Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 00:01, курсовая работа
Эмпатию принято трактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило, в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки и того, и другого.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии межличностного общения 5
1.1. Основные подходы к изучению понятия эмпатии 5
1.2 Виды и функции эмпатии 11
1.3 Особенности проявления эмпатии 15
1.4 Роль эмпатии в развитии личности человека 18
Заключение 28
Список использованной литературы 30
2) познавательная,
если доминирует
3) поведенческая если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию.
В свою очередь, В. В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:
1) рациональная
эмпатия, которая осуществляется
посредством сопричастности, внимания
к другому интенсивной
2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;
3) интуитивная
эмпатия, включающая в себя в
качестве средств отражения
Существует еще один аспект определения форм эмпатии - это направленность эмпатических переживаний. Данный показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому аспекту эмпатия распределяется на сострадание и сопереживание. Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мерке на собственном прошедшем эксперименте и соединено с потребностью в своем благоденствии, с своими интересами. Второе основано на осмысливании неблагополучия другого человека и соединено с его нуждами и интересами. Отсюда сопереживание наиболее порывисто, наиболее напряженно, чем сострадание[7].
Кроме того, Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего Я во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения.[9]
Т. П. Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, - для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание.
В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может существовать ориентирована как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, означают как сопереживание, эмоция дискомфорта или индивидуальный дистресс. Она появляется в ситуации, когда воспринимаемое положение напарника вызывает усилие и фрустрацию личных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он как оказалось эмоционально уязвим. При этом индивидум проверяет подобные с объектом эмпатии треволнения, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивидум переживает или то, что могло бы статься с ним в будущем, или то, что вышло с ним в прошедшем. Переживания, направленные на себя, содействуют понижению личного дистресса и восстанавливают психологическое благоденствие индивидума. Они несут охранную функцию.
Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.
Названные виды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. В случае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия "за себя". Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой "за другого".
Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотношений.
Несмотря на то, что в последние годы у россиян возросли прагматические ценности, обнаруживается тенденция возрастания значимости и таких альтруистических ценностей как терпимость, чуткость, счастье других.
Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Рассмотрение функций эмпатии в общении в студченской группе может быть осуществлено:
1. Во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения.
2. Во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объекта эмпатии.
В психологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. В них указывается, что эмпатия у студентов способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия у студентов уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.
Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:
1) мотивируя
индивида на получение какой-
2) действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.
В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.
Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.
Функции эмпатии в жизни человека следующие:
1) эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;
2) она помогает
преодолеть психологическую
3) расширяет представление о жизни других;
4) обогащает
собственный эмоциональный
5) развивает
личность и систему ее
6) несет охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида.
Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и самоценности его "Я". Эмпатия дает возможность для самораскрытия личности студента и получения поддержки.
Многими исследователями, самостоятельно от такого, какой-никакой они следуют теоретической модели разъяснения давления и злости, указывается на маленький степень эмпатии как на одну из обстоятельств проявления злости. Группа южноамериканских психологов, делая упор на итоги серии опытов, пришла к выводу, что присутствие возможности к когнитивной эмпатии, под которой они соображали дееспособность индивидума к оценке виды происходящего с иным человеком и к ориентации на эту перспективу, негативно коррелирует с избранием конфликтных стратегий взаимодействия и таковой чертой личности, как злость.
Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта конструктивным образом решать конфликтные ситуации. В ситуации очень высокой или очень низкой степени вероятности проявления агрессии, способность индивида к оценке перспективы не может предотвратить или затормозить собственные агрессивные действия. Только в случае, когда степень вероятности осуществления деструктивных действий приближается к неким средним величинам, когнитивная эмпатия может выступать как механизм торможения агрессии.
Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.
Эмпатийным человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих. У него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления.
Эмпатийный
человек различается высочайшим уровнем
развития соц чувств и высочайшей чувствительностью
к нравственным эмоциям вины, позора. Он
еще отлично разбирается в том, что имеется
правильно, и что имеется обязано во содействии
с иными с точки зрения принятых публичных
норм. Способность к эмпатии означаемо
коррелирует с таковыми свойствами, как
терпимость к недочетам остальных, низкая
эмоциональная небезукоризненность, альтруизм
и общительность в общении.
Как отмечает А. П. Василькова, для проявляющих
высшую ступень эмпатии свойственны кротость,
доброжелательность, коммуникабельность,
горячность, а для демонстрирующих низкую
ступень эмпатии - обособленность, недоброжелательность.[6]
По этим Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты,
которым характерна верховная ступень
эмпатии, наименее расположены присваивать
людям вину за неблагоприятные действия
и не требуют особенных наказаний за их
проступки, т. е. проявляют снисходительность.
П. Мартин и Т. Туми выявили, что такие люди
проявляют себя как поленезависимые. У
тех, кто наиболее склонен к эмпатии, не
в такой мере имеет место быть злость.
Если тронуть гендерных различий, то по
неким этим, дамы наиболее расположены
к эмпатии, чем мужчины. Т. П. Гаврилова
отмечает, что сопереживание зрелым и
животным наблюдалось у мальчиков, а сострадание
– у девочек. По отношению же к ровесникам
все оказалось напротив: сопереживание
почаще выражалось девочками, а сострадание
– мальчиками.
Таким образом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты:
способность к децентрации;
позитивное видение других;
быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия;
преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.
Ему присущи:
открытость;
сензитивность к невербальному поведению другого;
чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам;
чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом.
Для него характерны:
эмоциональная стабильность;
терпимость в адрес недостатков других.
Система отношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого.
Социально-психологический тренинг как средство повышения эмпатии студентов
Формированию эмпатической культуры студентов способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социально-психологический тренинг, безусловно, представляется нам как метод формирования эмпатической культуры студентов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет:
приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;
приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;
сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под "другим углом";
развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;
скорректировать систему отношений к окружающему миру.
Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия.
В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него мотив чужого поведения - необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется через ролевое взаимодействие. Основными признаками учебной деловой игры являются:
моделирование процесса деятельности преподавателя и студентов в аспекте разрешаемой проблемы;
распределение ролей между участниками игры.
В рамках тренинга развивается диалоговое общение, которое, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества студентов.
Информация о работе Теоретический анализ изучения проблемы эмпатии межличностного общения