Теоретические основы коррекционно - педагогической деятельности с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:55, статья

Краткое описание

Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения приобрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.
Одна из причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде - курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

АГПИ статья.docx

— 29.41 Кб (Скачать файл)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ.

 

Каримова А.Т. к.м.н., доцент АГПИ

 

Аманкулова Азатгуль студентка 1 курса АГПИ

 

 

Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения  обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной  психологической теории) - психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения  приобрела исключительный статус: она  переживает настоящий бум.

Одна из причин, вызвавших  массовое распространение в молодежной среде - курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это  происходящие перемены в стране. Ввиду  кризисной ситуации государство  отвернулось от нужд подрастающего  поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность алкогольной  продукции, снятие уголовной ответственности  за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами  кризиса.

В последние годы в связи  с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного  поведения значительно возрос. Поэтому  необходимо более тщательно исследовать  причины, формы, динамику девиантного  поведения, разработать более эффективные  меры социального контроля - превентивные, профилактические, коррекционные, реабилитационные.[1,c.32]

Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться  более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к  девиантному поведению. Проблемами девиантного поведения, его формированием  и профилактикой занимались такие  ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие известные  ученые всего мира.

Исследователи утверждали, что внешняя среда является «проявителем»  внутренних сил человека и его  способностей, а усовершенствование общества осуществляется через усовершенствование каждого отдельного человека, удовлетворяющего свои человеческие потребности. В то же время то, что заложено в ребенке  изначально природой, изменить нельзя, это можно только корректировать.

Ребенок воспринимается как  исследователь окружающего мира, в его опыте аккумулируются знания об окружающем мире, и главная задача педагога - не мешать ему, а помогать в освоении окружающего мира.

Философско-педагогические теории социализации и адаптации  личности поднимают вопросы о  возможностях приспособления человека к ценностям общества, об эффективности  освоения им социальных ролей. Адаптация  личности рассматривается в качестве ведущей цели массовой школы, где  основополагающими идеями выступают  индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания ребенка, исследуются  причины, приводящие к нарушению  адаптивных процессов в школе  и обществе.

В Западной Европе в это  время активно изучаются вопросы  о причинах и условиях, способствующих девиациям в поведении и правонарушениям  несовершеннолетних, природа человеческой преступности. Указывая на значимую роль социальных факторов в развитии девиаций в поведении, ряд авторов видят  их в различных социальных катаклизмах, техногенных катастрофах. Важную роль в развитии отклоняющегося поведения  отводят микросредовым влияниям, делинквентной субкультуре. Опираясь на предопределенность биологических, наследственных и социальных факторов в развитии личности несовершеннолетнего  правонарушителя, педагогически запущенного  подростка, ряд исследователей приходят выводу, что отклонения в поведении и развитии исправить невозможно, их можно только изучать или корректировать клинически.

Вместе с тем, существуют теории об использовании приемов  инверсии (ограниченного вмешательства), стигматизации (социальной отметки  и прослеживания «локуса контроля» - перенесения ответственности за результаты действий на внешние обстоятельства). Разрабатывается диагностическая  база изучения девиаций поведения и  технологий ее преодоления.[1,c.55]

Одним из наиболее активных сторонников защиты и воспитания дефективных детей, педагогически  запущенных и социально заброшенных  подростков был В. П. Кащенко. Он, по существу, явился основоположником российской дефектологической науки, создателем коррекционной (лечебной) педагогики. В основе его работ лежат вопросы  о сущности детской исключительности и пути предупреждения дезорганизованного поведения  детей-подростков и борьба с причинами недостатков в  развитии ребенка, отклонениями в формировании его характера и поведения.

Значимость вклада В. П. Кащенко  в разработку проблем коррекционной  педагогики неоценима. Уже в своих  ранних работах, в выступлениях на психолого-педагогических форумах он отмечает, что все увеличивающаяся  преступность детей говорит о  том, что на воспитание детей должно быть обращено самое серьезное внимание, а заботы о недоразвитых детях  должны лечь на плечи государства.[2,c.68]

Как же видится решение  проблемы детской дефективности  исследователю? Во-первых, необходимо предупреждать появление этого  антисоциального события, во-вторых, необходимо устранить нравственную, духовную и физическую беспризорность подрастающих детей, в-третьих, необходимо создавать специальные условия  воспитания и обучения всех категорий  дефективных детей. Причем при организации  помощи детям с дефектами в  развитии важно соблюсти принцип  дифференциации, так как одни из них требуют только презрения  госпитального или семейного, другие - и презрения, и лечения, для третьих  необходимы специально организованные воспитание и обучение.

Все эти наработки, конкретные шаги по изучению, предупреждению, изменению  отклонений в развитии и поведении  детей, по коррекции их взаимоотношений  со средой накапливались, собирались и  требовали реального воплощения в жизнь. Но востребованными они  оказались лишь в новых социально-экономических  условиях существования советского государства в России.

В научной литературе тех  лет можно найти такие понятия, как «дети-дезорганизаторы», «морально  дефективные дети», «педагогически и социально запущенные подростки», «трудные в воспитательном отношении  дети» и т. д. Некоторые педагоги и психологи пытались выделить их наиболее характерные черты, отмечая  у них отвращение к школе, вражду к учителю, отсутствие всякого интереса к содержанию школьной работы, влечение к неорганизованному досугу, интерес  к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворению их любыми средствами, неумение и нежелание  подчиняться школьному режиму и  общим правилам, с демонстративным  нарушением их, дезорганизацией общей  работы, грубыми, дерзкими и циничными  выходками.[3,c.37]

Вместе с тем, некоторые  исследователи отмечали, что трудные  дети - это те, которые требуют  особых приемов обучения и воспитания, потому что они не усваивают того, чему учат их или не поддаются воспитательным воздействиям.

Большинство педагогически  запущенных, трудновоспитуемых подростков, считали ученые, обособлены, отвержены  в школьном коллективе, у них нет  товарищей или товарищи такие  же дезорганизаторы, как они сами, постепенно они отчуждаются от школы, ищут вне школы - на улице, на рынке, за городом того, чего не нашли в  школе - деятельности, живых впечатлений, выхода своим силам, своей изобретательности.[4, c.187]

Чтобы организовать эту стихию, результативно оказывать на нее  корректирующее воздействие, чтобы  добиваться успехов в положительном  развитии личности ребенка, в предупреждении дезорганизующих действий подростков, отклоняющегося их поведения, необходимо, прежде всего, установить взаимную зависимость  основных организующих и дезорганизующих  поведение человека общественных условий, т.е. вести широкую исследовательскую  деятельность, изучать личность ребенка, условия его развития и формирования, изучить его ближайшее окружение, характерные особенности общественной жизни, организующие и дезорганизующие  детские коллективы, выяснить положение  и роль отдельных личностей в  жизни коллектива.

Вопросам организации  воспитательной работы с беспризорными  детьми, детьми-дезорганизаторами, несовершеннолетними  правонарушителями огромное внимание в своей педагогической практике уделял А. С. Макаренко.[5,c.46]

Его опыт работы в колонии  и коммуне для несовершеннолетних правонарушителей основан на превентивной педагогике и психологии, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, методологии коррекционной педагогики.

Разработав действенную  систему методов и приемов  воспитательного воздействия, открыв законы движения детского коллектива, А. С. Макаренко утверждал, что воспитание правонарушителей не является, по существу, какой-то особой задачей, отличающейся от воспитания всех остальных детей. «Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем множества случаев, - отмечает А.С.Макаренко, - когда тяжелейшие мальчики, которых  выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального  педагогического общества, буквально  на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперед».

В середине 30-х гг. С.И.Федоров среди пятисот неуспевающих школьников выделил детей с задержкой психического развития, которые отличались слабостью здоровья и физической незрелостью. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками дети с ЗПР отставали от них на 1-2 года в своем развитии, но в то же время их интеллектуальный уровень был выше, чем у детей-олигофренов.

Н. И. Озерецкий установил, что при замедленном темпе  развития потенциальные возможности  детей намного выше, чем при  олигофрении, а их реализация во многом зависит от правильной организации  педагогической и воспитательной работы с ними.

Таким образом, исследование показало, что задержка в психическом  развитии детей не менее сложное  психическое явление, чем умственная отсталость, но отставание в развитии может быть скорректировано в  условиях общеобразовательной, а не специальной школы.

В начале 30-х гг. проблема изучения трудновоспитуемости и  необходимость организации работы с несовершеннолетними отодвигается на задний план. Считалось, что по мере строительства социализма в нашей стране проблема социальной и педагогической запущенности сама по себе отомрет.

Известное постановление  «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило точку в изучении детей и подростков, в выявлении причин их трудновоспитуемости и социальной запущенности в процессе профессиональной подготовки специалистов для работы с данной категорией детей. Ранее это проблема умалчивалась,  не только в педагогике и психологии, но и в других областях обществоведческих наук.

В исследованиях Т.А.Власовой, Г. Ф. Кумариной, Т.В.Егоровой, В. И. Лубовского, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер и  др. было отмечено, что у детей  с ЗПР в структуре интеллектуальной недостаточности преобладают нарушения  восприятия, памяти, мышления, темпа  психических процессов. Однако их социальная адаптация зависит не столько  от уровня интеллекта, сколько от относительной  сохранности психомоторики, эмоционально-волевой  сферы и личности в целом.[6, с.78]

Наибольшее распространение  получает психолого-педагогическое направление  исследования проблемы. М.А.Алемаскин, И. П. Башкатов, С.А.Беличева, Г.Г.Бочкарева, Е.М.Данилин, Н.Н.Верцинская, Ю.В.Гербеев, и др. особое внимание уделяли характеристике психолого-педагогических особенностей личности педагогически запущенного  подростка, изучению причин и условий  отклоняющегося поведения, выявлению  уровня глубины и динамики девиантного  поведения несовершеннолетних, поиску наиболее эффективных методов и  приемов профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.[7,c.77]

Исходя из описанных точек  зрения понятие «девиантное поведение» подростков применительно к нашему исследованию можно определить, как  систему поступков или отдельные  поступки, противоречащие принятым в  обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания подростков.

Отклоняющееся поведение  имеет сложную природу, обусловленную  самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Для предупреждения и преодоления  отклоняющегося поведения, необходимо знать, что его порождает и  питает. В происхождении отклоняющегося поведения значительное место отводится  изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию. Для  того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать  частью его убеждений, опыта, что  можно достичь путем целенаправленного  воспитательного воздействия. Таким  образом, любое отклонение нельзя рассматривать  «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует  другие виды отклонений.[8,c.29]

Решение данной проблемы непосредственно  связано с молодежью -самой заинтересованной и наиболее способной силой для  ее решения, поэтому молодежные проблемы превращаются в важнейшую глобальную проблему

Среди таких проблем выделяется проявление взаимного доверия и  уважения, которые  разрушают асоциальные  установки у несовершеннолетних. Для этого нужно им дать  возможность  почувствовать, что они нужны  и полезны людям и всему  обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего  поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим, проявлять альтруистические качества.[9,c.75]

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью  собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к  людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Информация о работе Теоретические основы коррекционно - педагогической деятельности с детьми и подростками