Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:04, контрольная работа
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.[5]
Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений. Регулятивная функция позволяет организовать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность;
Познавательную. Названая функция заключается в том, что в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач. Овладение соответствующими умениями и навыками, возможна компенсация недостаточных знаний у отдельных членов группы и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально-психологического отображения;
Экспрессивную. Различные
формы вербального и
Социального контроля. Способы
решения задач, определенные формы
поведения, эмоционального реагирования
и отношений имеют нормативный
характер, их регламентация посредством
групповых и социальных норм обеспечивает
необходимую целостность и
Социализации. Эта функция
- одна из важнейших в работе субъектов
деятельности. Приобщаясь к совместной
деятельности и общения, члены группы
осваивают коммуникативные
Анализ особенностей общения
в сфере деловых
1. инструментальная
функция характеризует общение
как социальный механизм
2. интегративной
- используется как средство
3. функция
самовыражения помогает
4. трансляционная
- служит для передачи
5. функция
социального контроля призвана
регламентировать поведение,
6. функция
социализации способствует
В. Панферов считает, что основные
функции общения часто
Пользуясь, случаем, напомним, что Б. Ломов выделил два ряда функций общения с различными основаниями. Первый из них включает три класса известных уже функций - информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, а второй (по другой системе оснований) - охватывает организацию совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.
Отвечая на первый поставленный вопрос, В. Панферов среди основных функций общения выделяет шесть: коммуникативную, информационную, когнитивную (познавательная), эмотивную (ту, что вызывает душевные переживания) , конативную (регуляцию, координацию взаимодействия), креативную (преобразовательная).
Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.[3]
Глава 3.Основные виды общения
Различают вербальное, невербальное
и паравербальное общение. Вербальное
общение является наиболее исследованной
разновидностью человеческой коммуникации.
Кроме этого, это наиболее универсальный
способ передачи мысли. На вербальный
человеческий язык можно ‘перевести’
сообщение, созданное с помощью
любой другой знаковой системы. Например,
сигнал красный свет переводится
как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’;
поднятый вверх палец, прикрытый
ладонью другой руки, как ‘прошу
дополнительную минуту перерыва’ в
спортивных состязаниях и т.п. Речевая
сторона коммуникации имеет сложную
многоярусную структуру (от дифференциального
признака фонемы до текста и интертекста)
и выступает в различных
Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное
и массовое общение. Межличностное
общение связано с
Выделяют также
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным
и конфликтным. Первое отличается тем,
что в его ходе передается особо
значимая информация. Доверительность
– существенный признак всех видов
общения, без чего нельзя осуществлять
переговоры, решать интимные вопросы.
Конфликтное общение
Общение может быть личным
и деловым. Личное общение – это
обмен неофициальной
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).[4]
Заключение
Общение — специфическая
форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества,
в общении реализуются
Общение порождается социальными,
общественными и другими
Под целью общения понимается то. ради чего люди вступают в общение.
Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Общение чрезвычайно многогранно, и оно может быть различных видов
Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое – либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.
Дальнейшее развитие общения
можно представить как