Творческое воображение и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:35, реферат

Краткое описание

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Содержание

Введение 3
1. Творческое воображение 4
2. Виды творческого воображения 5
3. Творческое воображение и личность 8
4. Воображение и талантливость 12
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

творческое воображение и личность.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение                                                                                                                   3

1. Творческое воображение 4

2. Виды творческого воображения 5

3. Творческое воображение  и личность 8

4. Воображение  и талантливость 12

Заключение 15

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Воображение — это  важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек  не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и  произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления.

Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет  в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.

В формировании черт личности, выражающих отношение к себе и другим людям, большое значение имеет воображение.

В силе и яркости образов воображения проявляются типологические особенности Высшей Нервной Деятельности человека. Воображение – один из показателей, по которому И.П. Павлов относил людей к художественному или мыслительному типу.

 

 

1. Творческое воображение

 

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Образы творческого  воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:

1 – операции, посредством  которых формируются идеальные  образы;

2 – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственный данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной  диссоциации творческое воображение  немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

 

2. Виды творческого воображения

 

а) Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность.

Ошибочным является представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь другое воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.

Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. Непосредственно данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей части случайно; в нем далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие.

Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а  преобразует воспринимаемое. Суть этого  преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется ее основной рисунок. Продукт такого воображения дает часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.

 Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определенного идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а, скорее, по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обремененную случайными, лишенными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения.

Некоторые переживания, чувства людей – значимые факты  внутренней жизни – часто заслоняются  и затемняются в действительных условиях обыденной жизни. Творческое воображение художника в фантастическом рассказе, отклоняясь от действительности, преобразует различные ее стороны, подчиняя их внутренней логике этого переживания.

б) Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший  кислород, заявлял, что все великие  открытия, до которых «никогда не додумался  бы рассудительный медлительный и трусливый  ум», способны сделать лишь ученые, которые дают «полный простор своему воображению».

Участвуя вместе с мышлением  в процессе научного творчества, воображение  выполняет в нем специфическую  функцию, отличную от той, которую выполняет  в нем мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Иногда нужно преобразовать  наглядное содержание для того, чтобы  продвинуть разрешение проблемы; тогда  воображение вступает в свои права.

Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить  себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся условиям и дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.

Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение  в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения  совершенствовалось по мере того, как  создавались все более совершенные продукты воображения.

Не в меньшей мере, но лишь в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом и малом, в мирах и атомах, в неисчислимом многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, дает для развития воображения в своем роде не меньше, чем может дать и самое богатое воображение художника.

 

3. Творческое воображение  и личность

 

Воображение является существенным проявлением  личности.

Прежде всего, для характеристики личности и ее отношения к миру показательна степень легкости или трудности, с которой ей дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности.

Им трудно, даже мысленно сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить, чтобы что-нибудь было не так, как  обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и  рутины.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам личности прежде всего относится одухотворенность.

При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность; отношение человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты.

Способность видеть новое и прекрасное в повседневно окружающих людях  и предметах, не упускать за повторяющимися трудовыми обязанностями высоких целей, которым служит любой, даже самый скромный труд человека; оптимизм, умение тонко чувствовать комическое и трагическое, творческое отношение к труду, любовь к жизни, целеустремленность – все эти качества личности, самым тесным образом связанные с воображением и чувствами, определяют в целом одухотворенность как черту личности.

Под одухотворенностью  как чертой личности следует понимать ее общую позицию, которая позволяет человеку подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных повседневных условиях. 

Чертой, противоположной  одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот.

Одухотворенность же, как черта личности, может своеобразно  проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре.

Романтик – это, прежде всего оптимист, который смело, смотрит  в будущее и идет на встречу  ему. Во имя будущего он согласен и  внутренне готов переносить трудности, лишения, опасности. Он село берется за дело ради радостной жизни людей.

Романтик – натура деятельная, волевая. Это человек, у  которого идеи воплощаются в жизнь  через непосредственное участие  во всех делах. В эти дела романтики  вкладывают все свои силы и энергию.

Психологически для  романтизма прежде всего, свойственна прямая связь воображения с волевой сферой, с мужественным и стойким характером.

Поэтическая натура характеризуется  единством высоких чувств и воображения. Это проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способностей к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника-творца эстетических ценностей.

С мечтой как особым видом  воображения связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности.

Отрицательное отношение  к мечтательности следует объяснить  особенностью проявления этой черты в условиях классового общества, где у большинства его членов мечта не включалось в практическую деятельность, а сами мечтания становились основным содержанием психической деятельности человека.

Мечтательность становится положительным качеством личности, если она будет включена в деятельность, явится одним из побудителей ее и будет связана с волевыми качествами человека. В структуре активной, целенаправленной деятельности мечтательность следует оценивать так же, как роль мечты, полезной в жизни и деятельности человека.

Чертой характера человека, возникающей из особенностей его  воображения, является фантазерство. Для  фантазера характерно возникающее  незаметно для него самого искажение  фактов, он выдает желаемое за действительность, строит воздушные замки, сам веря в их существование.

Информация о работе Творческое воображение и личность