Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 23:48, контрольная работа
Предмет и задачи клинической психологии. Клиническая психология как прикладная область психологии ее теоретическое и практическое значение. Связь современной клинической психологии с другими науками. Общепсихологическая теория деятельности как теоретическая основа клинической психологии.
Предмет патопсихологии. Практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии.
Предмет нейропсихологии. Практические задачи современной нейропсихологии.
Психология аномального развития, ее предмет и задачи.
Предмет и задачи психологии соматического больного.
3. Предмет нейропсихологии.
Практические задачи
Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно — в нашей стране.
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.
Мозг как орган психической деятельности в настоящее время являеться средоточием научных интересов ряда дисциплин. Но именно нейропсихология впервые сделала целью научного исследования изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности. Нейропсихология — это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.
Нейропсихология в настоящее время — интенсивно развивающаяся отрасль психологической науки, где идет непрерывное накопление новых знаний, новых фактов, что связано, прежде всего, с большими успехами нейрохирургии (развитием компьютерной томографии, микрохирургии, нейрохирургии сосудистых поражений мозга и др.).
Комплексный характер знаний, которые используются для построения теоретических моделей нейропсихологии, определяется комплексным, многоплановым характером центральной проблемы нейропсихологии «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихологии.
Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями. Один из них — это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А, Р. Лурия и продолжаемая его учениками и последователями; другой—это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д.Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др. Западная нейропсихология достигла больших успехов в разработке количественных методов исследования последствий мозговых поражений, но фактически не имеет общей концептуальной схемы работы мозга, общей нейропсихологической теории, объясняющей принципы функционирования мозга как целого. В теоретическом отношении она берет начало главным образом от бихевиоризма и неврологии (эмпирических данных), а также от психометрики. В результате западная нейропсихология идет по пути непосредственного (по существу, психоморфологического) сопоставления нарушений отдельных психических процессов с поражениями определенных участков мозга. Но, здесь следует отметить, что благодаря адаптированным переводам работ Лурия и «луриевских методов», выполненный А.Л. Кристенсен, А.Р. Лурия стал особенно популярен в Западном мире и Америке. Его работы продемонстрировали применение гибкого подхода в нейропсихологии. Т.о., в западной нейропсихологии под влиянием работ А.Р. Лурия наблюдается переход от статического рассмотрения взаимоотношения «мозг-поведение» к более динамическому и контекстно-зависимому. Сейчас разработано достаточное количество нео-Луриевских методов с опорой на специфические аспекты теоретического Лу-риевского подхода. Например, «Батарея оценки для детей Кауфмана» (Kaufman -ABC) была одной из первых батарей оценки интеллекта детей в США, в которой сделана попытка определить не столько результаты выполнения теста, сколько ментальные процессы, стоящие за их получением, в частности анализировать симультанные и сукцессивные аспекты умственных операций. Или, новая система когнитивной оценки Даса и На-глиери, развитая на основе системы оценки интеллектуальных функций PASS, основывается на Луриевских представлениях о параллельной и последовательной переработке информации. Но, наиболее известной попыткой создать психометрическую версию Луриевских методов является нейропсихологическая батарея «Лурия - Небраска»).
Основные направления, соответственно задачи:
- клиническая нейропсихология
Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое неаппаратурное нейропсихологическое исследование - «методы А.Р. Лурия». Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике
- экспериментальная
Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. (методы А.Р. Лурия)
- реабилитационное направление
Восстановление высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных функциональных систем с опорой на сохранные функции).
- нейропсихологическая
Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие - определение профиля латеральности.
Метод - синдромный анализ.
4. Психология аномального развития, ее предмет и задачи.
Предмет: закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.
Что важно: психология аномального развития имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными нетекущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблагоприятных социальных условий.
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.
В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития - дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.
К основным направлениям и задачам которые пытаеться решить психология аномального развития относяться:
5. Предмет и задачи психологии соматического больного.
Психосоматика в традиционном понимании - это раздел клинической психологии, где рассматриваются взаимоотношения души и тела, психического и соматического.
Психосоматические расстройства составляют значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины, ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения. За рубежом психосоматические исследования клиник строились на основе психоанализа. Проблемами соотношения психики и соматики занимались психиатры. Около тридцати лет назад это направление пришло в страны бывшего СССР, развивалось в областях онкологии, кардиологии. Объектом исследования психосоматики являются хронические соматические заболевания, вызывающие негативные эмоциональные реакции (раздражительность, страх, депрессию, тревогу), наблюдаются астенические и невротические заболевания. К настоящему времени психосоматическая медицина представлена сотнями монографий и тысячами других публикаций, в том числе в многочисленных периодических изданиях.
В условиях хронических заболеваний – человек начинает переживать по поводу болезни, вынужден менять жизненные планы, приспосабливаться к ситуации болезни, происходит стойкое изменение всей личности, перестройка мотивационной сферы и т.д.
Отечественные ученые, занимающиеся проблемами п.с.к. – Тхостов, Николаева, Арина. Изучали они:
1. Влияние соматики на психику.
2. Влияние психики на соматику.
Двумя основными группами психосоматических расстройств являются «большие» психосоматические заболевания, к которым относят ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму) и некоторые другие, и «малые» психосоматические расстройства — невротические нарушения внутренних органов, или так называемые «органные неврозы». Не все авторы склонны относить «органные неврозы» к собственно психосоматической патологии.
Задачи п.с.к.:
1. Изучение сдвигов в
псхологическом состоянии
2. Изучение влияния психики на соматику и использование знаний в психотерапевтическом воздействии
3. Коррекционная и
Три национальных школы внесли вклад в разработку проблемы психосоматической
медицины:
1) американская школа (F. Alexander, H. Dunbar, I. Weies, и G. Engel): теоретические основы
психосоматики на основе психоаналитических концепций;
2) немецкая школа (W. von Krehl, von Weizsacker, von Bergman): разработка философских
основ психосоматики;
3) отечественная школа: в
основе изучения
Павлова о ВНД.
— соматическое и психическое заболевания могут сосуществовать у одного и того же
больного независимо друг от друга;
— соматическое заболевание м. б. непосредственным признаком появления тех или иных психических расстройств (делирий у больного сыпным тифом, депрессии у больного карциномой, о которой он не осведомлен);
— предыдущий вариант, но с присоединением невротической или депрессивной реакции
больного на возникновение соматической болезни (при инфаркте миокарда, СПИДе, лучевой
болезни). Речь идет о «второй болезни» (по Г. Е. Сухаревой), или о нозогении, «нозогенной
реакции» (по А. Б. Смулевичу);
— соматические и психические изменения вследствие генетических изменений или раннего
постнатального поражения мозга (соматические стигмы при психопатиях, невропатиях,
врожденном сифилисе);
— дезинтеграция соматического функционирования (вплоть до маразма) вследствие
тяжелого психического заболевания (при прогрессивном параличе, фебрильной или
гипертоксической шизофрении).
Список используемой литературы.
Информация о работе Теоретические основы клинической психологии