Творческое воображение и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:35, реферат

Краткое описание

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Содержание

Введение 3
1. Творческое воображение 4
2. Виды творческого воображения 5
3. Творческое воображение и личность 8
4. Воображение и талантливость 12
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

творческое воображение и личность.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Воображение является непременным  условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к  самому себе и другим людям. В языке  детей школьного возраста есть очень  меткое слово – «воображала», определяющее человека, который ведет себя не в соответствии со своими заслугами и положением.

Самооценка складывается, как известно, под влиянием оценки других людей. Но то, как поведет  себя человек в новом коллективе, в новых жизненных условиях, зависит  от воображения. Оно программирует в соответствии со сложившейся самооценкой поведение человека в новых условиях.

Чуткость в отношении  к людям, такт в подходе к ним  невозможны без воображения. Чтобы  быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека вообразить (представить себе) его душевное состояние в данный момент.

Тактичность предполагает способность представить, понять и  сопереживать настроения и чувства  другого человека – черта личности, тесно связанная с развитием  воображения. Существует заметная разница между теми, кто может понять и посочувствовать и теми, кто представляет и на основе созданного воображением образа переживает и сочувствует. В первом случае мы имеем дело с рациональным сочувствием, во втором – с эмоциональным.

Таким образом, в формировании черт личности, выражающих отношение к себе и другим людям, большое значение имеет воображение.

В силе и яркости образов  воображения проявляются типологические особенности Высшей Нервной Деятельности человека. Воображение – один из показателей, по которому И.П. Павлов относил людей к художественному или мыслительному типу.

 

 

4. Воображение и талантливость

 

Как уже известно, воображение  — это всегда создание нового в  результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество — это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Иногда людям более  зрелого возраста трудно представить  себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как  память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и  нравственные нормы различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.

Творчество развивает  и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие  дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т.д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации—все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и талант тесно связаны с опережающим  развитием. Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению  со своими сверстниками, и достигают  они этих результатов гораздо  легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокая чувствительность. Такие периоды психологи называют «сензитивными».

При помощи творчества и  воображения, естественно, ребенок  формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Занимаясь творчеством (для  чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует  у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение  включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает  такая форма воображения, как  мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о  том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые  сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой  нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Воображение значимо  в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

С возрастом большинство  из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.

 

 

Заключение

 

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике.

Ни один школьный предмет не может усваиваться  полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь  на свете, если бы люди не могли мечтать!!!

 

 

Список литературы

 

1. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 2000

2. Коршунова Л.С. Воображение  и его роль в познании. - Москва, 2009

3. Немов Р.С. «Психология» - Издательство «Владос», Москва, 2001

4. Рубинштейн С.Л. «Основы  общей психологии». – Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 2009

5. Столяренко Л.Д., Столяренко  В.Е. «Психология и педагогика»,  Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2001

6. Субботина Л.Ю. «Развитие  воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 2006.

7. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина – Издательство политической литературы, Москва, 2008

8. Шибутани Т. «Социальная  психология».- Издательство «Прогресс», Москва, 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Творческое воображение и личность