Теоретические основы клинической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 23:48, контрольная работа

Краткое описание

Предмет и задачи клинической психологии. Клиническая психология как прикладная область психологии ее теоретическое и практическое значение. Связь современной клинической психологии с другими науками. Общепсихологическая теория деятельности как теоретическая основа клинической психологии.
Предмет патопсихологии. Практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии.
Предмет нейропсихологии. Практические задачи современной нейропсихологии.
Психология аномального развития, ее предмет и задачи.
Предмет и задачи психологии соматического больного.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 1.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

Дисциплина: «Клиническая психология»

на тему: «Теоретические основы клинической психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2013 г.

 

Тема 2: Теоретические основы клинической психологии.

 

План.

 

 

  1. Предмет и задачи клинической психологии. Клиническая психология как прикладная область психологии ее теоретическое и практическое значение. Связь современной клинической психологии с другими науками. Общепсихологическая теория деятельности как теоретическая основа клинической психологии.
  2. Предмет патопсихологии. Практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии.
  3. Предмет нейропсихологии.  Практические задачи современной нейропсихологии.
  4. Психология аномального развития, ее предмет и задачи.
  5. Предмет и задачи психологии соматического больного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.   Предмет и задачи клинической психологии. Клиническая психология как прикладная область психологии ее теоретическое и практическое значение. Связь современной клинической психологии с другими науками. Общепсихологическая теория деятельности как теоретическая основа клинической психологии.

 

 

Клиническая психология, как область психологической науки, изучает частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития. Клиническая психология является одной из ведущих областей современной психологии; направлена на охрану и укрепление здоровья. Предполагает использование психологических знаний, навыков и методов в целях профилактики заболеваний, преодоления болезней, восстановления здоровья и социально-трудовой адаптации больных. Клиническая психология характеризуется тесной связью с развитием общепсихологических теорий. Эта область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики, через исследование ситуаций измененной, нарушенной психической деятельности.Клиническая психология —  это комплекс знаний впитавший в себя опыт многих научных направлений. Опыт, методики,  исследования и практические наработки клинической психологии применяются в широком поле социального спектра жизнедеятельности современного человека и решает обширный комплекс задач во многих сферах человеческой жизни. Клиническая психология вносит неповторимый вклад в накопления базы знаний и опытных методик с целью обеспечения гармоничного психического  развития человека в современном мире, а так же в методы предупреждения, локализации и исцеления патологических отклонений.Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами. В педагогической практике клинико-психологические знания позволяют вовремя распознавать у ребенка нарушения психического развития или отклонения в поведении, что в свою очередь дает возможность избирательного и эффективного применения в отношениях с ним адекватных технологий воспитания, психолого-педагогической коррекции и создания оптимальных условий для развития его личности с учетом индивидуальных особенностей. В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая психология имеет следующие задачи:

- изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

- изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;

- изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;

- изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;

- разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;

- создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.

Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина. Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Количество специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.

Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика. Вспомним, что исторически клиническая психология и зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр основной акцент делает на распознавании патологических органических процессов, обусловливающих расстройства психической деятельности, а также на фармакологическом воздействии на эти процессы и на профилактике их возникновения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психические процессы в норме, у здоровых людей. Процесс же диагностики психических расстройств, с одной стороны, предполагает разделение собственно расстройств, вызванных органическими нарушениями, и индивидуальных особенностей личности, а с другой - диагностика психических расстройств требует подтверждения наличия у человека собственно психологических нарушений, что делается с помощью патопсихологических и нейропсихологических экспериментов, а также посредством различных психологических тестов (проб). Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые "пограничные психические расстройства"). Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

Связь клинической психологии с психопатологией прослеживается в особой области медицинской науки - психопатологии. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Поэтому существует мнение, что эти дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым они рассматривают больных людей. Б. В. Зейгарник утверждала, что патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, тогда как психопатология якобы изучает только нарушенные психические функции. Однако Б. Д. Карвасарский вполне справедливо замечает, что невозможно представить себе изучение психических расстройств без какого-либо обращения к норме и учета ее. Этот ученый усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной только в том, какими категориями пользуется та или иная дисциплина для описания психических нарушений. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов - восприятия, памяти и мышления, тогда как психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).

Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины - психоневрология.

Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

  Одним из учеников и последователей Л. С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был А. Н. Леонтьев (1903-1979), с именем которого связано развитие теории деятельности. В целом А. Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л. С. Выготским - проблеме деятельности. Если Л. С. Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то Леонтьев ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя – психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней – практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности. Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т. п. этот процесс перехода внутреннего во внешнее обозначается как экстериоризация. Принцип интериоризации-экстериоризации – один из важнейших в теории деятельности. А. Н. Леонтьев выделяет стадии эволюционного развития психики. Первая обозначается как “элементарная сенсорная психика”. Следующая стадия – “перцептивная психика”; третья – названа стадией интеллекта. Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой. В связи с развитием деятельности А. Н. Леонтьев обсуждает и проблему возникновения сознания. Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельности – коллективного труда. Другим фактором выступает включенность человека в речевое общение. Итак, деятельность выступает исходным моментом формирования психики. А. Н. Леонтьев описал структуру деятельности (потребность, мотив, действие, цель), выделил понятие ведущей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет патопсихологии. Практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии.

 

Предметом патопсихологии является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Определение Б. В. Зейгарник: "патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, общение, личность, познание и т. п. Решение практических задач, которые стоят перед патопсихологией, немыслимо без хорошей ориентировки в клинических особенностях заболевания, а данные патопсихологического исследования обязательно должны соотноситься с психическим статусом больного, с динамикой течения заболевания.

Практические задачи патопсихологии (Б.В. Зейгарник):

- Получение дополнительных данных  о психическом состоянии больного  для помощи врачу в постановке  диагноза заболевания. Чаще всего - отграничение шизофрении от  органических повреждений мозга  или психопатии и т.д.

- Проведение экспериментально-психологического обследования с целью психиатрической экспертизы (военной, судебной, трудовой). Сложность такого исследования - больной заинтересован в исходе дела - в постановке диагноза или в признании психически полноценным, и первоначальная установка диктует больному тактику поведения на протяжении всего эксперимента, ведя к диссимуляции или аггравации болезненных нарушений.

- Исследование изменений психической  деятельности под влиянием терапии, оценка эффективности 

- Рекомендации по реабилитационному  роду деятельности, типу социального  окружения на основании обследования  динамики изменения психической  деятельности выздоравливающего 

- Участие психолога в системе  психотерапевтических мероприятий.

Актуальные теоретические проблемы патопсихологии: распад и развитие психики как один из аспектов проблемы "соотношение биологического и социального в развитии человека"; психические факторы в патогенезе различных психических заболеваний; психологические аспекты симптомообразования; патопсихологический синдром — вопросы генеза и структуры; психологические факторы риска психических расстройств; психосоматические аспекты изучения психических заболеваний. Теоретико-методологическая разработка проблем психологической диагностики личности.

Информация о работе Теоретические основы клинической психологии