Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 11:10, доклад
Границы младшeго шкoльнoгo вoзраста, сoвпадающие с периoдoм oбучeния в начальнoй школe, устанавливаются в настoящее время с 6-7 до 9—10 лет. Сoциальная ситуация развития: Внутренняя пoзиция учeника как челoвека, сoвершенствующего самого себя. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
- проведение развивающего эксперимента.
Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.
1.3 Способы развития творческого мышления в младшем школьном возрасте
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
П. Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Психологами установлено,
что развитие мышления человека неотделимо
от развития его языка. Поэтому важнейшая
задача в развитии творческого мышления
учащихся - обучение их умению словесно
описывать способы решения
А. Савенков, работающий
над исследованием
- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
- доминирование
развивающих возможностей
- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- ориентация
на интеллектуальную
- неприятие
конформизма, необходимо
- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
- стремление
к максимально глубокому
- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
- индивидуализация
- создание условий для
- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.
Так же выделяют три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:
1) индивидуализация образования;
2) исследовательское обучение;
3) проблематизация.
II Экспериментальные исследование психологических особенностей творческого мышления детей младшего школьного возраста
2.1 Организация
и методы исследования
Эмпирическую базу нашего
исследования составили учащиеся МОУ
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ полученных данных.
Исследования проводились в четыре этапа. На первом этапе (ноябрь 2011 — февраль 2011гг.) было проведено изучение, обобщение и анализ научно-методической литературы по проблеме особенностей творческого мышления детей младшего школьного возраста. На основе анализа изученных литературных источников сделан обзор литературы, представленный в первой главе данного исследования.
На втором этапе (март 2012 — апрель 2012 гг.) проведено тестирование младших школьников обучающихся в 3 классах.
На третьем этапе исследования (март 2013 — апрель 2013 гг.) проведено повторное тестирование обучающихся в 4 классах.
На четвертом этапе данной работы (апрель 2013 - май 2013гг.) была проведена статистическая обработка и анализ полученных результатов.
На втором этапе исследования в 2012 году для выявление последующей динамики развития творческих способностей младших школьников, нами был проведен ряд методик, а именно: методика «Кубика-Рубика», методика-прогрессивные матрицы Равена, краткий тест креативности Торренса (фигурная форма) и батарея тестов креативности Е. Туник (создана на базе креативных тестов Гилфорда). Тексты методик в Приложения
В нашей работе мы использовали батарею тестов Е.Туник и Торренса(см. Приложение 1).
Показатели по всем частям теста определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда:
1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответов.
4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
2.2 Анализ и
описание полученных
Результаты диагностики уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:
Уровни развития |
3 Б (2011-2012 уч.г.) |
4 Б (2012-2013 уч.г) | |
Наглядно-действенное мышление |
Очень высокий |
3 (9%) |
6 (19%) |
Высокий |
13 (41%) |
20 (62%) | |
Средний |
12 (37,5%) |
4 (12,5%) | |
Низкий |
4 (12,5 %) |
2 (6,5 %) | |
Очень низкий |
- |
- | |
Наглядно-образное мышление |
Очень высокий |
- |
6 (19%) |
Высокий |
15 (46,5%) |
17 (53%) | |
Средний |
13 (41%) |
7 (22%) | |
Низкий |
4 (12,5%) |
1 (3%) | |
Очень низкий |
- |
1 (3%) |
Уровни развития |
3 В (2011-2012 уч.г.) |
4 В (2012-2013 уч.г.+) | |
Наглядно-действенное мышление |
Очень высокий |
1 (3%) |
2 (7%) |
Высокий |
7 (23%) |
12 (40%) | |
Средний |
14 (46%) |
11 (36%) | |
Низкий |
4 (14%) |
4 (14%) | |
Очень низкий |
4 (14%) |
1 (3%) | |
Наглядно-образное мышление |
Очень высокий |
- |
3 (10%) |
Высокий |
5 (16%) |
10 (33%) | |
Средний |
15 (50%) |
10 (33%) | |
Низкий |
6 (20%) |
3 (10%) | |
Очень низкий |
4 (14%) |
4 (14%) |