Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:54, реферат
Процесс научного познания неизменно идет по одному и
тому же пути — от изучения внешних проявлений исследуе
мого предмета (от феноменологии) к постижению его внут
ренней сущности и природы. По сути, это движение от фор
мы к содержанию. Если форма может быть чувственно
воспринята, то содержание постигается чаще всего интеллек
туально, ибо увидеть сущность нельзя. Таким образом опре
деляется не только направление научного познания, но и ост
рый драматизм этого процесса, так как форма и содержание,
несмотря на тесную связь никогда не совпадают. В противном
случае необходимость в науке отпала бы сама собой.
вития, являясь весьма распространенным симптомом дизон
тогенеза, не всегда обязательно. В ряде случаев ускоренные
темпы также могут говорить о нестандартном характере фор
мирования психики. Более того, следует особо подчеркнуть,
что скорость развития — понятие историческое и культураль-
ное. То, что признается в одно время и в одной культуре за
нормальный темп, в другое время и в другой культуре может
быть расценено как отставание от нормы. То же в равной сте
пени можно сказать и о других признаках, приводимых в ана
лизируемой нами дефиниции — трудности в социально-пси
хологической адаптации, включение в образовательное про
странство и в профессиональное самоопределение. Все они в
разной степени присущи различным вариантам нарушенного
развития. Но не являются исключением и для случаев нормы;
характер их многообразен, поэтому если они выступают в ка
честве признаков аномалии, то должны быть содержательно
охарактеризованы.
120 Глава 8. Сущность феномена нарушенного развития
Наиболее точную и емкую дефиницию сущности нарушен
ного развития в современной специальной психологии дают
Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. С точки зрения этих авторов,
«любое отклонение отдельной функции или системы психических
функций от программы развития вне зависимости от знака этого
изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание), выхо
дящее за пределы социально-психологического норматива, оп
ределяемого для данной образовательной, социокультурной или
этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рас
сматривать как отклоняющееся развитие данной функции или
системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий по
добные феномены, должен быть отнесен к категории детей с от
клонениями в развитии» (Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблем
ные дети. М., 2000, с. 19).
Комментируя данное определение, обратим внимание на
одну небезынтересную его особенность — весьма большой
объем. Это вполне типично для сущностных определений в
любой науке; это свидетельствует о чрезвычайной сложности
исследуемого объекта. Приведенная нами дефиниция, при
всей ее многогранности, имеет свои недостатки. Прежде все
го, нетрудно заметить ее тавтологичность. Отклоняющееся
развитие определяется через отклонение отдельных функций
и систем психологических функций. В качестве точки отсчета
берется некая программа развития — понятие хоть и яркое,
но неопределенное. Скорее всего, речь здесь идет о средне
статистической тенденции, как протекает процесс развития у
большинства детей. Об ограниченности этого подхода мы уже
говорили выше. Он дополняется введением знаков «+» и «-»
(быстрее и медленнее). Но при этом упускается из виду то,
что темповые характеристики развития сами являются про
изводными величинами, они выступают как следствия не ука
занных в определении причин. Наконец, авторы используют
культурно-релятивный подход, что делает настоящую дефи
ницию более гибкой, но сами феномены нарушенного разви
тия при этом приобретают весьма относительный характер в
зависимости от типа культуры, этнических традиций, исто-
121 Специальная психология
рической эпохи, системы образования и т. д. Тем не менее по
мимо выраженных относительных характеристик данные фе
номены обладают устойчивыми абсолютными свойствами,
не зависимыми от социокультурных факторов. В противном
случае весьма трудно объяснить возникновение практики обу
чения и воспитания лиц с отклонениями в развитии в разных
культурах.
Представленный комментарий лишний раз подчеркивает
сложность и неоднозначность феноменологии и сущности
нарушений процесса психического развития. В свою очередь,
мы предлагаем собственное определение этого явления. С на
шей точки зрения, отклоняющееся развитие следует понимать
как обычное развитие, протекающее в необычных (неблагопри
ятных) условиях, патогенная сила которых превосходит компен
саторные возможности индивида, не нарушая при этом целост
ности психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованное™.
Вследствие этого относительно устойчиво изменяются парамет
ры и стороны микрогенеза (когнитивные, эмоциональные, регу-
ляторные), что приводит к трансформациям в процессе возраст
ного развития. Это прежде всего проявляется в замедлении про
цесса социализации, то есть в усвоении культурно-исторического
опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного разви
тия нуждаются в специальной медико-социальной и психолого-
педагогической помощи.
Исходя из настоящего определения феномена нарушенно
го развития, мы не можем отнести его к категории патологии,
ибо в случаях дизонтогенеза изменения касаются лишь фор
мально-динамических сторон процесса психического разви
тия. Содержательно-сущностная сторона психических явле
ний (отражательная природа психики) и последовательности
их формирования остается принципиально неизменной. Бе
зусловно, предложенная нами дефиниция отнюдь не окон
чательна и безупречна. Скорее это рабочее определение, на
основе которого только еще предстоит разработать дифферен
циальные критерии нарушенного развития, в основу чего,
с нашей точки зрения, должны быть положены следующие
122 Глава 8. Сущность феномена нарушенного развития
идеи. Прежде всего, отсутствие жесткой границы между нор
мальным к нарушенным развитием — идея континуума. Та
кая граница может быть весьма подвижной. Нормальное раз
витие, как и нарушенное, многоварнантно. Важной теорети
ческой составляющей с этих позиций становится идея
многоуровневого подхода в оценке характера развития. И на
конец, поиск объективных критериев должен быть дополнен
критериями субъективными