью экспрессивной функции  деловые партнеры пытаются выразить  и понять эмоциональные переживания  друг друга. 

 

В. Панферов считает, что основные функции общения часто характеризуют, не прибегая к анализу функций  человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятельности, что приводит к  потере объективных основ их классификации. Анализируя классификацию функций  общения, предложенную Б. Ломовым, исследователь  ставит вопрос: «Исчерпывающими являются ряды функций по их количеству? Как  много может быть таких рядов? О какой основной классификации  может идти речь? Как разные основы связаны между собой?»

 

Пользуясь, случаем, напомним, что Б. Ломов выделил два ряда функций общения с различными основаниями. Первый из них включает три класса известных уже функций - информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную  и аффективно-коммуникативную, а  второй (по другой системе оснований) - охватывает организацию совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных  отношений.

 

Отвечая на первый поставленный вопрос, В. Панферов среди основных функций общения выделяет шесть: коммуникативную, информационную, когнитивную (познавательная), эмотивную (ту, что  вызывает душевные переживания) , конативную (регуляцию, координацию взаимодействия), креативную (преобразовательная).

 

Все приведенные функции  трансформируются в одну главную  функцию общения - регуляторную, которая  проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической  регуляции поведения людей в  их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует  рассматривать как одно из оснований  для классификации всех других функций  человека как субъекта общения.[3]

 

Глава 3.Основные виды общения

 

Различают вербальное, невербальное и паравербальное общение. Вербальное общение является наиболее исследованной  разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный  способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’  сообщение, созданное с помощью  любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится  как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый  ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в  спортивных состязаниях и т.п. Речевая  сторона коммуникации имеет сложную  многоярусную структуру (от дифференциального  признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили  и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и  другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной  лингвистике иногда говорят: поля) возможных  средств речевой и неречевой  коммуникации те средства, которые  нам кажутся наиболее подходящими  для выражения наших мыслей в  данной ситуации. Это – социально  значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен. В речевой  коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками  для обозначения предметов или  классов предметов. Говоря, используя  слова в коммуникации, мы создаем  целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре (примеры: establishment, авось, партия) это особенно хорошо видно при попытке перевести  высказывания с этими словами. Иногда иностранцу приходится читать целую  лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем он начнет правильно понимать и употреблять даже кажущиеся  схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые  лексемы имеют разную культурную, и следовательно, коммуникативную  ценность (хлеб, деньги). Внутри одной  культуры также можно увидеть  различия в употреблении слов (однозначный). Невербальное общение — это форма  общения без  использования речи, как таковой, то есть с помощью  жестов, движений, мимики, эмоционального окраса голоса, взмахов и символов. По действиям человека, его реакции, мимике, походке несложно сложить  представление о его нраве, о  манере себя вести, о его оценке происходящих событий. Проиллюстрированные случаи — только малая доля того, что можно узнать, присматриваясь к поведению людей, и изучив все о невербальном общении. Не стоит также забывать и о собственном поведении. Не избегайте символов симпатии, но и не выказывайте смущенности и нерешимости. Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).[2]

 

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

 

Различают межличностное  и массовое общение. Межличностное  общение связано с непосредственными  контактами людей в группах или  парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество  непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

 

Выделяют также межперсональное  и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые  раскрываются по ходу общения и организации  совместных действий. В случае ролевой  коммуникации ее участники выступают  как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

 

В ролевом общении человек  лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью.

 

В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.

 

Общение может быть доверительным  и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо  значимая информация. Доверительность  – существенный признак всех видов  общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется  взаимным противостоянием людей, выражениями  неудовольствия и недоверия.

 

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это  обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс  взаимодействия людей, выполняющих  совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

 

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние  периоды развития цивилизации возникают  различные виды опосредованного  общения. Опосредованное общение –  это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).[4]

 

Заключение

 

Общение — специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

 

Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями  человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления  процесса совместной деятельности.

 

Под целью общения понимается то. ради чего люди вступают в общение.

 

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для  их классификации. Общение чрезвычайно  многогранно, и оно может быть различных видов

 

Феномены общения чрезвычайно  многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию  видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое – либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или  функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь  несправедливо незамеченными. Поэтому  большинство их существующих типологий  общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

 

Дальнейшее развитие общения  можно представить как постепенное  накопление человеком культуры общения  на основе рефлексии, обратной связи  и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.


Информация о работе Сущность понятие и виды общения