Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:55, статья
Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения приобрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.
Одна из причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде - курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами кризиса.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ.
Каримова А.Т. к.м.н., доцент АГПИ
Аманкулова Азатгуль студентка 1 курса АГПИ
Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения приобрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.
Одна из причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде - курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами кризиса.
В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - превентивные, профилактические, коррекционные, реабилитационные.[1,c.32]
Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению. Проблемами девиантного поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие известные ученые всего мира.
Исследователи утверждали, что внешняя среда является «проявителем» внутренних сил человека и его способностей, а усовершенствование общества осуществляется через усовершенствование каждого отдельного человека, удовлетворяющего свои человеческие потребности. В то же время то, что заложено в ребенке изначально природой, изменить нельзя, это можно только корректировать.
Ребенок воспринимается как
исследователь окружающего
Философско-педагогические теории социализации и адаптации личности поднимают вопросы о возможностях приспособления человека к ценностям общества, об эффективности освоения им социальных ролей. Адаптация личности рассматривается в качестве ведущей цели массовой школы, где основополагающими идеями выступают индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания ребенка, исследуются причины, приводящие к нарушению адаптивных процессов в школе и обществе.
В Западной Европе в это
время активно изучаются
Вместе с тем, существуют
теории об использовании приемов
инверсии (ограниченного вмешательства),
стигматизации (социальной отметки
и прослеживания «локуса
Одним из наиболее активных сторонников защиты и воспитания дефективных детей, педагогически запущенных и социально заброшенных подростков был В. П. Кащенко. Он, по существу, явился основоположником российской дефектологической науки, создателем коррекционной (лечебной) педагогики. В основе его работ лежат вопросы о сущности детской исключительности и пути предупреждения дезорганизованного поведения детей-подростков и борьба с причинами недостатков в развитии ребенка, отклонениями в формировании его характера и поведения.
Значимость вклада В. П. Кащенко в разработку проблем коррекционной педагогики неоценима. Уже в своих ранних работах, в выступлениях на психолого-педагогических форумах он отмечает, что все увеличивающаяся преступность детей говорит о том, что на воспитание детей должно быть обращено самое серьезное внимание, а заботы о недоразвитых детях должны лечь на плечи государства.[2,c.68]
Как же видится решение проблемы детской дефективности исследователю? Во-первых, необходимо предупреждать появление этого антисоциального события, во-вторых, необходимо устранить нравственную, духовную и физическую беспризорность подрастающих детей, в-третьих, необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения всех категорий дефективных детей. Причем при организации помощи детям с дефектами в развитии важно соблюсти принцип дифференциации, так как одни из них требуют только презрения госпитального или семейного, другие - и презрения, и лечения, для третьих необходимы специально организованные воспитание и обучение.
Все эти наработки, конкретные
шаги по изучению, предупреждению, изменению
отклонений в развитии и поведении
детей, по коррекции их взаимоотношений
со средой накапливались, собирались и
требовали реального воплощения
в жизнь. Но востребованными они
оказались лишь в новых социально-
В научной литературе тех лет можно найти такие понятия, как «дети-дезорганизаторы», «морально дефективные дети», «педагогически и социально запущенные подростки», «трудные в воспитательном отношении дети» и т. д. Некоторые педагоги и психологи пытались выделить их наиболее характерные черты, отмечая у них отвращение к школе, вражду к учителю, отсутствие всякого интереса к содержанию школьной работы, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворению их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам, с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками.[3,c.37]
Вместе с тем, некоторые исследователи отмечали, что трудные дети - это те, которые требуют особых приемов обучения и воспитания, потому что они не усваивают того, чему учат их или не поддаются воспитательным воздействиям.
Большинство педагогически запущенных, трудновоспитуемых подростков, считали ученые, обособлены, отвержены в школьном коллективе, у них нет товарищей или товарищи такие же дезорганизаторы, как они сами, постепенно они отчуждаются от школы, ищут вне школы - на улице, на рынке, за городом того, чего не нашли в школе - деятельности, живых впечатлений, выхода своим силам, своей изобретательности.[4, c.187]
Чтобы организовать эту стихию,
результативно оказывать на нее
корректирующее воздействие, чтобы
добиваться успехов в положительном
развитии личности ребенка, в предупреждении
дезорганизующих действий подростков,
отклоняющегося их поведения, необходимо,
прежде всего, установить взаимную зависимость
основных организующих и дезорганизующих
поведение человека общественных условий,
т.е. вести широкую
Вопросам организации воспитательной работы с беспризорными детьми, детьми-дезорганизаторами, несовершеннолетними правонарушителями огромное внимание в своей педагогической практике уделял А. С. Макаренко.[5,c.46]
Его опыт работы в колонии
и коммуне для
Разработав действенную систему методов и приемов воспитательного воздействия, открыв законы движения детского коллектива, А. С. Макаренко утверждал, что воспитание правонарушителей не является, по существу, какой-то особой задачей, отличающейся от воспитания всех остальных детей. «Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем множества случаев, - отмечает А.С.Макаренко, - когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперед».
В середине 30-х гг. С.И.Федоров среди пятисот неуспевающих школьников выделил детей с задержкой психического развития, которые отличались слабостью здоровья и физической незрелостью. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками дети с ЗПР отставали от них на 1-2 года в своем развитии, но в то же время их интеллектуальный уровень был выше, чем у детей-олигофренов.
Н. И. Озерецкий установил, что при замедленном темпе развития потенциальные возможности детей намного выше, чем при олигофрении, а их реализация во многом зависит от правильной организации педагогической и воспитательной работы с ними.
Таким образом, исследование показало, что задержка в психическом развитии детей не менее сложное психическое явление, чем умственная отсталость, но отставание в развитии может быть скорректировано в условиях общеобразовательной, а не специальной школы.
В начале 30-х гг. проблема
изучения трудновоспитуемости и
необходимость организации
Известное постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило точку в изучении детей и подростков, в выявлении причин их трудновоспитуемости и социальной запущенности в процессе профессиональной подготовки специалистов для работы с данной категорией детей. Ранее это проблема умалчивалась, не только в педагогике и психологии, но и в других областях обществоведческих наук.
В исследованиях Т.А.Власовой,
Г. Ф. Кумариной, Т.В.Егоровой, В. И. Лубовского,
К. С. Лебединской, М. С. Певзнер и
др. было отмечено, что у детей
с ЗПР в структуре
Наибольшее распространение получает психолого-педагогическое направление исследования проблемы. М.А.Алемаскин, И. П. Башкатов, С.А.Беличева, Г.Г.Бочкарева, Е.М.Данилин, Н.Н.Верцинская, Ю.В.Гербеев, и др. особое внимание уделяли характеристике психолого-педагогических особенностей личности педагогически запущенного подростка, изучению причин и условий отклоняющегося поведения, выявлению уровня глубины и динамики девиантного поведения несовершеннолетних, поиску наиболее эффективных методов и приемов профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.[7,c.77]
Исходя из описанных точек
зрения понятие «девиантное поведение»
подростков применительно к нашему
исследованию можно определить, как
систему поступков или
Отклоняющееся поведение
имеет сложную природу, обусловленную
самыми разнообразными причинами, находящимися
в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
Для предупреждения и преодоления
отклоняющегося поведения, необходимо
знать, что его порождает и
питает. В происхождении отклоняющегося
поведения значительное место отводится
изучению его мотивов, причин и условий,
способствующих его развитию. Для
того, чтобы “срабатывали” правовые
меры предупреждения, они должны быть
включены в сознание подростка, стать
частью его убеждений, опыта, что
можно достичь путем
Решение данной проблемы непосредственно связано с молодежью -самой заинтересованной и наиболее способной силой для ее решения, поэтому молодежные проблемы превращаются в важнейшую глобальную проблему
Среди таких проблем выделяется
проявление взаимного доверия и
уважения, которые разрушают асоциальные
установки у
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.