Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:54, реферат
Процесс научного познания неизменно идет по одному и
тому же пути — от изучения внешних проявлений исследуе
мого предмета (от феноменологии) к постижению его внут
ренней сущности и природы. По сути, это движение от фор
мы к содержанию. Если форма может быть чувственно
воспринята, то содержание постигается чаще всего интеллек
туально, ибо увидеть сущность нельзя. Таким образом опре
деляется не только направление научного познания, но и ост
рый драматизм этого процесса, так как форма и содержание,
несмотря на тесную связь никогда не совпадают. В противном
случае необходимость в науке отпала бы сама собой.
СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА
НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ
Процесс научного познания неизменно идет по одному и
тому же пути — от изучения внешних проявлений исследуе
мого предмета (от феноменологии) к постижению его внут
ренней сущности и природы. По сути, это движение от фор
мы к содержанию. Если форма может быть чувственно
воспринята, то содержание постигается чаще всего интеллек
туально, ибо увидеть сущность нельзя. Таким образом опре
деляется не только направление научного познания, но и ост
рый драматизм этого процесса, так как форма и содержание,
несмотря на тесную связь никогда не совпадают. В противном
случае необходимость в науке отпала бы сама собой.
Говоря о том, что специальная психология занимается изу
чением процесса развития в неблагоприятных условиях, ко
торые способны приводить к изменению его параметров, мы
с необходимостью должны поставить вопрос о сущностной
природе самого феномена нарушенного развития. Без преуве
личения можно сказать, что это один из центральных вопро
сов теории специальной психологии, ибо постижение сущно
сти составляет смысл любой науки. Тем не менее важно под
черкнуть, что данная проблема становится актуальной лишь в
самое последнее время. Во многом это оправдывается своеоб
разием развития специальной психологии, постепенно пере
ходящей от феноменологического уровня познания к объяс
нительному. Кроме того, как уже отмечалось, данная наука
108 Глава 8. Сущность феномена нарушенного развития
начинала свое становление как многоотраслевая дисципли
на, занимаясь изучением отдельных видов достаточно грубых
отклонений в развитии. Взятые порознь, эти отклонения вы
глядят столь очевидно, что не нуждаются ни в каком сущнос
тном определении. В дальнейшем, по мере расширения диа
пазона расстройств, многие из которых носят смазанный,
пограничный характер, все больше стала осознаваться необ
ходимость выявления того общего, что есть между ними. Во
многом этому процессу способствовало то обстоятельство, что
среди детей с проблемами в развитии резко увеличилось чис
ло сложных аномалий, сочетающих в себе несколько наруше
ний одновременно. Кроме того, все чаще и чаще проявлялась
известная общность системных нарушений при разных вари
антах отклоняющегося развития.
Дать сущностное определение феномена нарушенного раз
вития весьма сложно, ибо между интуитивно-эмпирическим
и категориальным уровнями познания всегда было определен
ное противоречие. Так, хорошо известно, что мы без специ
ального обучения отличаем живые существа от неживых. На
интуитивно-эмпирическом уровне в данном случае не возни
кает никаких затруднений. Но переходя на категориальную
ступень, пытаясь сформулировать некоторые обобщения в от
ношении того, чем живое отличается от неживого, мы стал
киваемся с одним из сложнейших вопросов современной био
логии. Аналогичная ситуация складывается практически в
любой науке, специальная психология в этом смысле не со
ставляет исключения.
Выделяя существенные характеристики феномена нару
шенного развития, разные авторы предлагают чаще всего не
его дефиниции, а разнообразные названия, фиксирующие, с
их точки зрения, наиболее важные отличительные признаки
отклоняющегося развития в сравнении с нормальным. Совре
менный словарь подобных названий весьма богат и имеет яв
ную тенденцию к расширению. В качестве примера приведем
лишь несколько терминов (помимо употребляемых нами сло
восочетаний «отклоняющееся» и «нарушенное» развитие).
109 Специальная психология
В специальной психологии и коррекционной педагогике
используются такие понятия, как аномальное развитие, ненор
мальное развитие, ненормативное развитие, анормальное разви
тие, ограниченное развитие, нестандартное развитие, отстава
ние в развитии, стесненное развитие, недостаточное развитие,
негармоничное развитие, субнормальное развитие, а также не
которые иные словосочетания: дети с ограниченными возмож
ностями в развитии, дети с проблемами в развитей, особый ребе
нок и многое другое. В приведенных примерах хотя и фикси
руются различные характеристики дизонтогенеза, но чаще
всего они не раскрываются в форме развернутого определе
ния. В лучшем случае авторы ограничиваются конкретными
ссылками, иллюстрирующими то или иное понятие. Если все
же отвлечься от смыслового многообразия перечисленных тер
минов, то нетрудно заметить, что все они в некотором роде
относительны. Иначе говоря, они акцентируют разные сто
роны процесса становления психики в сравнении с его нор
мальным течением, которое интуитивно воспринимается как
нечто самоочевидное. Но понятие нормальное развитие (как и
нарушенное) также нуждается в обобщенном определении.
В противном случае, мы не сможем раскрыть сущность откло
нений.
Приведенная дихотомия: нормальное — нарушенное раз
витие представляет собой лишь частный случай более широ
кой и сложной проблемы «норма — патология». Это одна из
острейших проблем современного человекознания, по свое
му содержанию выходящая далеко за пределы медицины. Ее
можно обозначить как мультидисциплинарную. Острый дис
куссионный характер данной проблемы проявляется в много
численных вариантах ее решения, каждый из которых имеет
как свои достоинства, так и явные недостатки.
Очень часто понятие норма определяется как состояние,
при котором индивид не проявляет признаков патологии.
Последняя характеризуется как нарушение состояния нормы.
На'наш взгляд, такой подход не нуждается в особых коммен
тариях.
110 Специальная психология
как подход описательных критериев. В данном случае выде
ляются одновременно несколько признаков психического
здоровья, что, по сути, принципиально отличает такое виде-
ние от вышерассмотренных, где в центре внимания иссле
дователей неизменно находились критерии психической па
тологии. Безусловно, гуманистический подход в оценке и
понимании свойств психически здорового индивида во мно
гом произволен и отражает субъективные авторские предпоч
тения. В предлагаемых перечнях критериев не указывается,
какие из них обязательны, а какие факультативны. Как, впро
чем, не всегда ясна и необходимая степень выраженности тех
или иных свойств. В качестве примера, иллюстрирующего
данный подход, приведем наиболее обобщенные характери
стики психического здоровья, чаще всего встречающиеся у
разных исследователей.
Г. С. Никифоров разделил все многообразие критериев на
несколько групп по видам проявлений психических феноме
нов — психические процессы, состояния и свойства лично
сти. В первой чаще других называются: максимальное при
ближение субъективных образов к отражаемым объектам
действительности, адекватное восприятие самого себя, спо
собность к концентрации внимания на предмете, удержание
информации в памяти, способность к ее логической обработ
ке, критичность мышления, креативность, дисциплина ума.
В сфере психических состояний выделяют эмоциональную ус
тойчивость, зрелость чувств, соответствующую возрасту, спо
собность контролировать негативные эмоции, свободное и ес
тественное проявление эмоций и др. К критериальным свой
ствам личности в данном контексте относят: оптимизм,
нравственность, адекватный уровень притязаний, чувство дол
га, уверенность в себе, доброжелательность, трудолюбие, са
моуважение, энергичность, активность, целеустремленность
и пр. Перечисление можно продолжить без особого труда. Сле
дует, однако, отметить, что представленные критерии фикси
руют уже сформированные свойства индивида, ничего не го
воря о процессе их становления, в частности в рамках систе-
114 Глава 8. Сущность феномена нарушенного развития
мы обучения и воспитания. Кроме того, они также нуждают
ся в определении (что под ними следует понимать).
Наиболее сильной стороной гуманистического подхода
является, как мы уже говорили, его позитивная ориентация и
использование субъективных критериев наряду с объективны
ми. Именно в таком русле формулируется понятие здоровья в
уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье —
это такое состояние человека, которому свойственно не только
отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное фи
зическое, душевное и социальное благополучие.
В последние десятилетия, особенно в рамках клинической
психологии, активно развивается уровнево-типологический
подход в решении проблемы «норма — патология». Основы
ваясь на критериях эффективности социального и биологи
ческого функционирования человека, В. Н. Мясищев выде
лял четыре соответствующих типа: 1) тип социально и биоло
гически полноценный, 2) социально полноценный при
биологической недостаточности, 3) биологически полноцен
ный при социальной недостаточности, 4) социально и биоло
гически неполноценный тип.
Продолжая эту традицию, Б. С. Братусь рассматривает фе
номен здоровья как неоднородное и многоуровневое образо
вание. Высшая его ступень — нравственное самосознание лич
ности, представляющее собой внутреннюю регуляцию внеш
него социального поведения человека. Более низкий уровень
связан с собственно отражательной, когнитивной деятельно
стью человека; он обозначается как психологический. И на
конец, третий уровень выступает как материальная база пси
хической деятельности, ее биологический фундамент.
На основании выделенных уровней организации бытия
человека строятся представления о его здоровье. «Высший
уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или
уровень личностного здоровья, который определяет качество
смысловых отношений человека... Следующий уровень — уро
вень индивидуально-психологического здоровья, оценка ко
торого зависит от способностей человека построить адекват-
115 Специальная психология
ные способы реализации смысловых устремлений. Наконец,
уровень психофизиологического здоровья, который опреде
ляет особенности внутренней мозговой, нейрофизиологиче
ской организации актов психической деятельности.» (Бра-
тусъ Б. С. Аномалии личности. М., 1988, с. 72). Каждая из
перечисленных ступеней имеет свои собственные закономер
ности развития и функционирования и, несмотря на тесное
единство с другими, обладает определенной автономией.
Дальнейший ход размышлений вполне ясен. Как указыва
ет Б. С. Братусь, психическое здоровье может страдать на одних
уровнях при относительной сохранности других. В рамках дан
ной модели соотношение нормы и патологии предстает в виде
многочисленных переходных вариантов, расположенных меж
ду двумя крайними полюсами, на одном из которых находят
ся состояния, характеризующиеся устойчивым функциониро
ванием на всех трех уровнях, на другом — состояния дефици
та функционирования на тех же обозначенных уровнях. Таким
образом, идея пограничных состояний наполняется конкрет
ным содержанием. Тем не менее и здесь не вполне понятны
критерии адекватной деятельности отдельных ступеней как
таковых. Не случайно автор обозначает свой подход не иначе
как рабочей гипотезой, нуждающейся в дальнейшей про
работке.
Мы рассмотрели лишь несколько наиболее распространен
ных подходов к решению проблемы «норма — патология», но
и этого вполне достаточно, чтобы убедиться в ее чрезвычай
ной сложности. Из этого следует, что понятие «нарушенное
развитие» не является чем-то самоочевидным и нуждается в
серьезном теоретическом анализе. Как уже указывалось, это
понятие относительное. Всякая трактовка отклоняющегося
развития подразумевает наличие некой точки отсчета, более
или менее определенного представления о том, каков должен
быть процесс нормального развития или развития вообще как
такового. Но в современной психологии не существует еди
ного понимания природы, механизмов, условий и сущности
онтогенеза психики. Психология развития представлена мно-
116 Специальная психология
своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих
его социально-психологическую адаптацию, включение в обра
зовательное пространство и дальнейшее профессиональное са
моопределение» (Основы специальной психологии / Под ред.
Л. В. Кузнецовой. М., 2002, с. 10). Всесторонняя полнота дан
ного определения не нуждается в особом акценте, но и не из
бавляет от необходимости некоторых комментариев.
Совершенно справедливо относя нарушения в развитии к
особым состояниям, авторы недвусмысленно дают понять, что
речь идет об их особом качестве. Но это качество характери
зуется через замедление или выраженное своеобразие психо
социального развития. Подобное утверждение не вполне точ
но и несколько абстрактно. Последнее касается указания на
выраженное своеобразие, содержание которого остается
неразвернутым, не говоря уже о том, что индивидуальное раз
витие любого ребенка неповторимо и своеобразно. Именно
поэтому данные признаки не могут выступать в качестве ха
рактеристик нарушенного развития, без ссылки на его содер
жательные особенности. Кроме того, замедление темпов раз