Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:35, реферат
Цель данной работы: рассмотреть использование мотивов в рекламе на примере рекламного ролика Mercedes.
Задачи:
Рассмотреть виды мотивов;
Проанализировать мотивы и их использование в рекламе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования мотивов в рекламе. 6
1.1. Виды мотивов. 6
1.2. Теория мотивационного анализа. 11
Глава 2. Рассмотрение применения мотивов в рекламе на практике. 14
2.1. Характеристика Mercedes-Benz. 14
2.2. Использование мотивов в рекламе на примере рекламного ролика Mercedes-Benz. 15
Заключение 17
Список использованной литературы и источников 18
Содержание
Самая главная цель рекламы, как правило, это рост продаж товара, увеличение притока покупателей в магазин и создание спроса на рекламируемую продукцию. В настоящее время есть множество различных способов создания рекламы, но какой из них будет самым эффективным, какой ролик будет работать и привлечет внимание аудитории? Ведущие теоретики и практики маркетинга, давно осознали тот факт, что для создания действенной рекламы нужно помимо просто красивой картинки вкладывать в ее основу психологические приемы, оказывающие влияние на подсознание ничего неподозревающих потребителей. Одним из таких основополагающих приемов является формирования мотивов.
Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать». 1
Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на «динамический» момент направленности действия «на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели». Иначе говоря, мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения „индивид – среда“»2
Анализ мотивов относится к типу исследований, которые ставят целью узнать, что побуждает людей делать тот или иной выбор. В этих исследованиях используются средства, предназначенные постичь область бессознательного или подсознательного, поскольку предпочтения обычно определяются факторами неосознаваемыми. Мотивы покупок – это сложные психологические структуры, отдельные звенья которых зачастую не ясны самому потребителю. Фактически покупатель действует эмоционально и принудительно, реагируя на образы и побуждения, связанные в подсознании с продуктом.
Актуальность данной работы: Психологический аспект личности, побуждающие к покупке мотивы отдельного индивида, никогда не будут до конца изучены и поэтому будут еще долгое время представлять интерес для теоретиков и практиков сферы рекламы и психологии. Управление мотивами и потребностями потребителя это, несомненно, мощное оружие воздействия, которое нужно совершенствовать и расширять знания о нем.
Также, хотелось бы отметить важный аспект. Теории, описанной в пособиях по психологии, недостаточно, чтобы применить ее на практике для создания успешной рекламы. В ходе мотивационного анализа производитель должен встать на место потребителя, понять, чем он руководствуется, выбирая определенный товар из широкого ассортимента ему подобных. Я, как студент, обучающийся на специальности «реклама и связи с общественностью» и одновременно обыкновенный потребитель, могу понять психологию покупателя и в тоже время проанализировать ее, применив профессиональные навыки, полученные за время учебы. В этом состоит главная особенность моего анализа.
Цель данной работы: рассмотреть использование мотивов в рекламе на примере рекламного ролика Mercedes.
Задачи:
Степень изученности:
Изучением мотивов занимались многие ученые психологи, такие как Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х.Хекхаузен, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас и многие другие. Изучением использования мотивов в рекламе занимались такие люди, как Джеймс Викари, М. Лихтер, Маккмарра, Э. Дихтер и другие.
Рациональные мотивы. В рекламе, использующей рациональную мотивацию, на первое место выдвигаются сведения о качестве товара, его цене, эксплуатационных характеристиках. Наиболее популярными являются следующие ценности товара: высокое качество, надежность, универсальность, многофункциональность, экономичность, простота, легкость и удобство использования. Для аргументации в рекламе, опирающейся на рациональную мотивацию, часто применяются простые технические приемы: прием рекомендации эксперта, специалиста (врача, ученого и т.д.) или профессионала, прием рекомендации опытного пользователя, интервью с удовлетворенным пользователем. Обещание высокого качества — одно из стандартных рекламных обещаний во все времена.
Мотивы самосохранения.
Страх — одна из сильнейших человеческих
эмоций. Стремление избежать воздействия
опасных факторов, избавиться от чувства
страха, ощутить безопасность — один из
важнейших мотивов человеческих поступков.
Источники страха для современного человека
многочисленны: угроза физическому существованию
со стороны внешних сил; возможность экономических
потерь; ухудшение здоровья; потеря личного
или группового (профессионального, национального,
социального и др.) престижа; чувство вины
и другие источники. Различные формы страха
порождают противоположные и вместе с
тем взаимодополняющие стремления человека:
стремление к самосохранению и самообособленности,
стремление к самоотдаче и принадлежности
к общему, стремление к постоянству и безопасности,
стремление к изменениям и риску. Современная
реклама часто заявляет об «экологичности»
товара, причем это свойство представляется
как гарантия его безопасности и даже
пользы для здоровья («Oriflame. Сама природа
заботится о Вас.»); «Биотелевизор Samsung.
Живое тянется к био!»).
Другое, достаточно частое обещание в
подобной рекламе – это обещание контроля
над внешним видом и впечатлением, производимым
на других людей, что позволяет человеку
избежать потери личного престижа, внешней
привлекательности. Часто реклама обещает
контроль над здоровьем, настроением и
средой обитания человека, даже над тем,
что ему неподвластно, например, погодой,
несчастными случаями. Этот тип обещаний
соотносится со страхом перед изменениями
мира, его нестабильностью. («Sony. Стань
хозяином своего настроения»; «Закажите
погоду в «Оптимекс»). Понятия «контроль»
и «защита», пожалуй, самые характерные
понятия рекламы, работающей с мотивацией
самосохранения. Достаточно часто в рекламе,
опирающейся на мотивы самосохранения,
используется прием внушения беспокойства,
а затем подсказывается способ избавления
от беспокойства. («Еда — это наслаждение.
Но каждый раз после еды во рту нарушается
кислотно-щелочной баланс и возникает
опасность кариеса. Оrbit — это тоже наслаждение
вкусом, и каждый раз после еды Orbit восстанавливает
кислотно-щелочной баланс во рту и предотвращает
кариес»; «Угнали? Надо было ставить CLIFFORD»).
Мотивы удовольствия.
В современной рекламе нередко используются мотивы удовольствия (гедонистические мотивы). Релаксация и наслаждение — вот базовые понятия, через которые преломляется в современной рекламе гедонистическая мотивация. Разновидность гедонистической мотивации является сенсорная мотивация. («Мыло «Люкс». Прекрасное ощущение, будто кто-то ласкает мою кожу»). Здесь можно выделить три основные тенденции.
1. Использование в рекламе
2. Расширение сферы ощущений. Достаточно распространенный прием современной рекламы — подавать через сенсорное восприятие, казалось бы, самые неподходящие для этого события и факты. («Почувствуйте Испанию кожей!» — реклама турпоездки).
3. Эротизация отношения к товару. Имеется в виду реклама, в которой чувства, более привычные для отношений между полами, переносятся на сам товар. Кроме сенсорной мотивации, вводящей мотивы удовольствия, в рекламе нередко используются и психологические мотивы удовольствия. В такой рекламе обычно подчеркивается возможность отдыха, новых впечатлений, разнообразных развлечений. («Twix. Выкрои минутку для отдыха»).
Сексуальная мотивация. Концепция сексуальной мотивации в рекламе опирается на работы австрийского психиатра З. Фрейда, который считал, что наши скрытые сексуальные влечения оказывают сильнейшее влияние на поведение и могут быть мощным стимулом для тех или иных решений.
Специальные исследования показали,
что явная сексуальная мотивация может быть
эффективна тогда, когда сам товар естественно
связан с ней (реклама духов и туалетной
воды, косметики, женского белья, колготок
и чулок). Сексуальная мотивация естественно
воспринимается также в рекламе товаров,
предназначенных для удовольствия, в частности
в рекламе разнообразных лакомств. Чаще
всего сексуальная мотивация вводится
невербально, но есть и примеры использования
ее на вербальном уровне. («Новый Denim Cult
After shave. Для мужчин, знающих себе цену.
Мотивы привязанности и любви.
Стремление принадлежать к определенному коллективу и семье, стремление к общению и сотрудничеству, стремление поддерживать и защищать кого-либо, заботиться о ком-либо, стремление быть опекаемым и защищаемым, ощущать заботу, стремление любить и быть любимым. Чаще всего этот мотив используется в рекламе детского питания, корма для животных.
Социэтальные мотивы.
Мотивы употребления и достижения. В рекламе такого типа понятие о товаре ассоциативно связывается с ценностными концептами, признаваемыми обществом важными: счастливая семья, веселая компания друзей, шикарная жизнь и т.д. Реклама делает для человека символически доступным с помощью товара то, о чем он, быть может, мечтает, что ему нравится. («Vidal Sassoon Wash&Go. Международный салон у Вас дома.»; «Lux. Мыло красоты для звезд экрана.»).
Мотивы престижа и самоутверждения. Используя мотивы престижа и самоутверждения, рекламисты обращаются к тем потребителям, для которых товар, кроме собственно практических целей, несет еще и функцию социальной самоидентификации: он помогает подчеркнуть социальное положение потребителя, его принадлежность к тому или иному социальному классу, профессиональной или интеллектуальной группе. Нередко используется прием лести. («Качество, достойное Вас.»; «Окружите и Вы себя достойным сервисом.»). Мотив самоутверждения, в отличие от мотивов престижа, не всегда связаны с социальным статусом потребителя.
Мотивы самоактуализации.
Одна из примечательных особенностей современной рекламы — использование стремления потребителя к самоидентификации с помощью марки (бренда), наиболее точно выражающей индивидуальный стиль, образ мышления, особенности характера («Джинсы Colins 81. 81-ый год — год твоего рождения. Носи свои джинсы!»; «Планета Reebok. Это моя планета»).
Несколько иная тенденция основана на использовании творческого начала человека. («Моделируйте Ваши волосы по Вашему вкусу! Гель Studio-line. LOreal. Paris»; «Вы и Магги — аппетитный дуэт»). Одним из проявлений этой же тенденции можно считать призывы к снятию всех ограничений и правил. («Делай все, что тебе нравится вместе с шоколадом»; «Иногда ты должен нарушать правила!» ( рестораны «Бургер Кинг»).
Эстетические мотивы.
В рекламе разнообразных товаров (автомашин, одежды, ювелирных изделий, посуды, мебели и т.д.) нередко подчеркивается красота изделия, его элегантность, изысканный дизайн, эстетическая ценность. («Форд Мондео. Красота в сочетании с мощью.»)
Более распространенной является ситуация, когда эстетические мотивы используются совместно с другими типами мотивов — утилитарными, сексуальными, мотивами престижа и самоутверждения. Так, в рекламе косметических средств понятие красоты нередко заменяется на понятия здоровья и ухоженности («Pantene-Pro-V. Блеск и сила здоровых волос»).
Мотив традиции.
Мотив традиции может выполнять несколько функций. Он нередко подкрепляет утверждение о высоком качестве товара («...Говорят, жизнь в Новой Зеландии нетороплива и старомодна, но что может быть лучше для изготовления сыра. Сыр «Фендейл». Верность традиции»).
Идея традиции используется в рекламе для того, чтобы создать для товара индивидуальную историю. («Вкус, знакомый с детства» — конфеты «Белочка»).
Идея традиции хорошо сочетается с идеей национального колорита и усиливает ее. («Россия — щедрая душа!» — реклама шоколадных изделий). Привлекательность мотива традиции объясняется его тесной связью с глубоко укоренившимся в сознании современного человека мифом совершенства начал.
Анализ мотивов относится к типу исследований, которые ставят целью узнать, что побуждает людей делать тот или иной выбор. В этих исследованиях используются средства, предназначенные постичь область бессознательного или подсознательного, поскольку предпочтения обычно определяются факторами неосознаваемыми. Мотивы покупок – это сложные психологические структуры, отдельные звенья которых зачастую не ясны самому потребителю. Фактически покупатель действует эмоционально и принудительно, реагируя на образы и побуждения, связанные в подсознании с продуктом.
В ходе мотивационного анализа производитель должен встать на точку зрения потребителя и ответить на следующие вопросы:
- Почему на месте потенциального потребителя
я бы воспользовался этим товаром или
услугой?
- Что в данном
товаре я мог бы найти для себя?
- Что убедило
бы меня совершить покупку: цена, качество,
надежность, удобство, дизайн?
- Что мне препятствует
в совершенствовании покупки?
Важно учитывать, что выявление истинных мотивов покупки может дать существенное отклонение от мотивов, предполагаемых производителем товара или услуги.3 Характерный пример: компания «Дюпон» в течение долгого времени рекламировала сковороды с тефлоновым покрытием и считала, что основным мотивом к покупке является то, что приготовление на этих сковородах не требует расходования ни одного грамма масла. Однако впоследствии выяснилось, что основным стимулом к их покупке послужило то обстоятельство, что сковороды с таким покрытием очень легко моются. Это привело к изменению содержания рекламной кампании, что значительно повысило ее действенность.
Изучение мотивации заключается, в том, чтобы обнаружить скрытый смысл установок в совершаемых покупках. Это делается с помощью психологического анализа косвенных опросов потенциальных покупателей. Цель опросов – установить: что толкает человека к покупке; что удерживает человека от покупки; как возникает решение купить тот или иной продукт; какова связь данной, покупки с другими покупками, совершенными ранее.
Реклама использует всю эту и другую информацию с тем, чтобы усилить интенсивность положительной мотивации и устранить то, что ей мешает. Реклама, учитывающая все эти моменты, будет делать акцент не на предмете (рациональная сторона покупки) , а на положительных эмоциях (ассоциациях). Она будет обращена к чувствам и работать на символическом уровне, когда приоритет рекламного воздействия отдается не столько доводам, сколько показу, но такому показу, который, в конечном счете, и настраивает на покупку.
Информация о работе Теоретические аспекты использования мотивов в рекламе