Сущность феномена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:54, реферат

Краткое описание

Процесс научного познания неизменно идет по одному и
тому же пути — от изучения внешних проявлений исследуе­
мого предмета (от феноменологии) к постижению его внут­
ренней сущности и природы. По сути, это движение от фор­
мы к содержанию. Если форма может быть чувственно
воспринята, то содержание постигается чаще всего интеллек­
туально, ибо увидеть сущность нельзя. Таким образом опре­
деляется не только направление научного познания, но и ост­
рый драматизм этого процесса, так как форма и содержание,
несмотря на тесную связь никогда не совпадают. В противном
случае необходимость в науке отпала бы сама собой.

Вложенные файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА.docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

вития, являясь весьма распространенным симптомом дизон­

тогенеза, не всегда обязательно. В ряде случаев ускоренные

темпы также могут говорить о нестандартном характере фор­

мирования психики. Более того, следует особо подчеркнуть,

что скорость развития — понятие историческое и культураль-

ное. То, что признается в одно время и в одной культуре за

нормальный темп, в другое время и в другой культуре может

быть расценено как отставание от нормы. То же в равной сте­

пени можно сказать и о других признаках, приводимых в ана­

лизируемой нами дефиниции — трудности в социально-пси­

хологической адаптации, включение в образовательное про­

странство и в профессиональное самоопределение. Все они в

разной степени присущи различным вариантам нарушенного

развития. Но не являются исключением и для случаев нормы;

характер их многообразен, поэтому если они выступают в ка­

честве признаков аномалии, то должны быть содержательно

охарактеризованы.

120 Глава 8. Сущность феномена  нарушенного развития 

Наиболее точную и емкую дефиницию сущности нарушен­

ного развития в современной специальной психологии дают

Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. С точки зрения этих авторов,

«любое отклонение отдельной функции или системы психических

функций от программы развития вне зависимости от знака этого

изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание), выхо­

дящее за пределы социально-психологического норматива, оп­

ределяемого для данной образовательной, социокультурной или

этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рас­

сматривать как отклоняющееся развитие данной функции или

системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий по­

добные феномены, должен быть отнесен к категории детей с от­

клонениями в развитии» (Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблем­

ные дети. М., 2000, с. 19).

Комментируя данное определение, обратим внимание на

одну небезынтересную его особенность — весьма большой

объем. Это вполне типично для сущностных определений в

любой науке; это свидетельствует о чрезвычайной сложности

исследуемого объекта. Приведенная нами дефиниция, при

всей ее многогранности, имеет свои недостатки. Прежде все­

го, нетрудно заметить ее тавтологичность. Отклоняющееся

развитие определяется через отклонение отдельных функций

и систем психологических функций. В качестве точки отсчета

берется некая программа развития — понятие хоть и яркое,

но неопределенное. Скорее всего, речь здесь идет о средне­

статистической тенденции, как протекает процесс развития у

большинства детей. Об ограниченности этого подхода мы уже

говорили выше. Он дополняется введением знаков «+» и «-»

(быстрее и медленнее). Но при этом упускается из  виду то,

что темповые характеристики развития сами являются про­

изводными величинами, они выступают как следствия не ука­

занных в определении причин. Наконец, авторы используют

культурно-релятивный подход, что делает настоящую дефи­

ницию более гибкой, но сами феномены нарушенного разви­

тия при этом приобретают весьма относительный характер в

зависимости от типа культуры, этнических традиций, исто-

121 Специальная психология 

рической эпохи, системы образования и т. д. Тем не менее по­

мимо выраженных относительных характеристик данные фе­

номены обладают устойчивыми абсолютными свойствами,

не зависимыми от социокультурных факторов. В противном

случае весьма трудно объяснить возникновение практики обу­

чения и воспитания лиц с отклонениями в развитии в разных

культурах.

Представленный комментарий лишний раз подчеркивает

сложность и неоднозначность феноменологии и сущности

нарушений процесса психического развития. В свою очередь,

мы предлагаем собственное определение этого явления. С на­

шей точки зрения, отклоняющееся развитие следует понимать

как обычное развитие, протекающее в необычных (неблагопри­

ятных) условиях, патогенная сила которых превосходит компен­

саторные возможности индивида, не нарушая при этом целост­

ности психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованное™.

Вследствие этого относительно устойчиво изменяются парамет­

ры и стороны микрогенеза (когнитивные, эмоциональные, регу-

ляторные), что приводит к трансформациям в процессе возраст­

ного развития. Это прежде всего проявляется в замедлении про­

цесса социализации, то есть в усвоении культурно-исторического

опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного разви­

тия нуждаются в специальной медико-социальной и психолого-

педагогической помощи.

Исходя из настоящего определения феномена нарушенно­

го развития, мы не можем отнести его к категории патологии,

ибо в случаях дизонтогенеза изменения касаются лишь фор­

мально-динамических сторон процесса психического разви­

тия. Содержательно-сущностная сторона психических явле­

ний (отражательная природа психики) и последовательности

их формирования остается принципиально неизменной. Бе­

зусловно, предложенная нами дефиниция отнюдь не окон­

чательна и безупречна. Скорее это рабочее определение, на

основе которого только еще предстоит разработать дифферен­

циальные критерии нарушенного развития, в основу чего,

с нашей точки зрения, должны быть положены следующие

122 Глава 8. Сущность феномена  нарушенного развития 

идеи. Прежде всего, отсутствие жесткой границы между нор­

мальным к нарушенным развитием — идея континуума. Та­

кая граница может быть весьма подвижной. Нормальное раз­

витие, как и нарушенное, многоварнантно. Важной теорети­

ческой составляющей с этих позиций становится идея

многоуровневого подхода в оценке характера развития. И на­

конец, поиск объективных критериев должен быть дополнен

критериями субъективными


Информация о работе Сущность феномена