Теоретический анализ изучения проблемы эмпатии межличностного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Эмпатию принято трактовать либо как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило, в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа или образ искусства, антропоморфизированные наблюдателем в процессе восприятия. Понятие эмпатии относят и к чисто рефлексивным (осознаваемым) процессам понимания, и к явлениям чувственного познания, а иногда обнаруживают в эмпатии признаки и того, и другого.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмпатии межличностного общения 5
1.1. Основные подходы к изучению понятия эмпатии 5
1.2 Виды и функции эмпатии 11
1.3 Особенности проявления эмпатии 15
1.4 Роль эмпатии в развитии личности человека 18
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эмпатия1.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

2) познавательная, если доминирует информативность  в процессе моделирования субъектом  объекта эмпатии;

3) поведенческая  если доминирует волевой аспект в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и, в свою очередь расчет на его ответную эмпатию.

В свою очередь, В. В. Бойко различает следующие этапы эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии:

1) рациональная  эмпатия, которая осуществляется  посредством сопричастности, внимания  к другому интенсивной аналитической  переработки информации о нем;

2) эмоциональная  эмпатия, реализуемая посредством  эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;

3) интуитивная  эмпатия, включающая в себя в  качестве средств отражения другого  интуитивность, позволяющую обрабатывать  информацию о партнере на бессознательном  уровне.[2]

Существует еще один аспект определения форм эмпатии - это направленность эмпатических переживаний. Данный показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому аспекту эмпатия распределяется на сострадание и сопереживание. Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мерке на собственном прошедшем эксперименте и соединено с потребностью в своем благоденствии, с своими интересами. Второе основано на осмысливании неблагополучия другого человека и соединено с его нуждами и интересами. Отсюда сопереживание наиболее порывисто, наиболее напряженно, чем сострадание[7].

Кроме того, Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего Я во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения.[9]

Т. П. Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, - для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание.

В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может существовать ориентирована как на самого себя, так и на другого человека. Форму эмпатии, направленную на себя, означают как сопереживание, эмоция дискомфорта или индивидуальный дистресс. Она появляется в ситуации, когда воспринимаемое положение напарника вызывает усилие и фрустрацию личных межличностных потребностей субъекта эмпатии, и он как оказалось эмоционально уязвим. При этом индивидум проверяет подобные с объектом эмпатии треволнения, но они обращены на себя. Это выражается в их содержании: индивидум переживает или то, что могло бы статься с ним в будущем, или то, что вышло с ним в прошедшем. Переживания, направленные на себя, содействуют понижению личного дистресса и восстанавливают психологическое благоденствие индивидума. Они несут охранную функцию.

Форму эмпатии, направленную на другого, обозначают, как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как таковое безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему.

Названные виды эмпатии рождают разное поведение по отношению к другому и его нуждам. В случае личностного дискомфорта или дистресса человек предпринимает усилия, направленные на преодоление своего негативного состояния, стремится избежать травмирующих впечатлений, строит стратегию взаимодействия "за себя". Сочувствие или эмпатическая забота, с другой стороны, порождает альтруистические действия в адрес другого и стремление преодолеть его негативное состояние, что находит выражение в стратегии взаимодействия, именуемой "за другого".

1.3 Особенности проявления эмпатии

Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотношений.

Несмотря на то, что в последние годы у россиян возросли прагматические ценности, обнаруживается тенденция возрастания значимости и таких альтруистических ценностей как терпимость, чуткость, счастье других.

Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении. Рассмотрение функций эмпатии в общении в студченской группе может быть осуществлено:

1. Во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения.

2. Во-вторых, обозначая участников общения как субъекта и объекта эмпатии.

В психологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. В них указывается, что эмпатия у студентов способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия у студентов уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:

1) мотивируя  индивида на получение какой-либо  информации с целью усиления  собственной вовлеченности в  процесс общения;

2) действуя  в качестве обратной связи  на уже собранную информацию.

В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.

Функции эмпатии в жизни человека следующие:

1) эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;

2) она помогает  преодолеть психологическую защиту  другого;

3) расширяет  представление о жизни других;

4) обогащает  собственный эмоциональный опыт;

5) развивает  личность и систему ее ценностей;

6) несет  охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида.

Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и самоценности его "Я". Эмпатия дает возможность для самораскрытия личности студента и получения поддержки.

Многими исследователями, самостоятельно от такого, какой-никакой они следуют теоретической модели разъяснения давления и злости, указывается на маленький степень эмпатии как на одну из обстоятельств проявления злости. Группа южноамериканских психологов, делая упор на итоги серии опытов, пришла к выводу, что присутствие возможности к когнитивной эмпатии, под которой они соображали дееспособность индивидума к оценке виды происходящего с иным человеком и к ориентации на эту перспективу, негативно коррелирует с избранием конфликтных стратегий взаимодействия и таковой чертой личности, как злость.

Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта конструктивным образом решать конфликтные ситуации. В ситуации очень высокой или очень низкой степени вероятности проявления агрессии, способность индивида к оценке перспективы не может предотвратить или затормозить собственные агрессивные действия. Только в случае, когда степень вероятности осуществления деструктивных действий приближается к неким средним величинам, когнитивная эмпатия может выступать как механизм торможения агрессии.

1.4 Роль эмпатии в развитии личности человека

Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями, ядро которых состоит из ценностей собственного блага за счет блага других, будет склонен испытывать личностный дистресс при виде несчастий другого. Индивид с просоциальной мотивацией и приоритетом ценностей благополучия другого с большей долей вероятности и частоты будет испытывать сочувствие, оказавшись свидетелем неприятных переживаний другого.

Эмпатийным человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих. У него позитивная система отношений к другим, преобладает направленность на партнера по общению, и он умеет стать на его точку зрения. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления.

Эмпатийный человек различается высочайшим уровнем развития соц чувств и высочайшей чувствительностью к нравственным эмоциям вины, позора. Он еще отлично разбирается в том, что имеется правильно, и что имеется обязано во содействии с иными с точки зрения принятых публичных норм. Способность к эмпатии означаемо коррелирует с таковыми свойствами, как терпимость к недочетам остальных, низкая эмоциональная небезукоризненность, альтруизм и общительность в общении. 
Как отмечает А. П. Василькова, для проявляющих высшую ступень эмпатии свойственны кротость, доброжелательность, коммуникабельность, горячность, а для демонстрирующих низкую ступень эмпатии - обособленность, недоброжелательность.[6] 
По этим Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты, которым характерна верховная ступень эмпатии, наименее расположены присваивать людям вину за неблагоприятные действия и не требуют особенных наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми выявили, что такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто наиболее склонен к эмпатии, не в такой мере имеет место быть злость. 
Если тронуть гендерных различий, то по неким этим, дамы наиболее расположены к эмпатии, чем мужчины. Т. П. Гаврилова отмечает, что сопереживание зрелым и животным наблюдалось у мальчиков, а сострадание – у девочек. По отношению же к ровесникам все оказалось напротив: сопереживание почаще выражалось девочками, а сострадание – мальчиками.

Таким образом, эмпатийный человек отличается от других людей тем, что у него развиты:

способность к децентрации;

позитивное видение других;

быстрая ориентация в ситуациях взаимодействия;

преобладание демократических и альтруистических стратегий взаимодействия.

Ему присущи:

открытость;

сензитивность к невербальному поведению другого;

чувствительность к социальным эмоциям и моральным чувствам;

чуткость к нормам поведения, одобряемым обществом.

Для него характерны:

эмоциональная стабильность;

терпимость в адрес недостатков других.

Система отношений к другому эмпатийного человека включает неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускает отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого.

Социально-психологический тренинг как средство повышения эмпатии студентов

Формированию эмпатической культуры студентов способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социально-психологический тренинг, безусловно, представляется нам как метод формирования эмпатической культуры студентов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет:

приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;

приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;

сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под "другим углом";

развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;

скорректировать систему отношений к окружающему миру.

Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия.

В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него мотив чужого поведения - необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется через ролевое взаимодействие. Основными признаками учебной деловой игры являются:

моделирование процесса деятельности преподавателя и студентов в аспекте разрешаемой проблемы;

распределение ролей между участниками игры.

В рамках тренинга развивается диалоговое общение, которое, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества студентов.

Информация о работе Теоретический анализ изучения проблемы эмпатии межличностного общения