Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 00:01, курсовая работа
Эмпатию принято трактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило, в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки и того, и другого.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии межличностного общения 5
1.1. Основные подходы к изучению понятия эмпатии 5
1.2 Виды и функции эмпатии 11
1.3 Особенности проявления эмпатии 15
1.4 Роль эмпатии в развитии личности человека 18
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимо для выживания первобытных сообществ.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".
Эмпатия как коммуникативное свойство личности способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности.
Эмпатию принято трактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило, в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки и того, и другого.
Цель работы: Теоретический анализ изучения проблемы эмпатии межличностного общения.
В настоящее время в психологии отсутствует общепринятое представление об эмпатии. Одни авторы связывают эмпатию с эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, с терпимостью к другим людям. Другие рассматривают ее как акт вчувствования. В этом аспекте эмпатия выступает как вид чувственного познания, способность ставить себя на место другого человека, понимать аффективные ориентации других. Некоторые исследователи считают эмпатию перцептивным актом, обслуживающим межличностные отношения, и определяют ее как осознание уникальной неповторимости другого. Ряд авторов основным и достаточным проявлением эмпатии считают сопереживание, эмоциональный отклик на состояние другого. Некоторые исследователи полагают, что эмпатия является основой межличностного познания и осуществляется через механизмы идентификации, заражения, проекции, моторного подражания [11].
В современной психологической литературе термину «эмпатия» соответствует широкий набор определяющих уточнений («эмпатическое взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности») и синонимов («альтруизм», «просоциальное поведение», «социальная сензитивность»). Даже перечень этих терминов позволяет утверждать, что обозначаемая ими реальность имеет самое непосредственное отношение к гуманистическим профессиям, то есть к таким профессиям, которые по классификации Е.А. Климова следует отнести к классу «человек-человек». Одной из характерных профессий этого класса является профессия педагога [10].
К вопросу изучения эмпатии социально-психологического явления обращались многие авторы. Так, проводя обзор литературы по данному вопросу, необходимо отметить следующих исследователей и их работы:
Основательно изучался вопрос эмпатии, а также ее развития Пономаревой М.А. Так, автору принадлежат такие работы как «Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы», «Роль художественной литературы в развитии эмпатии», «Эмпатическое литературоведение”. Можно отметить, что Пономарева М.А. много работает над вопросом соотношения и взаимодействия таких понятий как “эмпатия” и “художественная литература”. Автор, таким образом, прослеживает взаимозависимость и взаимовлияние названных понятий.
В работе Пономаревой М.А. доказано большое воздействие на внутренний мир человека художественной литературы. В обзоре литературы в данной работе указываются имена психологов, которые подтверждают роль и влияние художественной литературы на развитие личности.
Также в работе подчеркивается, что “искуство обладает поистине уникальной способностью преобразовывать саккумулированные в идеале общественный опыт в личный опыт каждого” [15].
Пономарева М.А. рассматривает в своей работе направления взаимосвязи эматии и художественной литературы. Рассматривается автором также механизм воздействия художественной литературы на личность.
В результате проведенного исследования, анализа соответствующих источников, автор приходит к выводу, что в отечественных исследованиях определенное внимание уделяется выявлению роли художественной литературы в развитии эмпатии. В процессе постижения художественной литературы возникают художественные сопереживания воображаемому герою. Описанный процесс как раз и способствует развитию эмпатии у школьников.
Предметом исследования в работе Василюк Ф.Е. (“Семиотика и техника эмпатии») выступает одна из базовых единиц развиваемой автором психотехнических теорий. Рассматриваются возможности варьирования эмпатических реплик и функций этих вариаций в психотерапевтическом процессе.
Автор указывает, что эмпатия дает переживанию не только имя, но и значение. Полная сигнификация переживания позволяет сформироваться особому функциональному органу, который можно назвать «экспериментальным мышлением» .
Автор, в результате проделанной работы, приходит к выводу о том, что анализ эмпатической сигнификации должен рассматривать саму эмпатию и переживание не в статике, а в динамике[5].
Исследователь Майковская Л.С. в своей работе («Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки») раскрывает сущность и содержание каждого из компонентов этнокультурной толерантности, рассматривает способы ее формирования с учетом специфики деятельности педагога-музыканта.[13]
Понимание субъектом остальных людей постоянно эмоционально окрашено. Однако о пребывании в межличностных отношениях парадокса эмпатии разрешено произносить, когда в целостном акте знания иного человека этот составляющую более выражен в форме сопереживания или сочувствия. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, какие проверяет иной на базе отождествления с ним. Сочувствие – переживание субъектом по предлогу эмоций иного.
Феномен эмпатии в современной психологии
Эмпатический процесс, так или по другому, выступает во всех трактовках как отклик 1-го субъекта на ощущения и треволнения иного. Но как бы не казалось данное мнение, многофункционально соединяющим определенные эмоциональные состояния личности, некие зарубежные создатели делят сопереживание и сострадание как разные методы эмоционального реагирования: соединение с объектом, сравнение собственных эмоций с его переживаниями или соучастие в переживаниях иного при сохранении независящих эмоций субъекта.
Отечественные психологи разносторонне трактуют оглавление мнения эмпатии, определяя ее или как способность, или как процесс, или как положение, связывая ее с различными психическими действиями и психологическими чертами личности. В связи с этим в работах почти всех исследователей эмпатия рассматривается под определениями сензитивность, доброжелательность, отзывчивость, эмоциональная идентификация, разумные дела, сопереживание, сострадание.
С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен "расширенного эгоизма".[16]
Д.Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим Д.Б. Эльконин отмечал влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления "познавательного эгоцентризма" [17].
П.М. Якобсон указывает на два вида проявления чувств: первый основывается на сопереживании и зависит от умения человека "входить в иллюзорную, воображаемую ситуацию", второй – основывается на реальных ситуациях, "имеющих жизненную основу".[19]
Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатийных переживаний (сопереживание и сочувствие) и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия – альтруистические.
Кроме того, Т.П. Гаврилова считает сопереживание более простой формой эмпатии, а сочувствие – более сложной. Проведя серию экспериментов по методике проективного типа, она установила, что сопереживание характерно для младшего школьного возраста, а сочувствие – для подростков.
Критикуя положения выдвинутые Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожец, А.З. Неверович и ряд других сотрудников института дошкольного воспитания АПН ССР выдвинули свои положения об особенностях развития эмпатического процесса, они полагают, что сопереживание и сочувствие являются звеньями одной единой эмпатической цепи и обладает свойством однонаправленности (а именно - от сопереживания к сочувствию). К этому выводу они пришли на основе анализа данных, полученных при восприятии детьми-дошкольниками художественного произведения, когда испытуемые были поставлены в определенные условия, требующие от них перехода от переживания к проявлению сочувствия и даже содействия.
Как показали
итоги опытов создававшиеся при проведении
их условия не постоянно стимулировали
испытуемых на изображение не лишь содействия
персонажам сказки, но и элементарно сочувствия
им. Наблюдались факты, когда даже при
чрезвычайно сильном сопереживании детки
не обнаруживали готовности к сочувствию
тому или другому персонажу.
Они вызывали у испытуемых сострадание
к персонажем, выражающееся наиболее или
наименее точно у различных деток. Однако
почти все из испытуемых, даже при наличии
очевидного сочувствия персонажам сказки,
не обнаруживали ни малейшего содействия
тем, кому они сострадали: импульс к содействию
был, возможно, на столько слаб, что не
реализовался в содействии.
Было предположено, что вторично инициированное
зрелым переживание на базе появившегося
сочувствия сумеет начать не лишь возникновение
импульса к содействию, но и, может быть,
его реализацию. С данной целью были проведены
повторные игры-драматизации с испытуемыми,
дозволявшие как бы терять роли конкретно
позитивного персонажа, формовать повторную
и наиболее совершенную идентификацию
их с позитивным богатырем на фоне пережитого
и выраженного сочувствия ему, появившегося
в играх-беседах с персонажами. Все это
вдохновляло испытуемых жаждать к разрешению
той или другой драматической ситуации,
к выходу из нее методом оказания содействия
персонажу( по другому разговаривая, импульс
к содействию реализовался тут в настоящем
поступке оказания поддержке и т. д.)
Однако импульс к содействию может превратиться в мимолетный порыв и не реализоваться. В этом случае основной причиной неосуществления такого прорыва может быть отсутствие у ребенка (в его опыте) развитых способов сочувствовать и содействовать другим.
Итак, выявленная ими динамика эмпатийного процесса такова: сопереживание – сочувствие – импульс к содействию – реальное действие.
Как уже подчеркивалось, эта динамика - однонаправленный процесс. И то, что в исследовании Т.П.Гавриловой утверждается, что он разнонаправленный, объясняется тем, что наблюдающий часто сталкивается в жизни не с законченными и полными эмпатийными процессами, а с их укороченными модификациями, выступающими в виде оборванных на каком-то звене эмпатийных цепочек. Чем изначально короче эта цепочка, тем дальше стоит эмпатийный процесс от своего конечного звена - реального содействия другому, что собственно и является результатом эмпатийного процесса.[7]
В целом, эмпатия - это социально-психологическое свойство личности. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят:
способность эмоционально реагировать на переживания другого,
способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого,
способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. В качестве примеров таких критериев можно назвать:
1) модальность
ведущего компонента в
2) генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);
3) критерий диспозиционности эмпатии (личностная и ситуативная эмпатия);
4) критерий уровня развития эмпатии (элементарно-рефлекторные и личностные формы эмпатии).
Один из примеров использования первого основания для выделения видов эмпатии, содержится в работе А. П. Сопикова. По его мнению, существует три вида эмпатии:
1) эмоциональная,
если доминирует
Информация о работе Теоретический анализ изучения проблемы эмпатии межличностного общения