Творческое воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 11:10, доклад

Краткое описание

Границы младшeго шкoльнoгo вoзраста, сoвпадающие с периoдoм oбучeния в начальнoй школe, устанавливаются в настoящее время с 6-7 до 9—10 лет. Сoциальная ситуация развития: Внутренняя пoзиция учeника как челoвека, сoвершенствующего самого себя. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретическая часть.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возраст связан с развитием интеллектуальных способностей. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

К концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники, социальная группа. Активно  формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения. Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. От степени и глубины личностных преобразований на данном возрастном этапе зависит насколько трудно или легко школьник преодолеет трудности подросткового периода.

 

1.2 Творческое  мышление: сущность и содержание

 

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают  с термином «креативность». В 60-х  годах XX в. толчком к выделению  этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения  уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

1) беглость мысли  - количество идей, возникающих в  единицу времени;

2) гибкость мысли  - способность переключаться с  одной идеи на другую;

3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых  взглядов;

4) любознательность - чувствительность к проблемам  в окружающем мире;

5) способность  к разработке гипотезы;

6) ирреальность - логическая независимость реакции  от стимула;

7) фантастичность - полная оторванность ответа  от реальности при наличии  логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность  решать проблемы, то есть способность  к анализу и синтезу;

9) способность  усовершенствовать объект, добавляя  детали;

10) и так далее.

Е. П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих  креативность:

- легкость - быстрота  выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число  переключений с одного класса  объектов на другой в ходе  ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного  ответа к однородной группе;

- точность выполнения  заданий.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной  психологии так же широко разрабатываются  проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И. Я. Лернер характеризует  творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают  субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность[27].

С точки зрения Д. Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти  за пределы заданной проблемы.

По В. Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное  с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого  мышления сводится, по Я. А. Пономареву, к интеллектуальной активности и  чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом[9].

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи  подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния  сознания.

Второй признак  творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого  мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике  как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением  сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации  и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

В качестве «ментальной  единицы» измерения творческого  мыслительного акта, «кванта» творчества, Я. А. Пономарев предлагает рассматривать  разность уровней, доминирующих при  постановке и решении задачи.

И. Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других[34].

Овладев этими  чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками  и усердием. Однако перечисленным  чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».

Д. Б. Богоявленской  была выделена (1983 г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

В. А. Крутецкий  структуру творческого мышления в математике представляет следующим  образом:

- способность  к формализованному восприятию  математического материала, схватывание  формальной структуры задач;

- способность  к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;

- способность  к совершенствованию процесса  математических рассуждений и  системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

- гибкость мыслительных  процессов в математической деятельности;

- стремление  к ясности, простоте, экономичности  и рациональности решения;

- способность  к быстрой и свободной перестройке  направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

- математическая  память (обобщенная память на  математические отношения, типовые  характеристики, схемы рассуждений  и доказательств, методы решения  задач и принципы перехода  к ним);

- математическая  направленность ума.

Так же к творческому  мышлению В. А. Крутецкий относит  следующие «не существенные»  компоненты: быстрота мыслительных процессов  как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Структура творческого  мышления представлена в формуле: «математическая  одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением  в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».

Итак, в отечественной  психологии исследования творческого  мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с  количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное  с созданием или открытием  принципиально нового субъективного  знания, с генерацией собственных  оригинальных идей.

Показателем, характеризующим  творческое мышление и на которые  я буду основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного  процесса - это переключение с одной  идеи на другую. Способность найти  несколько различных путей решения  одной и той же задачи.

Оригинальность - минимальная частота данного  ответа к однородной группе.

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип - средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Мы в своей  работе будем придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Однако и  в этом подходе существует несколько направлений. В. Н. Дружинин, В. И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления:

- отсутствие  регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца, регламентированного  поведения;

- наличие позитивного образца творческого поведения;

- создание условий  для подражания творческому поведению  и планированию проявлений агрессивного  и деструктивного поведения;

- социальное  подавление творческого поведения.

Они выделяют между  условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Идея эта по существу бихевиористская и заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности.

Дж. Вулвилл  и Р. Лоу развитие творческого  мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное  изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта.

П. Я. Гальперин разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

Идея социоактивного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными  точками зрения на вопросы и разными  стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего конфликта и неравновесия, что дает импульс творческому развитию индивида (В. Дуаз и Г. Мюньи).

Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления:

- влияние условий  воспитания и повседневной жизни;

Информация о работе Творческое воображение